Анализ программы психолого - педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением «Рука помощи» за 2013-2016 год

Дудина Оксана Владимировна

Цели программы:

Создание в образовательной организации условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для подростка пространство, где ему хорошо и интересно; изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного психолого-педагогического воздействия.

Задачи:

Оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся, попавшим в сложные социально-педагогические,  семейные и прочие  ситуации;

Способствовать формированию у подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала (Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения. Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений );

Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов, мастеров п/о, классных руководителей, администрации образовательной организации);

Ожидаемые конечные результаты:

Педагогические показатели - повышение мотивации обучения, сохранность контингента обучающихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.

Социально-психологические показатели - улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_programmy_psihologo.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ программы психолого - педагогического сопровождения

подростков с девиантным поведением

«Рука помощи»

за 2013-2016 год

Цели программы:

Создание в образовательной организации условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для подростка пространство, где ему хорошо и интересно; изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного психолого-педагогического воздействия.

Задачи:

Оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся, попавшим в сложные социально-педагогические,  семейные и прочие  ситуации;

Способствовать формированию у подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала (Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения. Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений );

Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов, мастеров п/о, классных руководителей, администрации образовательной организации);

Ожидаемые конечные результаты:

Педагогические показатели - повышение мотивации обучения, сохранность контингента обучающихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.

Социально-психологические показатели - улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.

Анализ:

Переход из одного учебного заведения в другое – серьезное испытание для большинства подростков. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. В тех случаях, когда важнейшие потребности подростка, отражающие его внутреннюю позицию обучающегося, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в новом коллективе, плохое отношения к себе со стороны педагогов и однокурсников, нежелание посещать образовательную организацию, что способствует дезадаптации и повышает риск попадания подростков в «группу риска». Подростковые страхи не только лишают обучающегося психологического комфорта, радости обучения, но и способствуют развитию неврозов. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Поэтому, необходимо  параллельно с работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, вести работу по развитию у обучающихся способности справляться с повышенной тревогой.

Коррекционная развивающая и консультативная работа в основном связана с оказанием помощи обучающимся, имеющим трудности в обучении и психологическом развитии. Также  она  ориентирована и на коллектив обучающихся: коррекция межличностных отношений, снижение уровня социальной тревожности, развития учебно-познавательных  мотивов, повышения уровня развития познавательных процессов. Для обучающихся, с низкими показателями интеллектуального развития и определенными нарушениями в поведении, составляются индивидуальные коррекционные программы. Проводится большая работа по адаптации обучающихся с ОВЗ. Особое внимание  обращается на обучающихся сирот, у которых адаптация к новым условиям протекает с трудностями. В этих группах реализуются программы групповой работы по профилактике и коррекции дезадаптации  и по ликвидации  межличностной тревожности. Профилактика и коррекция дезадаптации у первокурсников  включает в себя классные часы, помогающие снизить уровень тревожности, тренинги, консультирование родителей и родительские собрания, на которых родители знакомятся с психологическими и физиологическими особенностями старших подростков, с правилами взаимодействия с детьми на этот период. Повторная диагностика показывает хорошие результаты: уровень тревожности снижается у большинства обучающихся и адаптация проходит успешно.

После подведения итогов каждый обучающийся строго индивидуально может получить информацию о результатах, высказаться и поговорить о своей проблеме. Кроме этого, проводятся индивидуальные занятия с обучающимися, нуждающимися в особой психологической помощи.

В группах с ОВЗ ставится задача развития эмоционально-волевой сферы и учебно-познавательных мотивов. При решении этих задач у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность расширить представления о мире профессий, удовлетворить потребность в творческой деятельности.

Курс занятий по программе «Рука помощи»  направлен  на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности в раннем юношеском возрасте у обучающихся группы риска, воспитание ответственности за свое здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей и природы. Перед этим с группой проводятся методики: диагностирующие самооценку, учебную мотивацию, уровень воспитанности.

В начале года проводится диагностическое обследование обучающихся 1курса в  плановом порядке: индивидуальное тестирование обучающихся  с целью выявления развития психических процессов, личностных свойств и качеств. После этого обучающиеся с трудностями адаптации, со склонностями к различным видам ДП проходят углубленное обследование.

Для этого использовались следующие методики:

Изучаемые особенности личности

Методы диагностики

Индивидуально-типологические особенности

«Несуществующее животное», методика « Дембо-Рубинштейн», методика экспресдиагностики характерологических особенностей личности (вариант опросника Г. Айзенка), методика первичной диагностики группы, методика Рене Жиля», опрсоник способов совладания с ТЖС, методика диагностики стресс-совладающего поведения, опросник Столина «Самоотношение»

Интеллектуальное развитие

ШТУР, КОТ, ММД,

Эмоциональная  сфера

Тест Филипса, опросник склонности к риску, опросник Разуваевой,«ДДЧ», «ДАП-П»,  

Интересы и склонности

Карта интересов, социометрический опрос

Ценностные ориентации

методика «Ценностные ориентации» М. Рокича,

 « оТец» Сеннина

Межличностные отношения

Методика Басса-Дарки, «ЦТО», социометрический опрос

Стратегия поведения в конфликтной ситуации, методика «Дерево», социометрический опрос

По итогам диагностики  организуются консультативные и коррекционно–развивающие встречи с обучающимся или группой обучающихся. Результаты диагностики доведены до сведения мастеров п/о, классных руководителей, педагогов, администрации. Разработаны рекомендации.

Совместно с мастером п/о, классным руководителем, социальным педагогом, заместителем директора по ОП воспитателями общежития планируется работа, направленная на решение проблем обучающихся, составлены карты сопровождения для обучающихся «группы риска».

Статистический анализ

Монитринг обучающихся, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних

состоящих на учете в течение года

как ранее состоящие

поставленные впервые

Снятых в течение года

2013-2014

40       100%

14        35%

15        37,5%

20       50%

2014-2015

29       100%

7          24,13%

4          13,8%

21       72,4%

2015-2016

23       100%

12        52,17%

3          13%

11       47,82%



Монитринг обучающихся сирот, состоящих на профилактическом учете в  комиссии по делам несовершеннолетних

всего обучающихся сирот

состоящих на учете

Поставлены как ранее состоящие

поставленные впервые

2013-2014

27         100%

8          29,6%

4       14,81%

3           11,11%

2014-2015

21         100%

5          23,8%

-

2           9,52%

2015-2016

32         100%

6          18,75%

3        9,37%

1            3,12%


Монитринг обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних

всего обучающихся с ОВЗ

состоящих на учете

Поставлены как ранее состоящие

поставленные впервые

2013-2014

18           100%

9           50%

5         27,8%

3          16,7%

2014-2015

16           100%

5           31,25%

-

2          12,5%

2015-2016

18           100%

8           44,4%

4         22,2%

2           11,1%


Мониторинг самовольных уходов

Количество обучающихся

самовольных уходов

обучающихся с ОВЗ

обучающихся сирот

2013-2014

8

21

5

5

2014-2015

5

10

5

5

2015-2016

2

7

2

2

Сохранность контингента группы риска

Количество обучающихся состоящих на ВК

Количество отчисленных обучающихся

отчисленных обучающихся с ОВЗ

отчисленных обучающихся сирот

2013-2014

100%

0%

0%

0%

2014-2015

100%

0%

0%

0%

2015-2016

100%

0%

0%

0%

Включенность в досуговую деятельность обучающихся «группы риска»

2013-2014

96%

2014-2015

98%

2015-2016

98%

Критерии эффективности функционирования

программы психолого - педагогического сопровождения

подростков с девиантным поведением «Рука помощи»

2013-2016г.г.

Проводя мониторинг развития личности в раннем юношеском возрасте был сделан вывод о том, что для обучающихся 15-17лет нашего филиала характерны следующие личностные особенности:

Первое, для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими;

Второе, 66-74% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов;

Третье, подросткам характерен инфантилизм (65-73%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии;

Четвертое, подростки агрессивны. Около 70% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности;

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности в раннем юношеском возрасте.

В течение 2013-2016г.г. достигнуты следующие результаты:

Педагогические показатели –

повышена мотивация обучения,

100% сохранность контингента обучающихся «группы риска»,

увеличение с 96% до 98% включенность во внеклассные занятия, снижение педагогической запущенности.

Социально-психологические показатели 

- отмечаем улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация.

Это отмечается в снижение:

  • самовольных уходов:  2013г. -21самовольный уход-8 ч. в 2016г. 7самовольных ухода и 2ч., из них обучающихся сирот с  ОВЗ 2013г.-5ч. 2016г. -2ч.
  • состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних 2013г. 40ч. в 2016г.-21ч.
  • поставленных впервые на профилактический учет  в 2013г. 15ч. в 2016г.-3ч.
  • из них обучающихся с ОВЗ  в 2013г. 3ч. в 2016г.-2ч.
  •  обучающихся сирот в 2013г. 3ч. в 2016г.-1ч.

создан и поддерживается благоприятный интеллектуальный, нравственный и эмоционально-психологический климат в филиале техникума, сформированно адекватное  представление обучающихся о себе, своей самооценке, следует отметить наличие у обучающихся чувства комфортности, защищенности;

обеспечена реальная свобода выбора в основных сферах жизнедеятельности обучающегося; выявлено снижение уровня агрессивности и тревожности у обучающихся «группы риска».

сформированны способности обучающихся «группы риска» принимать ответственность за свои поступки, а так же система  навыков эффективного взаимодействия обучающихся «группы риска» с окружающими;

сформирована система восприятия  обучающимися творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;

создана система психолого-педагогической поддержки личности обучающегося в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;

в воспитательном процессе использованы личностно-ориентированные технологии, приемы, методы воспитания;

создана система мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.

По результатам мониторинга отмечаем эффективность реализации программы психолого - педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением «Рука помощи»в 2013-2016 учебном году.