Выступление на родительском собрании: «Различные подходы в обучении и воспитании ребёнка в зависимости от типа темперамента».

Бондарева Анна Николаевна

Темперамент -это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании на тему:

 «Различные подходы в обучении и воспитании ребёнка в зависимости от типа темперамента».

Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных особенностей – типа темперамента.

Задачи:

- познакомить родителей с типами темперамента и их особенностями;

- научить родителей прогнозировать поведение своего ребёнка в той или иной ситуации;

- научить использовать в «мирных целях» как положительные черты темперамента, так и отрицательные;

- помочь родителям учащихся с ОВЗ в выборе образовательного и воспитательного маршрута в зависимости от типа темперамента ребёнка.

Содержание выступления.

Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

От темперамента человека зависят:

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Безусловно, все дети разные. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, каждая мама и каждый папа знают и чувствуют, что лучше для ребенка.

Однако, есть общие поведенческие особенности, опираясь на которые, вы сможете понять, чему именно важно уделить повышенное внимание в воспитании. Под общими поведенческими особенностями мы будем иметь ввиду тип темперамента, который можно определить уже у маленьких детей, просто понаблюдав.

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный).

В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха. Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое. Легко осваивает возрастные навыки. Движения - уверенные, точные. Речь - выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Как воспитывать Сангвиника:

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.

Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный).

Пример этого типа темперамента у ребенка - Сова из того же «Винни-пуха». Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Как воспитывать Флегматика:

  • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
  • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
  • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
  • Не раздражаться медленным темпом, а ускорять его, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения).

Пример этого типа темперамента у ребенка - поросенок Пятачок.

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить. Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом - к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Как воспитывать Холерика:

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию.
  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Ребенок-Меланхолик (слабый).

Пример этого типа темперамента у ребенка - ослик Иа.

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки. Чуть что - в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются. Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенные, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Как воспитывать Меланхолика:

•        Быть с ним помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.

•        Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.

•        Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.

•        Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.

•        Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом.
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка.
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент.
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает.

Использование свойств темперамента ребёнка для улучшения психологического здоровья детей в классе.

Сегодня большое внимание уделяется здоровому образу жизни детей и подростков. Проблема сохранения психологического здоровья является не менее актуальной, так как является её составной частью. Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Педагоги стараются применять здоровье сберегающие технологии в режиме дня и на уроках, но в основном они направлены на укрепление физического здоровья. Но как улучшить психологическую ситуацию в классе.

Для построения работы, направленной на создание комфортных условий для каждого ученика на уроках, можно предположить рассадить детей в классе в зависимости от типов темперамента и их совместимости.

Теперь рассмотрим совместимость типов темпераментов.

Сангвиник - холерик.

Сангвиник - ярко выраженный лидер, который привык вести толпы людей за собой. Ему интересен и симпатичен холерик, у которого с ним много общего: идея, эмоциональность, энтузиазм. Отношения будут плодотворными и яркими, но только до тех пор, пока они не столкнутся в вопросе лидерства. Вечная борьба за власть - вот основная проблема в этой паре.

Сангвиник – меланхолик.

Хорошие, прочные отношения, где сангвиник будет ведущим лидером и сможет направить меланхолика в нужное русло. Меланхолику тоже будет вполне комфортно в тени сангвиника.

Сангвиник - флегматик.

Трудная пара, которой будет сложно ужиться вместе. Сангвиник привык быстро ориентироваться в обстановке, а флегматик действует постепенно. Постоянные ссоры на этой почве обоих будут выводить из равновесия.

Меланхолик – холерик.

Меланхолику лучше не подходить к холерику и не связываться с ним. Меланхолик слишком раним и обидчив, чтобы выносить все вспышки раздражения и вспыльчивости холерика.

Меланхолик – флегматик.

Отношения в паре будут складываться ровно и спокойно. Даже слишком спокойно: инертность и пассивность приведут эти отношения, в конце концов, к полнейшему равнодушию.

Флегматик – холерик.

Флегматик - единственный темперамент, который сможет хоть как-то обуздать беспокойный нрав и вспыльчивость холерика. Отношения тёплые, доверительные, спокойные, но всё-таки холерик здесь выигрывает больше. Флегматику порой просто будет надоедать постоянно, сдерживать своего необузданного друга.

Учитывая эти особенности совместимости разных темпераментов, можно построить гармоничные, хорошие отношения практически с любым человеком. Таким образом, темперамент человека в определяющей степени влияет на стиль поведения и способ реализации стоящих перед ним задач. Применение результатов исследования индивидуальных темпераментных особенностей ребёнка может способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и поможет создать условия для сохранения психологического здоровья обучающихся.

Список использованной литературы.

  1. Альманах гуманистической педагогики «Теплый дом» № 4,5. - Сыктывкар,2000.
  2. Божович Л. И  Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  3. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов -  на -  Дону: Феникс, 2006
  4. Стандарты второго поколения: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (начальная школа). - М.: Просвещение, 2010.