Результаты исследования по Музею Эмоций (25.09.17)

Туляшева Альбина

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchasssssssssssss.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование групп №10, №11, №12, учебный год 2016/2017

Выявление эмоциональных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

*научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

*дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);

*совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;

*способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

*созданию положительного эмоционального фона.

Анализ результативности

Оценка эффективности работы

Эффективность данной программы отслеживалась по данным диагностики в начале года и обследования детей после проведения занятий. В исследовании приняло участие 49 детей (№10, №11, №12 группы). В возрасте от 5 до 7 лет.

Методики:

Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста следующие:

•Эмоциональное состояние детей по картинкам (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина)

•Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)

•Методика «Лесенка» (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)

•Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой)

(Приложение 2-5)

Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

   Согласно этой методики проводились индивидуальные беседы. В исследовании определялся уровень выраженности восприятия графического изображения эмоций; изучалось то, насколько испытуемые понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и свое собственное, и каким образом они выражают свои эмоции.

 Таблица №3

Эмоциональное состояние

Знание эмоций (%)

В начале года

После проведения занятий

1.Гнев

88%

98%

2.Страх

84%

100%

3.Грусть

74%

100%

4.Удивление

35%

88%

5.Радость

84%

100%

6.Спокойствие

88%

100%

  Как видно из таблицы 3, графические изображения эмоциональных состояний: Из 49 человек 43 ребенка такие эмоции как «Гнев», «Спокойствие», у детей не вызывают затруднений. Наиболее трудными для восприятия оказались графические изображения эмоциональных состояний: «Удивление» знают 17 человек, «Грусть» знают 36 человек. После проведенных занятий показатели улучшились. Все дети с легкостью определяли эмоции страха, грусти, радости, спокойствия. У некоторых детей имеются трудности в определении такой эмоции как удивление (почему-то путают с эмоцией страха).

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

 Тестирование проводится в начале года и после проведения занятий.    Экспериментальный материал - 14 типов рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.

  Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, педагог даёт инструкцию.

Анализ данных. Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И. Т.), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)

Таблица №4

Группа

Вычисление ИТ в начале года (%)

Вычисление ИТ после проведения занятий (%)

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

№10

0

75

25

5

85

10

№11

12

53

35

20

65

15

№12

6

81

13

10

86

4

В зависимости от индекса тревожности все дети подразделены на три группы.

Таблица №5

Высокий уровень тревожности

(выше 50%ИТ)

Средний уровень тревожности

(от 20% до 50% ИТ)

Низкий уровень

Тревожности

(до 20% ИТ)

На начало года

После проведения занятий

На начало года

После проведения занятий

На начало года

После проведения занятий

24%

  12%

70%

80%

 6%

8%

Таким образом, из 49 человек, которые участвовали в диагностике в начале года выявлено следующие:

- 12 человек с высоким уровнем тревожности.

- 34 ребенка со средним уровнем тревожности.

- 3 детей с низким уровнем тревожности.

После  проведения занятия следующие результаты:

- 6 человек с высоким уровнем тревожности.

- 39 детей со средним уровнем тревожности.

- 4 детей с низким уровнем тревожности.

Таким образом, мы видим динамику улучшения уровня тревожности после проведенных за         занятий.

Методика «Лесенка»

  Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

 Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Таблица №6

Адекватная самооценка

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

В начале года

После проведения занятий

В начале года

После проведения занятий

В начале года

После проведения занятий

 26%

 52%

   4%

   2%

    70%

  46%

После проведения методики «Лесенка» мы видим следующие результаты, адекватная самооценка выросла с 26% до 52%, заниженная с 4% снизилась до 2%, завышенная самооценка с 70% снизилась до 46%.

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»

  Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься ...».

Таблица №7

Выраженные страхи

У девочек

У мальчиков

В начале года

После проведения занятий

В начале года

После проведения занятий

1.Страх перед нападением

80%

70%

50%

20%

2.Страх умереть

100%

100%

60%

50%

3. Страх смерти своих родителей

100%

100%

60%

40%

4.Страх перед папой и мамой

90%

60%

70%

55%

5. Страх перед наказанием

80%

50%

100%

75%

6. Страх чудовища

40%

20%

70%

45%

7. Страх глубины

60%

25%

40%

30%

8. Страх пожара

50%

30%

50%

20%

9. Страх высоты

80%

65%

40%

10%

10. Страх перед стихией

60%

40%

50%

25%

11. Боязнь врачей и боли

100%

80%

30%

10%

12. Страх уколов

90%

90%

40%

15%

13. Боязнь крови

70%

60%

40%

10%

14. Страх перед неожиданными звуками

60%

30%

30%

5%

15. Страх темноты

40%

20%

60%

20%

16. Страх увидеть плохой сон

60%

20%

30%

5%

17. Страх замкнутого пространства

60%

10%

40%

10%

18. Страх войны

70%

50%

70%

20%

19.Страх огня

60%

20%

50%

10%

20 Страх больших улиц

20%

0%

30%

5%

Таблица №8

Группа

В начале года

После проведения занятий

Развитие тревожности

норма

Развитие тревожности

норма

№10

56%

44%

12%

88%

№11

59%

41%

15%

85%

№12

44%

56%

8%

92%

Таким образом, из 49 человек, которые участвовали в диагностике в начале года выявлено следующие:

- развитие тревожности наблюдается у 53%, что составляет 26 детей

-  у 47% (23 ребенка) данные показатели находятся в норме.

Возрастные особенности страхов:

Старший дошкольный возраст - страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны.

 У девочек: страх смерти, страх смерти своих родителей, страх заболеть, наказания, перед засыпанием. У мальчиков: страх войны, страх темноты, страх чудовища, страх перед наказанием, страх перед папой и мамой.

В результате итоговой диагностики, проведенной после коррекционных занятий из 49 респондентов, выявлены следующие показатели:

- развитие тревожности наблюдается у 12%, что составляет 6 детей

-  у 88% (43 ребенка) данные показатели находятся в норме.

Вывод:

Из диагностики которую провели после занятий видно, что данная программа помогает решить многие проблемы детей, она благоприятно влияет на психическое состояние детей старшего дошкольного возраста. Работая по этой программе достигли предполагаемого результата.

Полученный результат:

 Приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе. Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние. Имеют представление о способах выражения собственных эмоций.

  Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

   Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят.

Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников. И развитии активной деятельности в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрения современных технологий.