Консультация для родителей "Адаптация к условиям детского сада"

Галкина Светлана Валерьевна

Рекомендации для родителей поступивших в детский сад детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_usloviyam_detskogo_sada.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №332» городского округа Самара.

Консультация для родителей

«Адаптация детей к условиям детского сада»

     подготовила педагог-психолог Галкина С.В.

     С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

     Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Адаптация ребёнка к новым социальным условиям протекает подчас очень сложно и болезненно. Ребёнок может отказываться от еды, сна, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти. Кто-то «забивается в угол» и не участвует в совместных играх, кто-то начинает регулярно болеть, а кто-то вести себя из рук вон плохо.

      Можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.

Первая группа - те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Они проявляют интерес к игрушками, общительные, самостоятельные. Как правило это дети из семей, где общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное.

Вторая группа - дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Спокойное настроение чередуется с капризами. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия. Навыки игры и общения развиты недостаточно. Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого. Как правило, это дети из семей, где со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием.

Третья группа - дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту. Как правило, несамостоятельные, неконтактные. Быстро устают. Игровые навыки не сформированы. Сон, аппетит – плохие, или вовсе отсутствуют. Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям. Чаще всего это дети из семей с проявлениями авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие к воспитателю или полное игнорирование его и других детей.    

Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме определенной продолжительности во времени, различного для разных детей, имеет несколько основных этапов (фаз). Это, в частности, такие этапы:

  1. «Активный протест» - в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышаются возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохие сон, аппетит, настроение. Физиологический и психологический протест длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у отдельных детей).
  2. «Протест утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-3 месяцев.
  3. «Приспособление» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.

    Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

- лёгкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, более не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

     Родители должны иметь в виду: сколько бы они не готовили ребёнка к садику, понять готов он или не готов, можно только тогда, когда ребёнок начнёт его посещать. Главное отличие садика от дома состоит в том, что в кругу семьи потребности ребёнка удовлетворялись очень просто, без особых усилий с его стороны. В детском саду всё иначе. Малышу хочешь – не хочешь, а придётся определённым образом напрячься, чтобы получить желаемое. Даже если воспитательница окажется максимально внимательной, малышу надо будет выстраивать отношения с другими детьми, учиться настаивать на своём и идти на компромисс. Подготовить к этому в домашних условиях просто невозможно. Даже в том случае, когда дома стараются малыша воспитать правильно с педагогической точки зрения, в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим формируются и разные привычки. Во многих семьях с ребёнком занимаются, играют, но одни родители при этом сажают ребёнка к себе на колени, другие – за обеденный стол, третьи за маленький, детский.

     Часто, родители, не смотря на стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребёнок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.

     Поступление в детский сад это первая преграда, которую необходимо преодолеть малышу в его жизни. А таких преград у него будет множество. Для формирования адаптационных механизмов необходима насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности и  самостоятельности.

   Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребёнка необходимо решать всем вместе: и родителям, и сотрудникам детского сада.

 Рекомендации родителям детей, проходящих период адаптации:

- до прихода в детский сад расскажите ребёнку, что его там ждёт;

- приучайте к детскому саду постепенно – в течение 2-3 недель соблюдая щадящий режим сокращённого дня;

- будьте спокойны, старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка к детскому саду, он чувствует ваши переживания;

- если Вам тяжело при расставании, попросите других членов семьи отводить ребёнка в детский сад. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться;

- дайте ребёнку с собой любимую игрушку или предмет принадлежащий маме (ленту, платочек…) – это будет поддержкой;

- продумайте и отрепетируйте несколько способов прощания: воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие… это отвлечёт от грустных мыслей, станет своеобразным ритуалом, будет со временем радовать и ребёнка, и родителей;

- не обманывайте ребёнка, забирайте домой во время, как пообещали;

- будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада. Поговорите о достижениях за этот день. Похвалите, порадуйтесь за него, выразите это в словах. Если не плакал, поощрите походом в парк…

- после детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке. Дайте подвигаться и поиграть в спокойные игры.

- устройте семейный праздник вечером, посвящённый достижениям в саду;

- в выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка;

- эмоционально поддерживайте малыша: демонстрируйте свою любовь и заботу, не скупитесь на похвалу, чаще обнимайте, называйте ласковыми именами;

- уделяйте ребёнку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте;

- на время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест: цирка, театра;

- создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье;

- будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом;

- избегайте обсуждения при ребёнке  проблем, связанных с детским садом.