Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ

Иванова Ирина Валерьевна

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), двигательной сферы, произвольности приводят к тому, что дети с нарушением интеллекта в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей с нарушением интеллекта наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляцией произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления.

Учащиеся этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.

В рамках интегрированных занятий основным содержанием логопедической и психологической работы является в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).

Едиными основами взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда при этом явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы. Таким образом, психолог и логопед, выделяя основные направления коррекционной работы (логопед - коррекция и развитие речи, психолог - активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_zanyatiya_psiholog-logoped.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ

Содержание:

  1. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционно-развивающей работе с учащимися с ОВЗ
  2. Пояснительная записка
  3. Пример структуры занятия из цикла интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога

в коррекционно-развивающей работе с учащимися с ОВЗ

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Зачастую у учащихся наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

  • меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
  •  неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость,
  • истощаемость психических процессов,
  •  снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • у них затруднена развёрнутая связная речь.

 Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:

  • повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Таким образом, нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), двигательной сферы, произвольности приводят к тому, что дети с нарушением интеллекта в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей с нарушением интеллекта наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляцией произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления.

Учащиеся этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.

При этом основным содержанием логопедической и психологической работы должно явиться в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).

Едиными основами взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы. Таким образом, психолог и логопед, выделяя основные направления коррекционной работы (логопед - коррекция и развитие речи, психолог - активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Пояснительная записка

Цель цикла занятий: активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.

Задачи интегрированных занятий логопеда и психолога:

I. Образовательные (обучающие)

1) Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

2) Обогащение словарного запаса у учащихся, развитие вербального

интеллекта, понимания и применения грамматических правил.

3) Обогащение практического опыта учащихся, самопознания и рефлексии.

II. Коррекционно-развивающие

1) Развитие произвольности психических процессов учащихся.

2) Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирования умственных действий.

3) Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.

4) Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия, развитие скорости, понимания и техники чтения учащихся с системным нарушением речи.

5) Развитие эйдетической памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.

6) Развитие мелкой и крупной моторики, динамических особенностей, темпа выполнения заданий.

7) Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся с системным нарушением речи.

8) Развитие личностных особенностей учащихся, навыков коллективного взаимодействия, групповой сплоченности.

9) Формирование речевой и интонационной выразительности, правильного речевого дыхания, темпа, ритма, громкости, силы голоса.

III. Воспитательные (социализация)

1) Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека, признание уникальности и неповторимости каждого.

2) Воспитание звуковой культуры речи.

IV. Охранные

1) Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики и т.д.

2) Снятие перегрузок учащихся путем применения здоровьесберегающих технологий.

3) Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.

4) Учет возрастных особенностей учащихся, актуальных потребностей, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований.

5) Стиль общения с учащимися - демократический, личностно-ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку

Теоретическая значимость: результаты проведения интегрированных занятий позволяют расширить и углубить знания об особенностях обучающихся с нарушением интеллекта.

Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и психолога.

Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, "включение" всех типов модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой, эмоциональные). Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности учащихся.

Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, коллективно, группой.

Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.

Тесная взаимосвязь специалистов осуществляется при совместном планировании работы, четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе логопеда и психолога и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Эффективность цикла занятий оценивается:

1) по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики учащихся;

2) по отзывам самих учеников, проявление желания продолжения сотрудничества;

3) по наблюдениям психолога и учителя - логопеда.

Пример занятия из цикла интегрированных занятий

учителя-логопеда и педагога-психолога

№ п/п

Этапы занятия

Содержание этапа

Цели этапа

1

Организационный момент.

Приветствие участников. Формулирование темы занятия.

Упр. «Снежный ком».

Снятие психического и эмоционального напряжения, настрой на позитивную работу, поднятие настроения участников.

2

Основной этап занятия.

Планета Блу.

  1. Шифрованное письмо.

Развитие слогового анализа и синтеза.

  1. Упр. «Выйти из круга».

Разработка общей стратегии конструктивного взаимодействия. Выявление конфликтных ситуаций взаимодействия, диагностика взаимодействия с окружающими.

Планета Шелезяка.

  1. Упр. «Морской бой».

Развитие буквенного анализа и синтеза.

  1. Упр. «Паровозик».

Осознание учащимися своей комфортной позиции в общении, развитие ответственности и доверия в межличностном общении.

II планета системы Медузы.

1.Шифрованное письмо. Вычленение слогов из текста.

Развитие умения вычленять слог из текста и составлять предложения из заданных слов.

2. Упр. «Речевая машина».

Развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья.

3

Итог урока.

1. Шифрованное письмо. Комбинированное задание.

Коррекция оптической дисграфии и дислексии. Развитие языкового анализа и синтеза.

2. Упр. «Подарок».

Создание положительного эмоционального фона.