Мастер-класс «Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ
Мульттерапия – один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.
Происходящие социально-культурные изменения, гуманизация общественного сознания приводят к необходимости выработки позитивной концепции здоровья, разрушения негативных образов девиантного детства, предоставления равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развитие, социализацию и получение профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_multterapiya_v_rabote_s_detmi_ovz.docx | 20.82 КБ |
buklet.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»
Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ
Семинар директоров
20.11.2015 учебный год
педагог-психолог Буянова Л.Ю.
п. Тюльган
Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ
- Вступительное слово
Уважаемые гости, коллеги и участники, готовясь к семинару я долго не раздумывала, чем я могу поделиться с коллегами. И решила, что сегодняшний урок посвящу мульт-терапии. На мой взгляд, они эффективные в работе со всеми возрастными группами и по многим проблемам.
Тема «Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ»
Цель мастер—класса: повышение профессионального уровня, расширение кругозора участников и ознакомление с мульттерпией как одним из эффективных методов обучения.
Задачи:
· Познакомить педагогов с понятием «мульттерапия».
· Представление опыта работы по возможности использования видеоматериала (мультипликационных фильмов) в практической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
· Создание условий для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.
· Актуализация внутреннего стремления участников к саморазвитию и самосовершенствования
Ожидаемый результат
Повысить интерес к использованию видеоматериалов в работе с детьми
- Активизация деятельности участников
Организационный момент
Упражнение «Имена и качества»
- Теоретическая часть.
Происходящие социально-культурные изменения, гуманизация общественного сознания приводят к необходимости выработки позитивной концепции здоровья, разрушения негативных образов девиантного детства, предоставления равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развитие, социализацию и получение профессии.
По мнению Е.А.Медведевой, «в обществе будет востребован другой тип личности: не всесторонне и гармонически развитая по некоему идеальному образцу, а человек, идентичный самому себе, несущий образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. В новом жизненном потоке в первую очередь будут поощряться индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить на новые виды деятельности, действовать в ситуации неопределенности. Современному человеку требуется решать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность».
С ведением федеральных государственных образовательных стандартов в образовании, традиционная образовательная система не способна реализовать предъявляемые требования. Поэтому возникает необходимость поиска новых методов и средств социализации детей и молодежи.
Мульт-терапия как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. Мульт-терапия имеет здесь явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышают самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному, интересному. Герои мультфильмов, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот - этим героям сочувствуют и тем самым снимается агрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создают положительный эмоциональный настрой. В отличии от других арт-терапевтических методик, мульт-терапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография скульптура), литература, музыка. Очень важно, что здесь детям не говорят, что нужно делать и как, а пробуждают их собственную активность и фантазию. Задача педагога - умело направить идеи ребенка в русло создания позитивного совместного продукта. При этом важен принцип спонтанности и ценности творческого процесса - чтобы и детям и взрослым было интересно и радостно. Здесь нет ничего неправильного, главенствует принцип безусловного принятия всего, что исходит от ребенка. В групповой работе преодолевается эгоцентризм, развиваются навыки эффективного взаимодействия.
Главный козырь мульт-терапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг как у детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации.
Замечено, что в процессе мульттерапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить.
Мульттерапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации. Тем самым мульттерапия является моделью сотворчества взрослых и детей, задающей ориентиры для становления новой парадигмы образования.
В процессе мульттерапии у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества.
Всем известно, что просмотр любимых мультфильмов влияют на развитие детей, а именно: стимулируют к игре, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей, позволяет выделить их на фоне других факторов влияния окружающего мира.
При использовании методов сказкотераппи, арттерапии и мульттерапии, детям предоставляется возможность обращаться к своим чувствам через переживания за любимых героев; происходит развитие эмпатических способностей ребенка. В последующем обсуждении с детьми просмотренного мультфильма, детям легче оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния.
- Просмотр мультфильма и обсуждение.
Сейчас я вам предлагаю просмотреть мультфильм «Ох и Ах».
- Рефлексия
Упражнение «Что я почти забыл»
Это упражнение помогает участникам осознать серьезные "хвосты" — все, что осталось незавершенным, невысказанным — и дает возможность избавиться от них до окончания работы группы.
Инструкция: Прежде чем все мы расстанемся, я хотел бы дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.
Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее...
Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу... В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то... Вы жалеете об этом... Что же осталось невысказанным или несделанным? (1 минута.)
Теперь откройте глаза... Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели раньше.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ»
Мульттерапия – один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.
Цель – реабилитация и социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с помощью анимационного творчества.
Задачи:
Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме;
Помощь в осознании трудностей героя и их причин;
Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях;
Получение вариантов решения проблем.
Ожидаемый результат:
В процессе мульт-терапии у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества.
Вопросы для обсуждения:
– Какое у Вас настроение после просмотра?
– Кто из героев больше всего понравился?
– Какие чувства испытывали герои?
– Кто, наоборот, больше всего не понравился?
– Что бы вы сделали по-другому?
– Какие качества этого персонажа могут быть в Вас?
– На месте кого из героев фильма Вам хотелось бы оказать? Почему?
– А в жизни такое бывает?
– Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
– Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
–Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?
Список рекомендованных мультфильмов для просмотра с детьми
Название мультфильмов | Год выпуска | Время | Направленность |
А что ты умеешь? | 1984 | 09:04 | Формирование понимания собственной уникальности |
Бобик в гостях у Барбоса | 1977 | 09:06 | Воспитание правильного поведения |
Большой Ух | 1989 | 10:00 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Большой секрет | 1979 | 16:08 | О смысле дружбы |
Бюро находок (мультсериал) | 1982 | 09:17 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Варежка | 1967 | 09:51 | Формирование внимательного отношения у близким |
Волшебное кольцо | 1979 | 19:00 | О смысле дружбы, формирование бережного отношения к животным |
Вовка в тридесятом царстве | 1965 | 19:00 | Развитие трудолюбия |
Великий Нехочуха | 1986 | 09:13 | Воспитание трудолюбия, понимания необходимости выполнять домашние обязанности |
Волшебное лекарство | 1982 | 09:00 | Формирование доброжелательности |
Волшебный магазин | 1953 | 29:00 | Развитие трудолюбия, усердия. Воспитание веры в свои силы |
В стране невыученных уроков | 1969 | 19:08 | Формирование понимания важности знаний |
Волшебник изумрудного города | 1973 | 20:00 | Воспитание целеустремленности, дружелюбия |
Грибок-теремок | 1958 | 10:09 | Воспитание дружелюбия, заботы о ближнем |
Два жадных медвежонка | 1954 | 10:00 | Воспитание щедрости |
Дед Мороз и лето | 1969 | 19:00 | Развитие творчества |
Ежик должен быть колючим? | 1990 | 09:00 | Формирование понимания собственной уникальности |
Ежик в тумане | 1975 | 11:00 | Формирование понимания собственной уникальности |
Живая игрушка | 1982 | 09:29 | Формирование бережного отношения к животным |
Как козлик землю держал | 1974 | 10:00 | Воспитание смелости, храбрости |
Заветная мечта | 1972 | 10:00 | Формирование доброжелательности, желание помогать |
Замок лгунов | 1983 | 16:00 | О вреде лжи |
Как котенку построили дом | 1963 | 11:00 | Формирование желания помогать нуждающимся |
Как ослик грустью заболел | 1987 | 09:36 | О дружбе, заботе о ближнем |
Как стать большим | 1967 | 10:00 | Формирование понимания того, что взрослый не тот кто вырос, а тот кто совершает обдуманные поступки |
Капризная принцесса | 1969 | 19:00 | О вреде капризов |
Королева зубная щетка | 1962 | 17:33 | О пользе гигиены |
Крошка Енот | 1974 | 08:51 | О том, как подружиться и с чего начинается дружба |
Лисенок (мультсериал) | 1989-1994 | 07:13 | О доброте |
Лиса и заяц | 1973 | 11:41 | Формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся |
Лошарик | 1971 | 10:00 | Формирование доброжелательности, умение поддерживать друзей |
Маша и волшебное варенье | 1979 | 11:00 | О вреде лжи |
Мой друг зонтик | 1982 | 09:44 | О смысле дружбы |
Ничуть не страшно | 1981 | 09:24 | Борьба со страхами |
Остров ошибок | 1955 | 25:02 | Формирование понимания важности знаний |
Ох и Ах | 1975 | 08:45 | О смысле дружбы |
Палочка-выручалочка | 1962 | 09:04 | Развитие творчества |
Паровозик из Ромашкова | 1967 | 10:00 | Развитие умения видеть прекрасное |
Песенка мышонка | 1967 | 09:27 | Развитие трудолюбия |
Про мамонтенка | 1983 | 09:00 | О дружбе, любви к родителям |
Просто так | 1976 | 06:32 | воспитание доброжелательности |
Приключения огуречика | 1970 | 09:34 | воспитание доброжелательности |
Подарок для самого слабого | 1978 | 09:09 | формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся |
Про бегемота, который боялся прививок | 1966 | 17:00 | борьба со страхами |
Про мышонка, который хотел стать сильным | 1983 | 09:00 | формирование понимания собственной уникальности |
Про Чебурашку | 1983 | 10:00 | про дружбу и взаимопомощь |
Птичка Тари | 1976 | 08:47 | формирование помогать нуждающимся |
Пятачок | 1977 | о честности, взаимопомощи | |
Радуга | 1974 | 08:00 | воспитание дружелюбия |
Рассказ о девочке, наступивший на хлеб | 1986 | 09:58 | воспитание правильного поведения |
Разные колеса | 1960 | 10:00 | о трудолюбии и находчивости |
Разрешите погулять с вашей собакой | 1984 | 09:31 | о доброте и бережном отношении к животным |
Самый главный | 1970 | 17:41 | о дружбе, взаимоуважении |
Самый большой друг | 1968 | 09:44 | о смысле дружбы |
Самый маленький гном (мультсериал) | 1977-1983 | 38:21 | формирование желания помогать нуждающимся |
Сестрички-привычки | 1989 | 10:06 | о вреде капризов, лени, неряшливости |
Сладкая сказка | 1970 | 16:00 | воспитание доброжелательности, отзывчивости умения делиться |
Сказка про лень | 1976 | 09:00 | о вреде лени |
Трое из Простоквашино (мультсериал) | 1978 | 17:07 | о дружбе, взаимоуважении |
Трудолюбивая старушка | 1986 | 09:16 | развитие трудолюбия |
Умка | 1969 | 09:50 | о смысле дружбы |
Храбрый олененок | 1954 | 20:00 | воспитание смелости, храбрости |
Цветик-семицветик | 1968 | 25:00 | о вреде необдуманных поступков |
Чуня (про поросенка) | 1968 | 09:44 | формирование воспитанности доброжелательности |
Чужие следы | 1971 | 09:33 | формирование чувства справедливости |
Чудесный колокольчик | 1949 | 19:16 | о добре, скромности и трудолюбии |
Шапка-неведимка | 1973 | 10:00 | формирование честности и трудолюбия |
Щелкунчик | 1973 | 25:33 | о доброте и взаимопомощи |
Желаю удачи!!!