выступление психолога на семинаре по скорочтению

КУРМАНОВА Наталья Валентиновна

семинар "Формирование читательской грамотности в рамках ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_psihologa_na_seminare_po_skorochteniyu.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском мероприятии «Формирование читательской компетентности школьников на уроках и во внеурочное время»,

по теме « Внеурочные формы деятельности, как средство формирования читательской грамотности».

Занятие- практикум: «Читаю для себя, читаю потому что интересно!»

Педагог-психолог: Курманова Н.В.

Дата: ___________2016г.

Участники: учащиеся 5 г класса.

Цель: духовно-нравственное направление, формирование внутренней мотивации к чтению, развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, командообразование.

Вид внеурочной деятельности: игровая, досугово - развлекательная, проблемно-ценностное общение.

Форма проведения: практикум.

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности: приближенность к  естественной мотивированной коммуникации.

Какие УУД формируются на занятии-практикуме: метапредметные, личностные.

Ожидаемый уровень результатов внеурочной деятельности:

Первый уровень- приобретение школьником социальных знаний

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

        Ход занятия-практикума:

  1. Вступление: игра-разминка. Загадки. Ребусы.
  2. Работа в группах: вдумчивое чтение.
  3. Стихи в цифрах.
  4. Заключение. «Наша сказка»

В. А. Сухомлинский, утверждающий: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».

Основные принципы читательской деятельности в школе:

  • Принцип ориентации на читательские интересы ребенка. Поэтому в программу включены произведения, интересные для читателя соответствующие его возрасту.
  • Принцип новизны чтения. Занятием предусмотрена работа над произведениями тех авторов, которые уже знакомы детям по их читательскому опыту, но главной задачей занятий является расширение читательского кругозора, формирование самостоятельной читательской деятельности ребенка
  • за счет знакомства с новыми авторами и книгами.
  • Принцип разнообразия тематики и жанров литературных текстов.
  • Важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
  • Принцип «интересности» чтения. Одна из важных особенностей занятий во внеурочной деятельности заключается в том, что они должны быть увлекательными, интересными для школьника. Поэтому в программу включены игровые методы и приемы ведения занятий: литературные игры, кроссворды, тесты, соревнования и т.д.
  • Принцип добровольности чтения. Ребенок вправе прочитать часть произведения, выполнить те задания, которые ему интересны. Важными мотивами обучения ребенка должны стать самостоятельность в выборе произведения, соревновательность в учебном процессе. Важнейшим стимулятором чтения является читательская самооценка учащегося, которая формируется при выполнении оригинального задания «Мое читательское мнение».
  • Принцип свободного выбора вида чтения. При подготовке к занятию маленький читатель имеет право на разные виды чтения: наряду с изучающим он может ограничиться просмотровым чтением текста или общим знакомством с книгой (обложка, содержание, иллюстрации). Как вариант – знакомство с экранизацией указанного произведения.
  • Принцип положительного оценивания деятельности ученика. В целом обучение в рамках внеурочной деятельности не предполагает каких-либо оценок читательской деятельности обучающегося. Не прочитанная к занятию книга, невыполненное задание, ненаписанная творческая работа не служат поводом для негативной оценки (как устной, так и письменной) работы ученика.

Планируемые результаты обучения

Реализация занятий обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
  2. Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
  3. Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
  4. Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
  6. Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Приобретение первичных навыков работы с информацией:

  1. Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  2. Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
  3. Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
  4. Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).
  5. Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.
  7. Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
  8. Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
  9. Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.

Предметные результаты:

  1. Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.
  2. Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
  3. Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).
  4. Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
  5. Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
  6. Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
  7. Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.

Занятие спланировано по следующим принципам:

  • чередование знакомых читателю-ребенку текстов и авторов и незнакомых: обучающиеся должны принести на занятие знакомые им тексты из дома или из библиотеки;
  • гармоничное соотношение произведений классических и современных авторов;
  • баланс в соотношении произведений русской и зарубежной литературы;
  • чередование произведений на разные темы (о школе, о природе, о животных, о детстве, о подвигах, о дружбе, о красоте, о чудесах в мире, о научных открытиях и исторических событиях);
  • чередование произведений разных жанров (сказки, рассказы, юмористические произведения, приключения, стихи, научно-познавательные тексты, мифы).

        Вдумчивое чтение ориентировано на обучающихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса.

        Широкое использование аудиовизуальных технических средств, компьютерных технологий может в значительной степени повысить эффективность и наглядность учебных занятий, усилить интерес обучающихся к содержанию учебного процесса. Использование информационных ресурсов школьной библиотеки, сети Интернет расширит возможности младших школьников в освоении информационной культуры, в самостоятельной подготовке литературных проектов и выполнении индивидуальных заданий.

        Основная воспитательная задача учителя на занятиях – углубить интерес школьников к чтению, обрисовать перспективы читательского роста детей.         Главное – не навредить насильственным принуждением, не вызвать авторитарными методами отвращения к чтению художественной литературы.

        Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.

Задание 1. Слушание рассказов. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание «Сочини слова с пропущенными буквами».

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

Чтение на время. Упражнение. Несколько человек сейчас получают карточки, молча их прочитают и покажут внешне те эмоции, о которых в них говорится.
        Карточка 1. Изобразить ученика, получившего “двойку”.
        Карточка 2. Изобразить ученика, сидящего в страхе у двери зубного кабинета.
        Карточка 3. Изобразить ученика, вручающего однокласснице-имениннице цветы.
        После показа каждой ситуации необходимо определить, какая эмоция была показана, каким образом передана.
        Упражнение. Дети работают в парах. Покажите, как вы сердитесь друг на друга. Покажите это выражением лица, бровями, взглядом, сжатыми губами. А теперь покажите, как вы рады друг другу. Возьмитесь за руки, закройте глаза и покажите, как вы рады друг другу только жестами, пожатием рук. Откройте глаза, покажите радость не только жестами, но и взглядом, улыбкой. Давайте обобщим, что же мы узнали о способах проявления эмоций.
        Задание 2. Обсуждение образов-персонажей, идей сказок. Чтение по ролям. Творческое задание.

Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст. Когда раздаётся команда «Стоп, остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть . Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

1. “Приехала Василиса Премудрая домой. Хватилась - нет лягушачьей кожи. Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану-царевичу: “Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай; ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары сапог износишь, только тогда и разыщешь меня.
        Отрывок 2. У старика была дочь-красавица. Жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Не взлюбила она падчерицу, пристала к старику: “Прогони её из дома, чтоб я её и в глаза не видела. ” Старик взял да и выдал свою дочку замуж.
        Отрывок 3. Тут только вспомнил Иван-царевич про Василису-Премудрую, послал гонцов во все концы расспрашивать да разыскивать её. А когда нашлась Василиса-Премудрая, взял её Иван за руки белые, целовал в уста сахарные, привёл к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, да добра наживать”.
        Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
        Какие эмоции переживали сказочные персонажи? (Эмоции каждого анализируйте отдельно).
        Как внешне проявлялись их эмоции?
        Как эмоции одного героя влияли на эмоции другого?
        Задание 3. Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра. Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов.

Угол зрения. Попробуйте запомнить список слов, а потом найти нужное слово в списке. Ощутите на сколько трудно это упражнение вам дается.

Теперь изменим первоначальные условия. Пусть искомое слово будет даваться заранее. Заметьте как стало значительно проще находить нужную информацию

Вывод:

Если читатель знает что ищет, то его угол зрения с одной стороны расширяется – то есть, читатель может анализировать больший объем информации за единицу времени, а с другой стороны, читатель сужает угол зрения до поиска нужного шаблона.

Развитие дикции. 

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Задание 4. Путешествие в сказку.  Творческая работа: Мини-рассказ «Забавные истории из жизни». Читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов. 

Заколдованные предложения

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично тренирует внимание и зрительную память.

Например:

Переходи только дорогу вместе положенном

Гвоздик два кольца посередине два конца

Дали Кате каши нашей манной

В саду вишня весной расцвела в нашем

К Оле друзья на день пришли рожденья

Скользкая  опасная и длинная дорожка была

Педагог-психолог

МАОУ СОШ № 43 г.Тюмени                                Н.В.Курманова