Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Альбина Альбертовна Миловидова

Психолого-педагогическое сопровождение  детей с общим недоразвитием речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья

выступление из опыта работы

Подготовила: Миловидова Альбина Альбертовна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары

Директор ППМСЦ «Доверие»: 

2015 год

           Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми с ограниченными возможностями.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов. Также в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ…».

          На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

     Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Таким документом в нашем ДОУ является адаптированная образовательная программа в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с 5 до 7 лет. Она разработана в 2014 г. в соответствии с требованиями основных нормативных документов:             

  •  Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
  • Конвенцией о правах ребенка, 1989;
  •  Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  •  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и   науки   РФ от 17.10.2013 г.  № 1155)
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Письмом Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
  • Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме».

        Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.         Данную программу разработала рабочая группа, в которую вошли все специалисты, осуществляющиекоррекционно-развивающий процесс в ДОУ:

  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог;
  • воспитатели;
  • музыкальный руководитель.

Содержание Программы построено в соответствии с требованиями ФГОС. В целевом разделе Программы размещены:

  • пояснительная записка;
  • цели и задачи реализации Программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности контингента обучающихся в ДОУ детей;
  • кадровое обеспечение образовательного процесса;
  • требования к результатам освоения Программы, целевые ориентиры.

Содержательный раздел Программы отражает:

  • особенности образовательной деятельности;
  • Технологии и методы коррекции речевых нарушений;
  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В организационном разделе Программы мы отразили:

  • условия реализации Программы;
  • перечень программ и технологий по образовательным областям;
  • организацию образовательного процесса;
  • организацию развивающей предметно-пространственной среды.

Программа состоит из двух частей:

  • Обязательной, в основе, которой лежит примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014, составленная в соответствии с ФГОС ДО, но еще не занесенная в единый реестр программ. Объём обязательной части Программы составляет не менее 60% от общего объёма Программы.
  • Части, формируемой участниками образовательных отношений, представленной Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, 2008.  Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объёма Программы.

Но на каждую часть разработаны рабочие программы: учителя-логопеда, воспитателя и специалистов с учетом цели данной программы и комплексно-тематического планирования. В них указаны виды деятельности, тема и источник. Тема совпадает у всех педагогов, работающих с детьми. Любой педагог может по данному плану работать. Все содержание и соотношение образовательной деятельности отражено в учебном плане ДОУ.

        Приоритетной образовательной областью в группах компенсирующей направленности является «Речевое развитие». Работой по данной образовательной области руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда и комплексно-тематическим планированием (приложение 1).  Данный вид планирования педагоги ДОУ разработали самостоятельно, опираясь на коррекционную программу и программу «Мозаика». Он является основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Программой  и обеспечивает концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы в обеих группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

        В Программе размещены циклограммы рабочего времени всех педагогов, педагогические технологии, используемые тем или иным педагогом с целью эффективности коррекционно-развивающей деятельности. Описана специфика взаимодействия с семьями воспитанников, детально представлены условия развития детей.

        Более подробно остановлюсь на психолого-педагогическом сопровождении детей с общим недоразвитием речи. Основной его целью является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка.  За это отвечает в ДОУ прежде всего педагог-психолог. В Программе представлены виды деятельности, которые педагог-психолог осуществляет в группах компенсирующей направленности:

- психологическая диагностика: диагностический инструментарий;

Диагностический инструментарий

Группы

Цель изучения

Критерии

Авторы методик

Подготовительная к школе

логопедическая группа

Диагностика психологической готовности к школьному обучению начало года (Н.В. Тарасова)

Определение мотивационной готовности.

В.Ф. Сафрина

Определение интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Е.С. Романова

Определение эмоционально-волевой готовности ребенка

Е.С.Романова

Определение личностной готовности

В.Г. Щур

Диагностика психологической готовности к школьному обучению конец года (Богомолов В.)

Определение мотивационной готовности.

А. Керна, И. Ирасека

Определение интеллектуальной готовности.

Определение эмоционально-волевой готовности ребенка.  

А.Эткинд

Определение личностной готовности

Т. Дембо

Старшая логопедическая группа

Диагностика познавательной активности (И.А. Барташников,  А.А. Барташникова)

Диагностика психического развития  

Л.А. Венгер, З.М. Истомина и др.

Диагностика эмоциональной личностной сферы  

Данилина Т.А., Зедгенидзе  В.Я., Степина Н.М.

- психологическая коррекция: организация психологической коррекции, представленная в таблице;

Организация психологической коррекции

Группа

Формы работы

Срок

Кол-во детей

Цель

Программы и технологии

Методы и приемы

Старшая

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

1 раз в неделю

16

Развитие познавательных процессов

Коррекционно-развивающая программа Аксеновой А.И. «Играем и учимся»

Дидактические, подвижные, творческие игры для развития коммуникативных навыков, мелкой и общей моторики, творческих и интеллектуальных способностей, формирования чувства доверия и уверенности в себе; релаксационные упражнения

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

1 раз в неделю, 20 минут

1

Формирование психических процессов

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы

Развивающие игры и упражнения.

подготовительная

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

1 раз в неделю

16

Формирование психологической готовности к обучению в школе

Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи

Занятия построены по принципу постепенного усложнения. Игровая психокоррекция, арт-терапия и музыкотерапия, телесно- ориентированная терапия, модификации поведения.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

1 раз в неделю,  30 минут

6

Развитие познавательных процессов детей

Программы разработаны в соответствии Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Вся дошкольная программа мышление, память, внимание.

Занятия построены по принципу поэтапного формирования умственных действий. 

Развивающие игры и упражнения.

- психологическое консультирование;

- психологическое просвещение: формы работы.

В организационный раздел Программы включили режим пребывания детей в образовательном учреждении, который разработали специально для групп компенсирующей направленности.

Итак, в наше         Программе отражена та работа, которую мы проводим с детьми, ничего нового мы не придумали, только систематизировали. Брать новое, может, даже нет смысла, потому что наши наработки неплохие, нас устраивают и соответствуют законодательной базе.