Невербальные приемы установления контакта с родителями

Альбина Альбертовна Миловидова

Повышение профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями посредством невербальных приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Невербальные приемы установления контакта

с родителями

тренинг для педагогов

на районном семинаре

Подготовила: Миловидова Альбина Альбертовна, педагог-психолог первой квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского района

2016 год

План-конспект тренинга

Тема: Невербальные приемы установления контакта с родителями воспитанников ДОУ

Тренер: Миловидова Альбина Альбертовна, педагог-психолог

Дата проведения: 28.04.2016

Время проведения: 1100 

Место проведения: МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары

Продолжительность тренинга: 30 минут

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями посредством невербальных приемов.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить педагогов с опытом использования невербальных приемов установления контакта с родителями.
  2. Обучить педагогов приемам работы в парах, в группе.

Развивающие: 

  1. Тренировать навыки применения интерактивных методов.
  2. Создать условия для самоанализа участниками собственного профессионального мастерства.

Воспитательные:

  1. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Оборудование: проектор, экран, видеоролик, мобильный проигрыватель, детский рюкзак, ваза, цветной песок, книга рецептов.

Раздаточный материал: 3 листа бумаги для рисования форматом А-3, фломастеры.

         Ход тренинга

I этап.  Знакомство

Правила тренинга

1.Быть активным в работе.

2.Быть открытым в общении.

3.Уважать мнение участников.

4.Я – высказывания (Я считаю)

5.Не критиковать

II этап.  Разминка

Упражнение-приветствие «Повторение ритма»

Цель: Активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.

Инструкция

Упражнение проходит в кругу, участники сидят на стульях.

Тренер: – Сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой «Здравствуйте, коллеги». Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать её в виде ритмичного рисунка разными способами, например, так… (отхлопывать в ладоши данную фразу в любом ритме). Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по коленкам, отщелкать пальцами. Можно скомбинировать начать с хлопков, закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом - один участник отстукивает фразу, затем все повторяют её. Затем следующий участник отстукивает ту же фразу в своем ритме, мы повторяем.

Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу говорящего.

III этап. Тема дня

Ведущий: - Самыми значимыми людьми для ребенка являются родители, которые обеспечивают ему комфортные условия жизни и стараются удовлетворять все его потребности.  Отдавая ребенка в детский сад, они правомерно хотят, чтобы такие же условия были созданы ему и там, чтобы педагоги смогли обеспечить индивидуальный подход для их любимого ребенка. И здесь уже со стороны педагогов важно педагогическое принятие и содействие, которые возможны только при условии установления контакта с родителями, понимания их потребностей.  Перед многими педагогами встает вопрос о том, как наладить контакт с родителями, чтобы оказать им содействие в воспитании и развитии детей. На развитие этой способности направлен наш тренинг «Невербальные приемы установления контакта с родителями». К невербальным средствам общения относятся жесты и позы, мимика, выражение лица и манеры держаться, а также тактильно-мышечные формы (пожатие рук, прикосновения и т.д.). Язык тела раскрывает то, чего человек не говорит словами. Порой знание приемов невербального общения помогает понять, врет ли собеседник или говорит правду. Примерно 60 % всех коммуникаций осуществляется за их счет. Методы невербального общения в значительной мере помогают завоевать расположение слушателя, найти общий язык и завязать крепкие отношения. 

Вот некоторые из них:

          Общение начинается с установления контакта.

  • Прежде всего, это уважение к собеседнику, так называемая положительная установка.
  • Мимика – улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен.
  • Поза и жесты может, выражать желание или не желание слушать и общаться.
  • Установление контакта глаз - очень важный знак, свидетельствующий о нашей готовности вести разговор.
  • Дистанция общения – исследования показали, что расстояние между партнерами само по себе является невербальным средством. У каждого человека есть персональное пространство, которое ему необходимо, чтобы чувствовать себя комфортно.

Тренер: – Предлагаю посмотреть видеоролик и сделать определенные выводы. 

           Видеоролик «Пример активного слушания»

IV этап. Групповые упражнения

1. Упражнение на установление контакта

Тренер: – Пусть кто-нибудь, выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Положительная установка, контакт глаз, поза, жесты, мимика.

Вызвавшийся выходит из комнаты, а остальные определяют участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник, и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников вступить с ним в контакт.

Тренер: – Легко ли было определить, кто хотел вступить в контакт, по каким признакам догадался и т.д.

2. Рисуночная арт-техника «Диалог на бумаге»

Цель: Выстраивание профессиональных коммуникаций; анализ способов, которые участники применят в своей педагогической работе.

Инструкция: Работа будет проходить в парах. Я предлагаю вам пообщаться между собой на бумаге, один из вас будет педагогом, другой родителем. Диалог будем вести на бумаге, т.е. используя только рисуночные и графические изображения. Воспользуйтесь карандашами и один на двоих лист бумаги. На общение вам отводится 5 минут. Запрещается разговаривать во время задания.

По окончании участники вывешивают работы на доску.

Каждая пара презентует свою работу, отвечая на вопросы:

1.То, что изображено на рисунке, это диалог или два монолога?

2.Это был разговор на равных, или здесь был ведущий и ведомый?

3.Как вам кажется, стороны пришли к результату, они договорились?

4.Вы удовлетворены процессом взаимодействия?

Вывод: Установление контакта с родителями начинается с невербальных приемов взаимодействия. Умение слушать и слышать родителей и доведение этого умения до навыка – один из самых главных показателей мастерства педагога.

3. Рисование цветным песком

 «Рецепт эффективного невербального установления контакта»

Цель: Закрепить знания участников о приемах невербального общения.

Необходимые материалы: любая книга рецептов (возможно, зачитать один из рецептов).

Тренер: - Составьте рецепт эффективного установления контакта, ингредиенты должны быть полезными, хорошо усваиваемыми и разнообразными.

       Рецепт записывается на листе бумаги, а затем делается продукт - коктейль из цветного песка.

Пример рецепта коктейля

Состав:

50г «Мимики»

100мл «Растояния»

10г «Взгляд»

5г «Поза и мимика»

                                           

                                             

V этап.  Рефлексия «Рюкзачок» 

Цель: Формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в невербальном общении.

Тренер: - Мы заканчиваем тренинг. Что-то вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Невербальное общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут нам в общении с родителями, чтобы наше взаимодействие с родителями было более приятной и продуктивной.  Собирать рюкзачок будем все вместе.

Ответы: Открытость, отзывчивость, доброта, внимательность к людям, умение решать конфликты, тактичность, вежливость, готовность к сотрудничеству и др.