Изучение депрессии у детей-подростков

Шахматова Полина Викторовна

Исследование ученицы по психологии в рамках участия в научном обществе учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chanova_anastasiya10a.zip183.88 КБ

Предварительный просмотр:

Слет научных обществ учащихся образовательных учреждений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13»

Слет  научных обществ обучающихся

образовательных организаций общего и дополнительного

образования города Нижневартовска в 2016-2017 учебном году

Секция 7. Психология

«Исследование депрессии у детей-подростков»

Автор: Чанова Анастасия Владимировна,

ученица 10А класса

МБОУ «СШ №13»

Руководитель: Шахматова Полина Викторовна,

педагог-психолог МБОУ «СШ№13»

г. Нижневартовск

 «Исследование депрессии у детей-подростков»

Чанова Анастасия Владимировна, 10А класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13» Аннотация

Данная исследовательская работа была выполнена обучающейся Чановой Анастасией Владимировной (10А класс МБОУ «СШ № 13» г. Нижневартовска) в текущем 2016-2017 учебном году под руководством педагога-психолога, Шахматовой Полины Викторовны.

Известно, что подростковый возраст является критическим в психологическом развитии. На данном возрастном этапе происходит открытие своего внутреннего мира подростком, появляется потребность разобраться в нем, склонность к самоанализу. В результате к концу подросткового возраста происходит становление Я-концепции, как целостной системы представления о себе, являющейся центральным новообразованием данного возрастного развития. В наблюдениях и исследованиях отечественных психологов отмечается и дисгармоничное развитие самооценки, Я-концепции, эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Данные изменения приводят к снижению настроения, а в дальнейшем к депрессии в подростковом возрасте. Актуальность данной проблемы видим также в том, что подростки с высоким уровнем депрессии, не зная эффективных способов ее преодоления, могут замыкаться в себе, совершать противоправные действия, вступать в различные группы в социальных сетях, наивно полагая, что им там окажут помощь и поддержку.

Исследование ставит целью провести исследование депрессии у детей-подростков и выявить ее особенности.  Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности подросткового возраста в психологической литературе.

2. Провести практическое исследование депрессии у детей-подростков.

3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Объектом  исследования выступают дети-подростки. Предметом исследования являются психологические  особенности депрессии детей-подростков 8 классов школы №13 г. Нижневартовска.

В исследовательской работе был использован «Опросник детской депрессии» (CDI) разработаннный М. Ковач. Данная методика позволяет определить общий показатель депрессии в исследуемой группе, а также выявить депрессию по следующим шкалам: Шкала А («негативное настроение»), Шкала В («межличностные проблемы»), Шкала С («неэффективность»), Шкала Д («ангедония»), Шкала Е («негативная самооценка»).

В качестве испытуемых нами были выбраны школьники в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-х классов.  В исследовании принимали участие 84 обучающихся. Полученные данные исследования и выводы представлены в научной статье.

Полученные результаты исследования позволяют более качественно  проводить информационную работу и психологическую поддержку подростков с высоким уровнем депрессии.

«Исследование депрессии у детей-подростков»

Чанова Анастасия Владимировна, 10А класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13» План исследований

В современном обществе сложилась отрицательная тенденция, когда о подростках вспоминают, только если речь идет о нарушении поведения, правонарушениях и преступности. Как правило, средства массовой информации и педагоги предпочитают обвинять и рассуждать лишь о поверхностных проявлениях подросткового возраста, при этом  часто игнорируя такую важную деталь как становление личности подростка и помощь, в которой он нуждается в этот период. Статистика показывает, что большинство правонарушений и первичные случаи потребления алкогольных и психоактивных веществ происходит именно в подростковом возрасте. Почему так происходит? Я думаю, ответы кроются именно в том, что большинство подростков глубоко переживают изменения и метаморфозы, которые происходят в их личностном развитии.  Это приводит к снижению настроения, и даже к депрессии. Так ли это? – попробуем разобраться.

Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональная сфера подростков всегда находилась под пристальным вниманием: у школьных психологов, учителей, родителей. У депрессивных подростков наблюдается повышенная реакция на воздействие стресса, они очень эмоциональны, и склонны воспринимать все близко к сердцу, что усиливает их уязвимость по отношению к депрессии. Подросток в депрессивном состоянии в связи со своей эмоциональной разбитостью может искать разные способы преодоления депрессии, причем некоторые из них неблагополучно сказываются на их здоровье, не всегда правильны по отношению правилам и нормам общества. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время наиболее частой проблемой является проблема депрессивных расстройств. А особенно это касается детей в подростковом возрасте. Исследования показывают, что каждый восьмой подросток из десяти страдает подростковой депрессией.

Таким образом, выдвигается гипотеза, что изучение особенностей депрессии у современных подростков позволит оказать своевременную и качественную помощь для подростков и их родителей. 

Научная работа ставит целью провести исследование депрессии у детей-подростков и выявить ее особенности.  Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности подросткового возраста в психологической литературе.

2. Провести практическое исследование депрессии у детей-подростков.

3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Объектом  исследования выступают дети-подростки. Предметом исследования являются психологические  особенности депрессии детей-подростков 8 классов школы №13 г. Нижневартовска.

План мероприятий исследования состоял из трех этапов. На каждом из которых решались конкретные задачи исследования и проводились специальные мероприятия изучения депрессии в подростковом возрасте.

1. Теоретический анализ литературы

  • подборка литературы по теме исследования;
  • рассмотрение теоретических постулатов особенностей подросткового возраста и депрессии в современной психологической литературе;
  • описание особенностей депрессии у детей-подростков в теоретической части исследования.

На данном этапе исследования были рассмотрены работы отечественных  психологов по вопросам исследования подросткового возраста таких авторов как: Р.М. Громов,  Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин.

В данной части работы дано определение «подросткового возраста», как периода онтогенеза, переходным между детством и юностью. Рассмотрены психологические особенности ведущей деятельности, социальной ситуации развития и кризиса в подростковом возрасте. Хотим отметить, что теоретические исследования подросткового возраста имеют обширную географию и разносторонние взгляды научных деятелей. Тем самым теоретическое содержание в нашей исследовательской работе не является абсолютно однозначным, так как мы ограничены в количестве материала. Таким образом, одним из направлений в перспективе развития исследования может считаться и теоретическое, показ других подходов к особенностям подросткового возраста.

В теоретической части исследования отражены основные определения понимания «депрессии», также представлены основные причины и особенности депрессивных состояний в подростковом возрасте. В своем исследовании мы опираемся на следующее определение «Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») - это психологическое расстройство, которое характеризуется пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей действительности, соматоневрологическими расстройствами». [13] В работе рассмотрены теоретические исследования таких авторов как: Л.И. Божович, А.В. Захаров, Н.М. Иовчук, А. Подольский, А.А. Северный.

Следует отметить, что последние исследования депрессивных состояний у детей-подростков дотированы до 2010 года. А дальнейшие исследования в литературе не встречаются, лишь только отдельные исследования малоизвестных авторов. Отсюда следует, что наше исследование может стать началом для более детального исследования депрессии у современных детей-подростков, выявление ее особенностей, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе Югре.

2. Практический этап

  • подборка методов и методик исследования, определение выборки для проведения практической части работы;
  • проведение диагностики.

В исследовательской работе был использован «Опросник детской депрессии» (CDI) разработаннный М. Ковач в 1992 году и адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.

Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, так как выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Каждый пункт содержит 3 варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2. показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.

Предъявление. Попросите ребенка записать свое имя или запишите его сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течение последних двух недель. Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от  того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Данная методика позволяет определить общий показатель депрессии у подростков, а также выявить депрессию по следующим шкалам:

Шкала А («негативное настроение») – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В («межличностные проблемы») – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.

Шкала С («неэффективность») – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала Д («ангедония») – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества.

Шкала Е («негативная самооценка») – негативная оценка собственной неэффетивности.

Подсчет общего показателя: Эта сумма баллов, выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста.

По каждой шкале теста также подсчитывается балл. Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т–показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка.

Данная методика обладает следующими преимуществами: небольшие временные затраты на проведение и обработку результатов; легкость проведения, вследствие чего использовать методику может не только, психолог, но и классный руководитель, учитель-предметник. Полученные результаты могут быть представлены как в письменном виде, так и в форме графика по целому классу и по отдельным ученикам.

Подростковый возраст является особенным психологическим периодом развития личности, на данном возрастном этапе решаются вопросы самоопределения учащихся. Динамика развития в данном возрасте зависит от ряда условий. Прежде всего, это общее эмоциональное состояние, существенно влияющее на процесс личностного развития. В связи с этим в качестве испытуемых нами были выбраны школьники одной из общеобразовательных школ города Нижневартовска в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-х классов.  В исследовании приняли участие 84 обучающихся.

    3. Аналитический этап

  • количественный и качественный анализ результатов исследования;
  • написание заключения по исследовательской работе;
  • внесение предложений и определение перспектив развития исследования.

В содержании научной статьи представлены результаты исследований, в заключение работы отражены выявленные особенности депрессии современных подростков. Хотим отметить, что 37% опрошенных детей-подростков имеют высокий уровень депрессии.

Дальнейшую перспективу развития исследования видим в том, чтобы увеличить охват исследования, провести сравнительный анализ на различных возрастных этапах, можно выделить исследование по гендерному (половому) признаку.

Для психологической поддержки и информационного сопровождения детей-подростков с высокими показателями депрессии предлагаем проект «Научи хорошему». Данный проект позволит научить участников техникам быстрого снятия эмоционального напряжения и поднятия настроения. Содержание проекта читайте в Приложении 3 исследовательской работы.       Думаем, наша идея позволит в будущем реализовать проект «Научи хорошему» на уровне нашей школы, а возможно и города, возможно участие в конкурсе позволит нам отыскать единомышленников, чтобы данный проект не ограничивался стенами школы, а был доступен всем жителям города Нижневартовска.

 «Исследование депрессии у детей-подростков»

Чанова Анастасия Владимировна, 10А класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13»

Научная статья       

Содержание

1. Актуальность исследования……………………………………………………………………6

1. 1. Психологические особенности подросткового возраста. …………………………………8

1.2. Депрессивные проявления в  подростковом возрасте. …………………………………….11

2. Обоснование выбора методов исследования………………………………………………….14

3. Результаты психологического исследования………………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………………………18

Список использованной литературы……………………………………………………………..19

Актуальность исследования

В современном обществе сложилась отрицательная тенденция, когда о подростках вспоминают, только если речь идет о нарушении поведения, правонарушениях и преступности. Как правило, средства массовой информации и педагоги предпочитают обвинять и рассуждать лишь о поверхностных проявлениях подросткового возраста, произнося при этом:  «Ну это же подростковый возраст!», «Чего с них взять они же подростки!». При этом  часто игнорируя такую важную деталь как становление личности подростка и помощь, в которой он нуждается в этот период. Чтобы развеять эту тенденцию необходимо знать, с какими проблемами сталкиваются подростки, и искать пути их решения.

Статистика показывает, что большинство правонарушений и первичные случаи потребления алкогольных и психоактивных веществ происходит именно в подростковом возрасте. Почему так происходит? Вы думаете, подросток хочет быть плохим? А может причина кроется глубже, может современному подростку нелегко рассмотреть свой внутренний мир, понять «Кто он?», «Для чего он живет?». Часто подростки думают о том, как жить в столь сложном, противоречивом мире. Все эти вопросы и поиск ответов накладывают отпечаток на психологическом здоровье подростка, на его настроении. Я думаю, ответы кроются именно в том, что большинство подростков глубоко переживают себя, что приводит к снижению настроения. И даже к депрессии. Так ли это? – попробуем разобраться.

В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает время поиска ответов. За короткий отрезок времени – с 11-ти до 16-ти лет ребенок делает огромный шаг в развитии и становится подростком. В это время кардинально меняется не только психика подростка, но и его гормональное и физическое состояние. Подросток становится уязвимым и без должной поддержки не в состоянии справиться со становлением своей личности самостоятельно. Начинается период внутренних конфликтов с самим собой, спутниками которых является частая смена настроения, поиск новых друзей и увлечений, а также появление агрессии. В этот период начинаются проблемы подростков с родителями, что в свою очередь приводит к снижению настроения и депрессии.

Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональная сфера подростков всегда находилась под пристальным вниманием: у школьных психологов, учителей, родителей. У депрессивных подростков наблюдается повышенная реакция на воздействие стресса, они очень эмоциональны, и склонны воспринимать все близко к сердцу, что усиливает их уязвимость по отношению к депрессии. Подросток в депрессивном состоянии в связи со своей эмоциональной разбитостью может искать разные способы преодоления депрессии, причем некоторые из них неблагополучно сказываются на их здоровье.

Депрессия - распространенное в наше время психическое расстройство. Сейчас депрессивные расстройства занимают одно из первых мест по изучению, и решению этой проблемы. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования, исследования депрессий у подростков стали проводиться примерно с первой половины XX века. Возникновение депрессивного состояния в данном возрасте происходит в результате взаимодействия многих причинных факторов. К сожалению, это явление распознать очень тяжело, пока не наступит её крайняя точка. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время наиболее частой проблемой является проблема депрессивных расстройств. А особенно это касается детей в подростковом возрасте. Исследования показывают, что каждый восьмой подросток из десяти страдает подростковой депрессией.

Таким образом, выдвигается гипотеза, что изучение особенностей депрессии у современных подростков позволит оказать своевременную и качественную помощь для подростков и их родителей. Цель провести исследование депрессии у детей-подростков и выявить ее особенности.  Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности подросткового возраста и депрессии в психологической литературе.

2. Провести практическое исследование депрессии у детей-подростков

3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Объектом  исследования выступают дети-подростки. Предметом исследования являются психологические  особенности депрессии детей-подростков 8 классов г. Нижневартовска.

1. 1. Психологические особенности подросткового возраста.

 Подростковый возраст – период от 11-12 до 14-15 лет – зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними. В данной части исследования мы рассмотрим теоретические постулаты подросткового возраста в психологической отечественной литературе.

Социальная ситуация, на первый взгляд, остается прежней: подросток продолжает жить в той же семье, ходит в туже школу, он окружен теми же сверстниками, то есть внешние обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшествующий период. Однако меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это и обуславливает новую социальную ситуацию.

Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности. В теоретических исследованиях И.В. Дубровиной отмечается, что в данном возрасте часто встречается чередование периодов повышенной активности, значительного роста энергии и периодов повышенной утомляемости. Бурные изменения в организме подростков резко повышают интерес к своей внешности. Они вынуждены адаптироваться к своему меняющемуся телу, принять новый Я-образ. В исследованиях И.С. Кона указано, что принятие или неприятие собственного образа подростками приводит к повышению тревожности, снижению самооценки, что в конечном итоге может являться причиной нарушения поведения подростков, вплоть до невротических реакций.   Источником конфликтов с представителями старшего поколения может стать отсутствие в этом возрасте устойчивой системы координат – системы жизненных ценностей, которая позволила бы реально оценивать события.

Анализ многочисленных исследований по теме «Подросток» (Носкова, 1999) показал, что в большинстве из них данный возраст изучается через характеристику феноменов самосознания. В культурно-исторической психологии развития Л.С. Выготского непосредственно указано, что самосознание есть новообразование подросткового возраста. Самосознание при этом понимается и связывается с овладением человеком самим собой, с процессом самопознания, уровнем развития мышления и воли. В самосознании подростка происходит слияние аффективного и когнитивного в «берега» волевого.

Главной формой самосознания является «чувство взрослости». По определению Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой «чувство взрослости» – это стремление быть, казаться и действовать как взрослый. В исследовании О.В. Курышевой изучалось представление подростков о собственной взрослости. Анализировались детские сочинения на тему «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым». Было установлено, что развитие образа взрослости происходит по сложно организованной схеме: от «сказочного» внешне обусловленного героического поступка к внешнему, но реальному поступку; к реальным поступкам, обусловленным внутренними признаками взрослости, к общему представлению о взрослости как единстве ответственности и самостоятельности.

В концепции развития личности и самосознания В.С. Мухиной отмечается, что все звенья самосознания уже включены в самосознание подростка. Но содержательное их наполнение имеет свою возрастную специфику. Физический облик, внешний вид становится предметом исследования, подражания и особой заботы подростка. Отроку в сфере развития его самосознания предстоит приспособиться к новым телесным ощущениям, изменениям внешности. «Подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, – ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно случиться» (Мухина, 1997, с. 405).

Социальное пространство как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной для подростка предстает в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно – в подростковой субкультуре. Подросток стремится овладеть всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны). По мнению автора, он показывает высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора. Подросток уже способен понять и принять значение выбора как элемента культуры, когда он сам ответственно его делает.

К.Н. Поливанова, рассматривая проблему психологического содержания подросткового возраста, отмечает в качестве дискуссионного вопрос о ведущем виде деятельности данного периода. Традиционно ведущей деятельностью в подростковом возрасте называются общение со сверстниками (Д.Б.Эльконин) и общественно значимая деятельность (В.В.Давыдов).

Изучая психологию подростка, необходимо рассмотреть особенности процесса социализации ребенка данного возраста, так как именно по социальной конфликтности подростковый период С. Холл называет «периодом бури и натиска». Трудности социализации современного подростка отечественные авторы Авдуевская Е.П., Баклушинская С.А. связывают с тем, что сегодня социальные изменения происходят намного быстрее способности ребенка адаптироваться.  Когда едва полученный опыт оказывается неприемлемым в социальной практике, а усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться, а напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Агентами социализации для подростка являются семья и сверстники. Ученые доказали, что подростки, которые в качестве значимых лиц указывают членов семьи, в большей степени склонны воспринимать социальную действительность как стабильную и устойчивую, чем их сверстники, для которых семья является менее значимой.

Грановская Р.М. описывает проблемы, возникающие в процессе общения ребенка-подростка и взрослого. По каждому году периода подростничества Грановская Р.М. отмечает виды зависимостей, в которые может попасть ребенок. Так, в возрасте 12 лет подросток в большей степени рискует стать наркоманом, так как он еще некритично относится к разнообразным друзьям. В 13 лет ребенок становится чувствительным к критике, деньги и вещи рассматриваются им как способ привлечь к себе внимание, поэтому кражи и нечестность часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. В этом возрасте усиливается интерес к бессмертию, происходит внутренняя борьба с интенсивной тревогой вследствие осознания своей конечности, на пороге взросления ребенок чувствует угрозу своему существованию. Ему приходится делать выбор: либо путь реальных достижений, либо уход в мир фантазий. Это первая критическая точка, когда возможен уход ребенка в какую-либо секту. В 14 лет центр внимания подростка переносится на окружающий мир, ребенок вновь становится экстравертированным. Он задумывается над значением жизни, и из-за отсутствия ясной перспективы часто происходят нервные срывы в связи с утратой душевного равновесия. В этом же возрасте наиболее часты дисморфобии – навязчивый страх телесного уродства или дефекта. В западной литературе болезненные варианты пубертатной дисморфобии называют «синдром Квазимодо», а неболезненные варианты таких переживаний – «синдром гадкого утенка». Сомнения и тревоги по поводу своего будущего облика выдают ребенка раздражительностью, сочинительством небылиц, манерой одеваться. Средством успокоения для подростка обычно выступает конформистская тенденция одеваться как все в референтной группе («социальная мимикрия»).

15 лет – возраст максимальной самостоятельности. Подросток стремится во всем обнаружить свою волю, часто идет на провоцирование ситуации. Главный мотив, который движет подростком, – желание утвердиться в коллективе сверстников. Неадекватно завышенные притязания способствуют вступлению в девиантные группы, которые дают ребенку новые способы самоутверждения. Надо иметь в виду, что низкая самооценка отрока предрасполагает к асоциальному пути развития. В этом возрасте ребенок переживает и чувство одиночества, и чувство соперничества. Суть конфликта взрослого и ребенка Грановская Р.М. видит в разной ориентации психологического времени: если взрослый концентрирует свое внимание на дальних результатах, то подросток – на ближайших. Таким образом, это может приводить к дисгармоничным путям развития подростка.

1.2. Депрессивные проявления в  подростковом возрасте.

  Депрессия - распространенное в наше время психическое расстройство. Сейчас депрессивные расстройства занимают одно из первых мест по изучению, и решению этой проблемы. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования, но исследования депрессий у подростков стали проводиться примерно с первой половины XX века. Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Депрессия в этом возрасте очень сложное явление, которое имеет много причин и непредсказуемых последствий. Возникновение депрессивного состояния в данном возрасте происходит в результате взаимодействия многих причинных факторов. К сожалению, это явление распознать очень тяжело, пока не наступит её крайняя точка. Многие знаменитые ученые и философы еще до нашей эры давали людям разные рекомендации по избавлению этого, так называемого депрессивного состояния.

Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») - это психологическое расстройство, которое характеризуется пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей действительности, соматическими и неврологическими расстройствами. [13]

Эмоциональные проявления депрессии: тоска, подавленное, угнетенное настроение, отчаяние, страдание, раздражительность, тревога, утрата способности испытывать удовольствие от раннее приятных занятий, потеря интереса ко всему окружающему.

Физиологические проявления депрессии: нарушения сна (бессонница, сонливость), нарушение функции кишечника (запоры), изменения аппетита (его утрата или переедание), снижение сексуальных потребностей, боли в сердце, желудке, в мышцах, снижение энергии.

Поведенческие проявления: избегание общения (нежелание общаться с другими людьми, склонность к одиночеству), отказ от развлечений, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, дающие временное расслабление.

Мыслительные проявления: трудность принятия решения, трудности сосредоточения, преобладание негативных, мрачных мыслей о себе, заниженная самооценка, мысли о самоубийстве (в случае тяжелой депрессии), мысли о ненужности, не значимости себя в этом обществе, замедленность мышления.[10]

По мнению Дробинской А.О., понятием «депрессия» можно охарактеризовать множество состояний человека. Этот термин широко используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. Но о депрессии говорят уже как о наличии острой стадии нервного расстройства, не нужно путать ее с обычной грустью, временными переживаниями, вызванными разными причинами. Грусть - весьма человечная эмоция, которая передает нашу реакцию на потери и разочарования. Она необходима нам для того что бы вполне ощущать счастье, радость, восторг. Только сравнивая с грустью можно по-настоящему оценить полноту радости.[2]

Термин «депрессия», также используют для определения болезни, значительно отличающейся от проходящей грусти. Эта болезнь, так называемая клиническая депрессия. Она имеет следующие признаки:

  • депрессия длиться дольше и ощущается интенсивнее обычного;
  • ей свойственны проблемы часто связанные с человеческими взаимоотношениями, мышления, поведения, и биологического функционирования людей;
  • депрессия, связанная с повседневной жизни, как на работе, так и дома;

Северный А.А. утверждал, что депрессивное расстройство - это серьезная болезнь, которая снижает трудоспособность, приносит страдания, как самому больному, так и его близким. Людям малоизвестно о типичных признаках депрессии, и ее последствии, поэтому им оказывают помощь, когда уже депрессивное расстройство оказывает затяжной и более тяжелый характер, а во многих случаях вообще не оказывается.

   Проявления депрессии в подростковом возрасте

В подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще проявляются под «масками» нарушенного поведения, соматического неблагополучия, снижения интеллектуальной деятельности. Все это приводит к школьным проблемам. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а, также, не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.[13]

Симптомы депрессивных подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий. Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий. Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников.[17] Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.

Н.М. Иовчук считает, что вероятность возникновения у современных подростков депрессивности повышают следующие факторы:

• Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

• Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессивности, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

• Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

• Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).

• Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).

• Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессивности и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).[10]

Отметим еще немаловажный фактор развития депрессивного состояния у подрастающего поколения, с психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Во всех исследованиях результаты показали, что тех, кто оценивал собственную деятельность выше, чем это было на самом деле, высока вероятность развития подавленного состояния и депрессии. По мнению ученых, существует тесная связь между возникновением депрессивного состояния и уровнем самооценки личности подростка. Очень часто основной причиной депрессии является так же постепенное понижение человеком собственной самооценки, собственных привлекательных черт и заслуг. Это происходит обычно под влиянием негативных мыслей о себе.[15]

Так как в подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Все эти перемены влекут за собой различные внутренние конфликты, которые могут являться основой для развития депрессии у подростков. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие - что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

2. Обоснование выбора методик.

В исследовательской работе был использован «Опросник детской депрессии» (CDI) разработаннный М. Ковач в 1992 году и адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.

Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, так как выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Каждый пункт содержит 3 варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2. показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.

Данная методика позволяет определить общий показатель депрессии у подростков, а также выявить депрессию по следующим шкалам:

Шкала А («негативное настроение») – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В («межличностные проблемы») – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.

Шкала С («неэффективность») – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала Д («ангедония») – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества

Шкала Е («негативная самооценка») – негативная оценка собственной неэффетивности.

Данная методика обладает следующими преимуществами: небольшие временные затраты на проведение и обработку результатов; легкость проведения, вследствие чего использовать методику может не только, психолог, но и классный руководитель, учитель-предметник. Полученные результаты могут быть представлены как в письменном виде, так и в форме графика по целому классу и по отдельным ученикам.

В качестве испытуемых нами были выбраны школьники одной из общеобразовательных школ города Нижневартовска в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-х классов.  В исследовании приняли участие 84 обучающихся. Для более точных результатов, мы просили подростков не подписывать бланки с ответами, а зашифровали их.

3.  Результаты психологического исследования 

Таблица №1. Результаты исследования депрессии у детей-подростков.

показатель

ВА

ВБ

ВВ

ВГ

итог

кол.

%

кол.

%

кол.

%

кол.

%

кол.

%

нет депрессии

6

30%

4

19%

6

32%

4

17%

20

24%

легкое снижение настроения

5

25%

7

34%

8

42%

7

29%

27

32%

маскированная депрессия

1

5%

3

14%

0

 

4

17%

8

10%

высокая депрессия

7

35%

4

19%

5

26%

2

8%

18

21%

выше 30 баллов

1

5%

3

14%

0

 

7

29%

11

13%

Диаграмма 1. Показатели депрессии у детей-подростков.

Выводы:

  1. Анализ анкет показывает, что среди детей-подростков большое количество с показателем «легкое снижение настроения» (в среднем по 6-7 человек в каждой группе). Данный показатель рассматривается как ситуативное снижение настроения, обусловлен внешними факторами. Например, ссора с другом или родителем, отрицательная отметка на уроке, соматическое состояние (болезнь). Данная группа обучающихся может быстро сменить настроение на позитивное.
  2. Среди опрошенных наблюдается небольшое количество тех, кто маскирует депрессию под улыбкой, хорошим настроением или наоборот, болезнями. В среднем по 2 человека в каждой группе. Маскированная депрессия связана со старыми обидами и переживаниями прошлого опыта, из-за неразрешенных конфликтных и стрессовых ситуаций. Данной группе подростков может быть рекомендована консультация или беседа со взрослыми, чтобы разобраться в собственных чувствах и переживаниях.
  3. Позитивным результатом исследования можно считать наличие детей-подростков у которых отсутствуют признаки депрессии (в среднем по 5 человек в каждой группе). Данная группа обучающихся не подвержены депрессивным состояниям, пребывают в хорошем настроении.
  4. Высокие показатели депрессии выявлены в каждой исследуемой группе (в среднем по 4 человека). Данная группа обучающихся проявляют сниженное настроение, переживания, связанные с низкой оценкой себя, с трудностями межличностного общения.
  5. В исследовании выделена отдельная группа с высоким уровнем депрессии (выше 30 баллов). Данную группу обучающих, можно отнести в «зону риска», так как им требуется специализированная психологическая помощь и поддержка.
  6.  Более детальные результаты исследования представлены в Таблице №1.

Диаграмма 2. Общий показатель депрессии в исследуемых группах

Анализируя общие показатели исследования депрессии у детей-подростков, можно сделать следующие выводы:

  1. 24% исследуемых подростков (20 человек) не испытывают депрессии, имеют хорошее настроение и удовлетворены собственной жизненной ситуацией, принимают себя такими какие они есть.
  2. 32% детей-подростков (27 человек) проявляют легкое снижение настроения, которое является ситуативным
  3. 10% испытуемых (8 человек) проявляют «маскированную депрессию».
  4. 21% исследуемых подростков (18 человек)  имеют высокий уровень депрессии и 13% опрошенных (11 человек) имеют показатели выше 30 баллов по методике, что является «зоной риска» психологического состояния подростков.
  5. Для определения особенностей депрессии у подростков по отдельным шкалам, мы выделили группу детей-подростков с показателями «маскированная депрессия», «высокая депрессия» и «выше 30 баллов» - общее количество 37 человек, что составляет 44% от всего числа опрошенных.

Результаты по шкалам у подростков с высоким уровнем депрессии.

Шкала А («негативное настроение») – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В («межличностные проблемы») – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.

Шкала С («неэффективность») – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала Д («ангедония») – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества

Шкала Е («негативная самооценка») – негативная оценка собственной неэффетивности,

Таблица №2. Результаты по шкалам у подростков с высоким уровнем депрессии

показатели

высокий

средний

ниже среднего

без выраженности

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

Шкала А «негативное настроение»

12

32%

7

19%

7

19%

11

30%

Шкала В «межличностные проблемы»

9

24%

14

38%

6

17%

8

21%

Шкала С «неэффективность»

5

13%

11

30%

17

46%

4

11%

Шкала Д «ангедония»

3

8%

6

17%

16

43%

12

32%

Шкала Е «негативная самооценка»

8

21%

7

19%

12

32%

10

28%

Выводы:

  1. У детей-подростков с высоким уровнем депрессии преобладает показатель по Шкале А «негативное настроение» - 32%. Данная группа проявляет общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Повышенный уровень тревожности. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости.
  2. У детей-подростков с высоким уровнем депрессии также преобладает показатель по Шкале В «межличностные проблемы» - 24%. Данная группа идентифицирует себя с ролью плохого, проявляют агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание. Часто конфликтуют и имеют трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  3. На третьем месте по степени выраженности в исследуемой группе, является Шкала Е «негативная самооценка» - 21%. Низкая самооценка, трудности в адекватной оценки своих достоинств и качеств личности, негативная оценка собственной неэффетивности

Мы можем говорить о том, что выявленные особенности могут судить о причинах депрессии у детей с высоким уровнем. Это низкая самооценка, наличие проблем в межличностном общении и низкий эмоциональный настрой. Таким образом, мы пришли к выводу, что стоит учить современных подростков экспресс-методам («быстрым методам») улучшения настроения и снятия эмоционального напряжения, тем самым снижая уровень депрессии.

Заключение

Актуальность выбранной темы «Исследование депрессии у детей-подростков» подтверждается теоретическими исследованиями подросткового возраста и депрессии в современной психологической литературе.  Группа отечественных авторов указывает на наличие депрессии в подростковом возрасте. Также данная проблема отражена на различных интернет-форумах, в СМИ и телевидении. Повышение правонарушений подростками в последнее время и вступление в различные социальные группы, также обусловлено наличием депрессии в подростковом возрасте.

Поставленная цель исследования достигнута, мы провели исследование депрессии у детей-подростков.

В научной статье раскрыты теоретические постулаты психологических особенностей подросткового возраста и депрессии. В практической части исследования был использован «Опросник детской депрессии» (CDI) разработаннный М. Ковач. Данная методика позволила нам определить общий показатель депрессии в исследуемой группе, а также выявить особенности депрессии по следующим шкалам у детей с высоким уровнем: Шкала А («негативное настроение»), Шкала В («межличностные проблемы»), Шкала С («неэффективность»), Шкала Д («ангедония»), Шкала Е («негативная самооценка»).В исследовании приняли участие  84 обучающихся,  в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-х классов Полученные данные исследования и выводы представлены в научной статье.

В содержании исследовательской работы представлен количественный и качественный анализ полученных результатов, как по общему показателю, так и по отдельным шкалам. Отметим, что актуальность выбранной темы подтверждается результатами диагностики – 37% детей-подростков с высоким уровнем депрессии. Мы можем говорить о том, что выявленные особенности могут судить о причинах депрессии у детей с высоким уровнем. Это низкая самооценка, наличие проблем в межличностном общении и низкий эмоциональный настрой. Таким образом, мы пришли к выводу, что стоит учить современных подростков экспресс-методам («быстрым методам») улучшения настроения и снятия эмоционального напряжения, тем самым снижая уровень депрессии.

Перспективы изучения депрессии у детей-подростков видим в следующем:

  • расширение количества выборки (8,9,10 классы), возможность проводить сравнительный анализ по возрастам;
  • анализ динамики показателей у той же исследуемой группы в последующем;
  • возможность анализа результатов по гендерному признаку, отличие показателей депрессии у юношей и девушек.

Главным моментом перспективы исследования считаем, определение влияния депрессии на склонность потребления ПАВ в подростковом возрасте. Полученные результаты исследования позволяют более качественно  проводить информационную работу и психологическую поддержку подростков с высоким уровнем депрессии.

Список литературы

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. - Спб., 2005.
  2. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. - М., 1977.
  3. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. В.В. Бойко. - СПб.: Союз, 2009.
  4. Буянов М.И. Беседы о психиатрии.- М.: Просвещение, 1986.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2010.
  6. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., 1977.  
  7. Журавлев Д. Причины депрессии в школе // Народное образование.- М., 2002.
  8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 1982.
  9. Иовчук Н.М. Психология эмоций. - М., 1999.
  10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.  
  11. Мафсон Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. Мафсон Л., Моро Д. - М.: ЭКСМО, 2008.
  12. Пери А. Депрессия. Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. - М., изд-во Мир, 2009.
  13.  Психология подростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК, 2003.  
  14. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. - СПб.: Питер, 2009.  
  15. Словарь - справочник Дефектология - ее основные понятия. - М., 2005.
  16. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.,1978.
  17. Фрейд З. Детская патология. - М., 1998.
  18. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.
  19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Э. Эриксон - М., 2010.

Приложение 1. Опросник детской депрессии

                                         Шкала М. Ковач

Данный опросник,  разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.  Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

№                                                        выбор        балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27         1        0

                                                                           2        1

                                                                           3        2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25         1        2

                                                                           2        1

                                                                           3        0

Интерпретация:

0-10 – состояние без депрессии;

11-16 – легкое снижение настроения;

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для

углубленного изучения ребенка или подростка на предмет  

 идентификации депрессивного заболевания.

Предъявление

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Стимульный материал

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от  того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1.  1) У меня редко бывает грустное настроение.

     2) У меня часто бывает грустное настроение.

     3) У меня все время грустное настроение.

2.  1) У меня никогда ничего не получится.

     2) Я не уверен, что у меня все получится.

     3) У меня все получится.

3.  1) В основном я все делаю правильно.

     2) Я многое делаю не так.

     3) Я все делаю неправильно.

4 .  1) Многое для меня является забавным.

     2) Некоторые вещи меня забавляют.

     3) Ничто меня не забавляет.

5.   1) Я все время себя плохо чувствую.

     2) Я часто себя плохо чувствую.

     3) Я редко себя плохо чувствую.

6.   1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от            

     2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

     3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7.  1) Я себя ненавижу.

     2) Я себе не нравлюсь.

     3) Я доволен собой.

8.   1) Все плохое происходит по моей вине.

     2)Многие плохие вещи происходят из-за меня.

     3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9.  1) Я не думаю о самоубийстве.

     2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

     3) Я хочу покончить с собой.

10.1)  Желание заплакать я испытываю каждый день.

     2 ) Желание плакать появляется у меня довольно часто.

     3 ) Желание заплакать я испытываю редко.

11. 1) Меня все время что-то беспокоит.

      2)  Меня часто что-то беспокоит.

      3) Меня редко что-то беспокоит.

12.  1 ) Я люблю находиться среди людей.

       2) Я не люблю часто бывать с людьми.

       3) Я вообще не хочу быть с людьми.

13. 1)  Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

       2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

       3) Я легко изменяю свое мнение

14. 1) Я выгляжу хорошо.

       2)В моей внешности есть недостатки.

       3)Я выгляжу безобразно.

15.  1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

       2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

       3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16.  1) Я плохо сплю каждую ночь.

       2) Я часто плохо сплю.

       3) У меня нормальный сон.

17.  1)Я редко чувствую себя усталым.

       2) Я часто чувствую себя усталым.

       3) Я все время чувствую себя усталым.

18.  1) У меня часто нет аппетита.

       2) Иногда у меня нет аппетита.

       3) Я всегда ем с удовольствием.

19.  1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

       2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.

       3) Я все время испытываю боль или недомогание.

20.  1) Я не чувствую себя одиноким.

       2) Я часто чувствую себя одиноким.

       3) Я все время чувствую себя одиноким.

21.  1) В школе ничто не доставляет мне радости.

       2) В школе мне бывает приятно только время от времени.

       3) Мне часто радостно в школе.

22.  1) У меня много друзей.

       2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

       3) У меня совсем нет друзей.

23.  1) С учебой у меня все хорошо.

       2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

       3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались  

        легко.

24.  1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как

        другие.

       2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.

       3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25.  1)Меня никто не любит.

       2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

       3) Я уверен, что меня кто-то любит.

26.  1) Я часто делаю то, что мне говорят.

       2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

       3) Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27.  1) Я хорошо лажу с людьми.

       2) Я часто ссорюсь.

       3) Я постоянно ввязываюсь в ссоры.

Бланк ответов

Шифр_____________

Методика Шкала М. Ковач

Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и поставьте соответствующее число вашему ответу, в зависимости от  того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

1

10

19

2

11

20

3

12

21

4

13

22

5

14

23

6

15

24

7

16

25

8

17

26

9

18

27

Благодарим за работу!

«Исследование депрессии у детей-подростков»

Чанова Анастасия Владимировна, 10А класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13» Рецензия

Данная исследовательская работа была выполнена обучающейся Чановой Анастасией Владимировной (10А класс МБОУ «СШ № 13» г. Нижневартовска) в текущем 2016-2017 учебном году под руководством педагога-психолога, Шахматовой Полины Викторовны.

В современном обществе актуальны вопросы проявления депрессии в подростковом возрасте.  Известно, что подростковый возраст является критическим в психологическом развитии. На данном возрастном этапе происходит изменение личности подростка, изменяется отношение к себе, к окружающим. Часто подростки делают неправильные выводы о своей внешности, что приводит к снижению эмоционального фона, самооценки и возникновению депрессии.

  В исследовательской работе выдвинута гипотеза, что изучение психологических особенностей депрессии у детей-подростков позволит оказать своевременную и качественную поддержку для подростков и их родителей.

В ходе исследовательской работы были применены следующие методы: теоретический и эмпирический анализ, анкетирование.  

Данное исследование проведено грамотно. Цель и задачи, поставленные в начале, были реализованы.

Исследовательская часть работы выполнена на хорошем уровне, учащаяся проанализировала научную литературу, а также интернет-сайты по заданной тематике, провела грамотный анализ ресурсов, использовала достоверные данные. Перед ученицей стояла сложная задача написания исследовательской работы - всю теоретическую часть она писала самостоятельно, на основе собственных знаний и исследований.

Практическая значимость данной работы  заключается в том, что результаты могут быть полезны как педагогам и родителям, так и учащимся. Результаты исследования позволяют более качественно  проводить информационную работу с родителями и детьми-подростками.

Автор строит свое исследование, опираясь на проведенное ею анкетирование в 8-х классах школы № 13 г. Нижневартовска.  Выводы исследования сделаны грамотно, на основе полного рассмотрения источников. Поставленная цель и задачи выполнены. Работа построена последовательно, следование глав - логично. Работа оформлена в соответствии с требованиями к исследовательской работе.

Рецензент:                                                   Шахматова Полина Викторовна

                                                                      педагог-психолог МБОУ «СШ№13»

 

МБОУ «СШ№13»                                            г. Нижневартовск                                              Страница