Конспект индивидуальной консультации родителей на тему «Как повысить учебную мотивацию ребенка при выполнении домашних заданий» .

Бондарева Анна Николаевна

       Мотивация –  это процесс    стимулирования  человека к  деятельности.

Практически все родители сталкиваются с нежеланием детей делать домашнюю работу. Низкая мотивация зачастую приводит к низкому качеству выполненной «домашки». Знания, полученные на уроках, останутся без должного закрепления, а исследовательские задания будут сделаны «на отвяжись».

Никто не спорит, что домашние задания – неотъемлемая часть процесса обучения. Поэтому общее повышение учебной мотивации обучающихся безусловно должно включать и мотивацию качественного выполнения домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуальной консультации родителей на тему «Как повысить учебную мотивацию ребенка при выполнении домашних заданий» .

Цель: научить родителей повышать учебную мотивацию детей при выполнении домашних заданий.

Задачи:

1.Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение.

2. Помочь уяснить правила взаимодействия с детьми.

 3.Дать понять что следует и чего не следует делать, чтобы правильно организовать подготовку домашних заданий дома.

Оборудование: презентация «Как повысить учебную мотивацию ребенка при выполнении домашних заданий»,памятка для детей и родителей.

Структура:

1.Вступительная часть.

2.Основная часть.

3.Заключительная часть.

                                         

                                               Вступительная часть.

Приветствие. 

Психолог: -Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую  роль  в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации?

                                               

                                                Основная часть.

Психолог: -Заставить ребенка учиться невозможно.  Можно  заставить на неделю, месяц, год, но  заставить  увлечься  какой-либо  деятельностью нельзя.  Источником активности  человека являются его  потребности. 

        Мотив – это то, что движет  человеком,  побуждает его к активности,  придает его  действиям смысл.  

       Мотивация –  это процесс    стимулирования  человека к  деятельности.

Практически все родители сталкиваются с нежеланием детей делать домашнюю работу. Низкая мотивация зачастую приводит к низкому качеству выполненной «домашки». Знания, полученные на уроках, останутся без должного закрепления, а исследовательские задания будут сделаны «на отвяжись».

Никто не спорит, что домашние задания – неотъемлемая часть процесса обучения. Поэтому общее повышение учебной мотивации обучающихся безусловно должно включать и мотивацию качественного выполнения домашнего задания.

Хотя многие ученики часть заданий успевают сделать еще в школе, само понятие «домашняя работа» говорит о том, что его выполнение учениками предполагается дома. Поэтому мотивацию «домашки» можно разделить на две части: мотивацию со стороны учителя и мотивацию со стороны родителей.

Со стороны учителя стимулирование деятельности осуществляется через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ. Еще студентами будущие учителя изучают мотивацию учеников и знают о различных способах мотивации.

1)Учебно-познавательные (интерес к учению, познавательная потребность, любознательность, стремление к получению знаний);

2)непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием);

3)перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга).

Со стороны родителей, в большинстве своем не изучавшим Макаренко, мотивация в основном сводится к двум способам: «ремня» и «пряника».

Несмотря на кажущуюся простоту мотивации со стороны родителей, иногда она оказывается более действенной, потому как «ремень» в школе на гвоздь не повесишь.

И все же родителям важно знать, что можно использовать и другие способы для достижения качественного выполнения «домашки».

Итак, что следует делать родителям:

• посидеть со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи,

• сформировать привычку делать уроки. Напоминать об уроках без криков, быть терпеливыми,

• учить выполнять уроки только в этом рабочем уголке,

• следить, чтобы на рабочем месте был порядок. Если ребенку трудно навести порядок, то помочь ему: все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш) класть слева от себя, учебники, тетради, дневник – справа. Все, что уже не понадобится тут же укладывать в портфель или другое определенное место.

• Вслух читать задание упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность.

• Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминать ему о времени, отведенном на выполнение уроков (1 класс – 1 час, 2 класс – 1,5 часа, 3-4 классы – до 2 часов,

• следить, чтобы письменные задания выполнялись чисто, без помарок.

• К д/з приступать через 1 час после школы, чтобы ребенок отдохнул от занятий, но еще не устал от домашних развлечений. Выбрать время: или с 9 ч. до 11ч. или с 15 ч. до 17ч.

Действия родителей, которые в общем не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются.

• перенести время выполнения д/з, если ребенок был занят на секции или кружке,

• при болезни ребенка отменить выполнение д/з,

• выполнение д/з за обеденным столом, если не позволяют условия,

• читать родителям вслух теоретический материал, если у ребенка устали глаза.

Действия родителей, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.

• не ругать ребенка за плохую отметку,

• нельзя включать радио и ТВ во время приготовления уроков,

• не заставлять вымаливать себе оценку,

• нельзя без разрешения смотреть дневник ребенка,

• не обсуждать поведение учителя,

• выслушав замечания учителя, нельзя устраивать взбучку и кричать на ребенка,

• нельзя заставлять подолгу читать. Лучше читать вслух небольшие по объему тексты, но чаще.

• нельзя растягивать выполнение д/з на целый день,

• запугивать ребенка, оскорблять и применять физические наказания.

Советы родителям.

1)Полезно вместе с ребенком составить памятку ”Садимся за уроки”.Школьник через некоторое время достигнет того, что все пункты памятки станут для него привычными.

2) Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

3)Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

4)Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

5)И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребенка!

Памятка ”Садимся за уроки”

 Памятка школьникуСадись за уроки в одно и то же время.Проветри комнату за 10-15 минут до начала занятий.Поставь прибор освещения слева от себя.Проверь готовность своего рабочего места: сотри пыль, проверь, на своем ли месте учебные и письменные принадлежности, убери со стола все лишнее.Уточни расписание уроков, проверь записи в дневнике. Сядь удобнее, открой учебник...

                                           Заключительная часть.

Психолог: -Родители, помните, что в поздние часы эффективность учебы практически никакая. Если разрешите ребенку учить стишок с экрана планшета – то ничего страшного, а ему интересней. Хорошо поможет устная договоренность с ребенком о том, что к определенному времени уроки должны быть сделаны (например, к приходу папы с работы или к началу мультика или просто к 7 вечера). Репетиторы, тренировки и другие занятия могут вносить коррективы в это правило.

Домашнее задание выдают ребенку, а не Вам. Сделав за него уроки, вы ему не поможете, хотя это и быстрее, и легче. Устная договоренность с ребенком о «10 минутах» может помочь. То есть ребенок обращается за помощью к родителям только если у него не получилось выполнить задание самостоятельно в течение 10 минут. Многие дети бегут за помощью, еще не дочитав задание. А некоторые родители вообще не отходят от ребенка, пока тот делает домашнее задание. Это неправильно. Самостоятельность нужна будет вашему ребенку всегда, а Вы не сможете быть рядом с ним всю жизнь.

Соблюдение всего предложенного– залог хорошей учебы вашего ребенка!Помните: “Ребенок, что тесто,как замесил, так и выросло”.

Раздаются памятки.