Мастер-класс «Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ

Казакова Людмила Юрьевна

Мульттерапия – один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.

Происходящие социально-культурные изменения, гуманизация общественного сознания приводят к необходимости выработки позитивной концепции здоровья,  разрушения негативных образов девиантного детства, предоставления равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развитие, социализацию и получение профессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_multterapiya_v_rabote_s_detmi_ovz.docx20.82 КБ
Файл buklet.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»

Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ

Семинар директоров

20.11.2015 учебный год

 педагог-психолог  Буянова Л.Ю.

п. Тюльган

Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ

  1. Вступительное слово

Уважаемые гости, коллеги и участники, готовясь к семинару я долго не раздумывала, чем я могу поделиться с коллегами. И решила, что сегодняшний урок посвящу мульт-терапии. На мой взгляд, они эффективные в работе со всеми возрастными группами и по многим проблемам.

Тема «Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ»

Цель мастер—класса: повышение профессионального уровня, расширение кругозора участников и ознакомление с мульттерпией как одним из эффективных методов обучения.

Задачи:

· Познакомить педагогов с понятием  «мульттерапия».

· Представление опыта работы по возможности использования видеоматериала (мультипликационных фильмов) в практической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

· Создание условий для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.

· Актуализация внутреннего стремления участников к саморазвитию и самосовершенствования

Ожидаемый результат

Повысить интерес к использованию видеоматериалов в работе с детьми

  1. Активизация деятельности  участников

Организационный момент

Упражнение «Имена и качества»

  1. Теоретическая часть.

Происходящие социально-культурные изменения, гуманизация общественного сознания приводят к необходимости выработки позитивной концепции здоровья,  разрушения негативных образов девиантного детства, предоставления равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развитие, социализацию и получение профессии.

По мнению Е.А.Медведевой, «в обществе будет востребован другой тип личности: не всесторонне и гармонически развитая по некоему идеальному образцу, а человек, идентичный самому себе, несущий образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. В новом жизненном потоке в первую очередь будут поощряться индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить на новые виды деятельности, действовать в ситуации неопределенности. Современному человеку требуется решать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность».

С ведением федеральных государственных образовательных стандартов в образовании, традиционная образовательная система не способна реализовать предъявляемые требования. Поэтому возникает необходимость поиска новых методов и средств социализации детей и молодежи.

Мульт-терапия как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки.    Мульт-терапия  имеет здесь явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышают самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному, интересному. Герои мультфильмов, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот - этим героям сочувствуют и тем самым снимается агрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создают положительный эмоциональный настрой. В отличии от  других арт-терапевтических методик, мульт-терапия  включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография скульптура), литература, музыка. Очень важно, что здесь детям не говорят, что нужно делать и как, а пробуждают их собственную активность и фантазию. Задача педагога - умело направить идеи ребенка в русло создания позитивного совместного продукта. При этом важен принцип спонтанности и ценности творческого процесса - чтобы и детям и взрослым было интересно и радостно. Здесь нет ничего неправильного, главенствует принцип безусловного принятия всего, что исходит от ребенка. В групповой работе преодолевается эгоцентризм, развиваются навыки эффективного взаимодействия.  

Главный козырь мульт-терапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг как у детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации.

Замечено, что в процессе мульттерапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить.

Мульттерапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации.  Тем самым мульттерапия является моделью сотворчества взрослых и детей, задающей ориентиры для становления новой парадигмы образования.

В процессе мульттерапии у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества.

Всем известно, что просмотр любимых мультфильмов влияют на развитие детей, а именно: стимулируют к игре, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей, позволяет выделить их на фоне других факторов влияния окружающего мира.

При использовании методов сказкотераппи, арттерапии и мульттерапии, детям предоставляется возможность обращаться к своим чувствам через переживания за любимых героев; происходит развитие эмпатических способностей ребенка.  В последующем обсуждении с детьми просмотренного мультфильма, детям легче оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния.

  1. Просмотр мультфильма и обсуждение.

Сейчас я вам предлагаю просмотреть мультфильм «Ох и Ах».

  1. Рефлексия

Упражнение «Что я почти забыл»

Это упражнение помогает участникам осознать серьезные "хвосты" — все, что осталось незавершенным, невысказанным — и дает возможность избавиться от них до окончания работы группы.

Инструкция: Прежде чем все мы расстанемся, я хотел бы дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее...

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу... В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то... Вы жалеете об этом... Что же осталось невысказанным или несделанным? (1 минута.)

Теперь откройте глаза... Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели раньше.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Мульттерапия в работе с детьми ОВЗ»

        Мульттерапия – один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.

        Цель – реабилитация и социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с помощью  анимационного творчества.

        Задачи:

Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме;

Помощь в осознании трудностей героя и их причин;

Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях;

Получение вариантов решения проблем.

        Ожидаемый результат: 

В процессе мульт-терапии у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества.

        Вопросы для обсуждения:

– Какое у Вас настроение после просмотра?

– Кто из героев больше всего понравился?

– Какие чувства испытывали герои?

– Кто, наоборот, больше всего не понравился?

– Что бы вы сделали по-другому?

– Какие качества этого персонажа могут быть в Вас?

– На месте кого из героев фильма Вам хотелось бы оказать? Почему?

– А в жизни такое бывает?

– Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?

– Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?

–Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

Список рекомендованных мультфильмов для просмотра с детьми

Название

мультфильмов

Год выпуска

Время

Направленность

А что ты умеешь?

1984

09:04

Формирование понимания собственной уникальности

Бобик в гостях у Барбоса

1977

09:06

Воспитание правильного поведения

Большой Ух

1989

10:00

Формирование желания помогать нуждающимся

Большой секрет

1979

16:08

О смысле дружбы

Бюро находок (мультсериал)

1982

09:17

Формирование желания помогать нуждающимся

Варежка

1967

09:51

Формирование внимательного отношения у близким

Волшебное кольцо

1979

19:00

О смысле дружбы, формирование бережного отношения к животным

Вовка в тридесятом царстве

1965

19:00

Развитие трудолюбия

Великий Нехочуха

1986

09:13

Воспитание трудолюбия, понимания необходимости выполнять домашние обязанности

Волшебное лекарство

1982

09:00

Формирование доброжелательности

Волшебный магазин

1953

29:00

Развитие трудолюбия, усердия. Воспитание веры в свои силы

В стране невыученных уроков

1969

19:08

Формирование понимания важности знаний

Волшебник изумрудного города

1973

20:00

Воспитание целеустремленности, дружелюбия

Грибок-теремок

1958

10:09

Воспитание дружелюбия, заботы о ближнем

Два жадных медвежонка

1954

10:00

Воспитание щедрости

Дед Мороз и лето

1969

19:00

Развитие творчества

Ежик должен быть колючим?

1990

09:00

Формирование понимания собственной уникальности

Ежик в тумане

1975

11:00

Формирование понимания собственной уникальности

Живая игрушка

1982

09:29

Формирование бережного отношения к животным

Как козлик землю держал

1974

10:00

Воспитание смелости, храбрости

Заветная мечта

1972

10:00

Формирование доброжелательности, желание помогать

Замок лгунов

1983

16:00

О вреде лжи

Как котенку построили дом

1963

11:00

Формирование желания помогать нуждающимся

Как ослик грустью заболел

1987

09:36

О дружбе, заботе о ближнем

Как стать большим

1967

10:00

Формирование понимания того, что взрослый не тот кто вырос, а тот кто совершает обдуманные поступки

Капризная принцесса

1969

19:00

О вреде капризов

Королева зубная щетка

1962

17:33

О пользе гигиены

Крошка Енот

1974

08:51

О том, как подружиться и с чего начинается дружба

Лисенок (мультсериал)

1989-1994

07:13

О доброте

Лиса и заяц

1973

11:41

Формирование чувства справедливости,  желания помогать нуждающимся

Лошарик

1971

10:00

Формирование доброжелательности, умение поддерживать друзей

Маша и волшебное варенье

1979

11:00

О вреде лжи

Мой друг зонтик

1982

09:44

О смысле дружбы

Ничуть не страшно

1981

09:24

Борьба со страхами

Остров ошибок

1955

25:02

Формирование понимания важности знаний

Ох и Ах

1975

08:45

О смысле дружбы

Палочка-выручалочка

1962

09:04

Развитие творчества

Паровозик из Ромашкова

1967

10:00

Развитие умения видеть прекрасное

Песенка мышонка

1967

09:27

Развитие трудолюбия

Про мамонтенка

1983

09:00

О дружбе, любви к родителям

Просто так

1976

06:32

воспитание доброжелательности

Приключения огуречика

1970

09:34

воспитание доброжелательности

Подарок для самого слабого

1978

09:09

формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся

Про бегемота, который боялся прививок

1966

17:00

борьба со страхами

Про мышонка, который хотел стать сильным

1983

09:00

формирование понимания собственной уникальности

Про Чебурашку

1983

10:00

про дружбу и взаимопомощь

Птичка Тари

1976

08:47

формирование помогать нуждающимся

Пятачок

1977

о честности, взаимопомощи

Радуга

1974

08:00

воспитание дружелюбия

Рассказ о девочке, наступивший на хлеб

1986

09:58

воспитание правильного поведения

Разные колеса

1960

10:00

о трудолюбии и находчивости

Разрешите погулять с вашей собакой

1984

09:31

о доброте и бережном отношении к животным

Самый главный

1970

17:41

о дружбе, взаимоуважении

Самый большой друг

1968

09:44

о смысле дружбы

Самый маленький гном (мультсериал)

1977-1983

38:21

формирование желания помогать нуждающимся

Сестрички-привычки

1989

10:06

о вреде капризов, лени, неряшливости

Сладкая сказка

1970

16:00

воспитание доброжелательности, отзывчивости умения делиться

Сказка про лень

1976

09:00

о вреде лени

Трое из Простоквашино (мультсериал)

1978

17:07

о дружбе, взаимоуважении

Трудолюбивая старушка

1986

09:16

развитие трудолюбия

Умка

1969

09:50

о смысле дружбы

Храбрый олененок

1954

20:00

воспитание смелости, храбрости

Цветик-семицветик

1968

25:00

о вреде необдуманных поступков

Чуня (про поросенка)

1968

09:44

формирование воспитанности доброжелательности

Чужие следы

1971

09:33

формирование чувства справедливости

Чудесный колокольчик

1949

19:16

о добре, скромности и трудолюбии

Шапка-неведимка

1973

10:00

формирование честности и трудолюбия

Щелкунчик

1973

25:33

о доброте и взаимопомощи

Желаю удачи!!!