Исследование взаимосвязи личностных качеств и условий успешности развития когнитивной сферы младшего школьника

Вора Лидия Ивановна

Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и на построение своей картины мира. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов.

      Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности. Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно выработанные критерии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_vzaimosvyazi_lichnostnyh_osobennostey.rar27.36 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «ШИСОО» с. Самбург

Пуровский район, ЯНАО

педагог-психолог Вора Л.И.

Взаимосвязь личностных качеств и условий успешности развития когнитивной сферы младшего школьника

        Пояснительная записка: Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и на построение своей картины мира. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов.

        Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности. Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно выработанные критерии.

        Актуальность: Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. В младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженные произвольный, преднамеренный характер. Однако произвольность познавательных процессов у детей шести-семи, десяти-одиннадцати лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под воздействием обстоятельств или по собственному побуждению.

        В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

        Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

        Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.

        Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство.

        Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает ребенка к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки. Соответственно, когда ожидания близких или учителей не оправдываются, и ребенок не получает признания с их стороны, у него повышается уровень тревожности, что пагубно влияет на развитие у него произвольности действий.

        Стремление «быть лучше чем все» обусловлено желанием стать безусловно принятым значимыми взрослыми, утвердить себя среди сверстников и поддержать на высоком уровне свою самооценку.

        Стремление быть «как все» имеет под собой несколько оснований. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для учебной деятельности навыками и знаниями. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей.

        Таким образом, основным для ребенка младшего школьного возраста является получение признания со стороны значимых взрослых, а именно учителя.

        Новизна: Личностные качества и социально-психологические условия, в которых находится обучающийся младших классов, оказывают существенное влияние на развитие его когнитивных качеств.

        Задачи:        Провести исследование когнитивных и личностных качеств при помощи методик: «Лесенка» В.Г. Щур, «Диагностика школьной тревожности» Филипса, «Опросник школьной мотивации» Г.Н. Лускановой, «Существенные признаки», «Исключение понятия», «Аналогии», «Обобщение».

        Диагностическая работа проводилась с обучающимися 2 «а» (в 2014 - 2015 году) и 3 «а» (в 2015 – 2016 году) классов на предмет изучения уровня развития у них когнитивных и личностных качеств и степени их взаимосвязи.

        В исследовании приняли участие 18 человек в возрасте от 9 до 11 лет, из них 12 девочек и 6 мальчик.

        Результаты, полученные при помощи исследования личностных качеств младших школьников:

Тест «Лесенка» (Щур В.Г., методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей). Самооценка в данном возрасте формируется в основном под влиянием взрослого (воспитателя, родителей) – только этим можно объяснить то, что некоторые ребята завышено или занижено оценивают себя (см. таб. 1). Дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых они ставят его на нижние ступеньки.

Таблица 1.

Сводная таблица результатов диагностики изучения уровня самооценки

самооценка

завышенная

адекватная

заниженная

2014-2015

22%(4)

72%(13)

6%(1)

2015-2016

39%(7)

61%(11)

0%(0)

Опросник «Учебная мотивация и школьная адаптация» (анкета Лускановой)

Анализируя результаты исследования, следует сказать, что из рассматриваемых классов наблюдается рост высокий уровень школьной мотивации на 11% (2). Хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе у половины (уч-ся) опрошенных учащихся.         Низкая учебная мотивация снижается на 6%. Негативного отношения к школе среди учеников 2-го и 3-го класса отмечено не было себя (см. таб. 2):

Таблица 2.

Сводная таблица результатов учебной мотивации и школьной адаптации

мотивация

отличная

хорошая

удовлетворительная

низкая

негативная

2014-2015

0%(0)

50% (9)

33% (6)

17% (3)

0%(0)

2015-2016

11%(2)

50%(9)

23% (4)

11%(2)

0%(0)

Тест «Уровень школьной тревожности Филлипса»

Повышенный уровень тревожности имеют в 2 “А” классе у 1 обучающегося,

 в 3 “а” у 0%(0) учащихся. Повышенный уровень школьной тревожности свидетельствует о том, что в школьной жизни ребенка встречаются такие ситуации, которые вызывают у ребенка стресс и переживания. Высокий уровень тревожности в 2 “А” классе у 4-х обучающихся, в 3 “Б” у 3-х обучающихся. У детей с высоким уровнем школьной тревоги практически все учебные ситуации вызывают стресс. В целом для обучающихся 2-х и 3-х классов характерны страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний.

        

        Результаты, полученные при помощи исследования когнитивной сферы младших школьников

Методика «Существенные признаки»,целью которой является определение умения отличать существенные признаки от несущественных, были получены следующие результаты себя (см. таб. 3):

Таблица 3.

Сводная таблица результатов определения умения отличать

 существенные признаки от несуществующих

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

уровень

2014-2015

6% (1)

6%(1)

44%(8)

22%(4)

22%(4)

2015-2016

6% (1)

28% (5)

39%(7)

16% (3)

11% (2)

Методика «Исключение лишнего», целью которой является определение степени овладения операциями обобщения и отвлечения, были получены следующие результаты себя (см. таб. 4):

Таблица 4.

Сводная таблица результатов определения степени

овладения операциями обобщения и отвлечения

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

уровень

2014-2015

0%(0)

11%(2)

23%(4)

38%(7)

28%(5)

2015-2016

6%(1)

6%(1)

44%(8)

22%(4)

11%2)

        

Методика «Аналогии», целью которой является определение уровня овладения мыслительной операцией «аналогия», были получены следующие результаты себя (см. таб. 5):

Таблица 5.

Сводная таблица результатов определения уровня овладения

 мыслительной операцией «аналогия»

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

уровень

2014-2015

0%(0)

6%(1)

28%(5)

38%(7)

28%(5)

2015-2016

0%(0)

11%(2)

43%(8)

23%(4)

23%(4)

        

Методика «Обобщение», целью которой является определение уровня овладения мыслительной операцией обобщение, были получены следующие результаты себя (см. таб. 6).

Таблица 6.

Сводная таблица результатов определения уровня овладения

мыслительной операции обобщения

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

уровень

2014-2015

0%(0)

6%(1)

28%(5)

38%(7)

28%(5)

2015-2016

0%(0)

11%(2)

43%(8)

23%(4)

23%(4)

        Вывод: Согласно полученным при помощи нашего исследования результатам можно сделать вывод о том, что степень развития когнитивных качеств младших школьников тесно связано с их самооценкой и оценкой их умственных способностей родственниками и друзьями. Чем выше оценивают, по мнению самих детей, их красоту, ум, доброту и счастье родители и друзья, тем выше показатели, полученные при исследовании когнитивных качеств.

        По итогам индивидуальных занятий в русле системного психологического сопровождения можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая работа с учащимися младших классов, проводимая в русле системного психологического сопровождения, является важной и эффективной составляющей деятельности школьного психолога образовательного учреждения.

        Полученные нами данные вызывают интерес и нуждаются в дальнейшем изучении.