Методика "4 метафорических портрета"

Работа с метафорическим автопортретом  диагностирует ранние травмы клиента (и ребенка, и взрослого).

«МП» выявляет  состояние и способность удовлетворять основные базовые потребности.

 Это диагностическая процедура, но с ней можно сразу и работать.

Можно проводить со взрослыми, подростками и с дошкольниками.

Материалы: пастель, краски гуашевые и акварельные, кисти, стаканчики с водой, бумага А4, салфетки, бумага ½ формата А4 – 4 шт.

Задание 1: Если я была бы посудой, то я была бы…

Задание 2: Если я была бы растением, то я была бы…

Задание 3: Если я была бы оружием, то я была бы…

Задание 4: Если я была бы украшением, то я была бы…

Рисовать можно в любом порядке.

  1. Попросить разложить в том порядке, в каком рисовал.
  2. Изменить ракурс рисунка (повесить на стену, отойти подальше, взглянуть с другого угла и т.д.)
  3. Задать серию вопросов:
  1. Нравятся ли сейчас рисунки?
  2. Хочется ли внести изменения в какой-либо из них?
  3. Какой рисунок было рисовать сложнее всего?
  4. Какой легче всего?
  5. Какой рисунок нравится больше всех?
  1. Расскажите о каждом рисунке по порядку (как можно подробнее), необходимо выяснить все обстоятельства: растение, посуда, оружие, украшение. Вопросы д.б. обобщающими.
  1. Растение. Что это за растение? Где живет? Какие необходимы условия, чем питается, многолетнее или однолетнее? Для чего его посадили? Выполняет ли оно эту функцию?
  2. Посуда. Где находится эта посуда, есть ли свое место? Чья эта посуда? Откуда она взялась? Для чего используется? Используется ли по назначению?
  3. Оружие. Откуда оно взялось? При каких обстоятельствах? Кому оно принадлежит? При каких обстоятельствах используется оружие? Как это происходит? Где хранится?
  4. Украшение. История происхождения. Выясняются обстоятельства приобретения. Обыкновенное или уникальное? Для чего используется, когда, насколько часто? С какой целью, в каких ситуациях? Если есть надписи, то, что написано?

В конце необходимо провести анализ всех рисунков. Понять, есть ли что-то общее, проясняющее, какая-то черта, потребность.

Трактовка символов.

Символы связаны с проявлением у человека потребностей.

  1. Потребность – право существования. Формируется от 2 триместра беременности до 3-х месяцев. Символическим выражением является рисунок растения.
  2. Потребность – право иметь свои потребности. Формируется от рождения до 1,5 лет. Символом является рисунок посуды.
  3. Потребность на автономию, право занимать свое место. Формируется в возрасте от 2 до 4 лет. Символом является рисунок оружия.
  4. Потребность быть любимым, опекаемым, быть ценностью, украшать чью-то жизнь. Формируется от 3 до 5 лет. Символом является рисунок украшения.

Растение. Обращается внимание на символическое изображение, развитое, неразвитое - это жизнеспособность, твердость, устойчивость. Самое устойчивое – дерево. Более хрупкое – разная степень выражения этого права существования. Если сказочное, то клиент может предполагать, что его право на существование имеет какие-то условия.

Посуда. Метафора: «Я имею право иметь потребность, связанную с оральным периодом» удовлетворение потребности связано с питанием. Наиболее выразительным будет тарелка, кастрюля. Смотрим – какая кастрюля, используется или нет. Такая кастрюля может говорить о том, что это право не выражено. Здесь может быть выражена подлинность, т.е. любование, а не удовлетворение своих потребностей.

Оружие. Символ автономии, того, что я могу обозначить свои границы. Эти границы можно сдвигать, раздвигать. Когда происходит нарушение границ, то происходит злость, агрессия, тревога, страх, испуг. Четким выражением потребности является оружие открытого боя. Предполагается, что человек обозначает, что он может обороняться.

Степень поражения: чем меньше степень поражения, тем меньше выражена потребность обозначения своих границ. (Невротический склад – происходит сужение своих границ; психотическая организация – оружие дальнего поражения, территория большая). Необходимо обратить внимание: оружие – не оружие по функции ( к примеру, музыкальный инструмент), присутствует ли улыбка, как клиент сам объясняет свой выбор.

Украшение. Потребность быть ценностью. К примеру, я показываю свою ценность 1 раз в год или чаще. Когда у меня хорошее настроение, я особенно ценный человек.

Теперь немного теории о самих первичных потребностях  и личный опыт работы, для того, чтобы лучше понимать символы, которые нарисует клиент  при «МП».

Право существования.

Гринейкр приходит к выводу, что пренатальный опыт, роды и обстановка непосредственно после рождения играют роль в предрасположенности к тревоге. Этот тип первичной тревоги, отличается от более поздней тревоги отсутствием психологического содержания и осознания.

Согласно Фрейду, первым постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается огромное количество стимулов, и он не обладает адекватным способом их переработки. Новорожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и, следовательно, оказывается под воздействием потока возбуждений. Эта первая опасная ситуация становится прототипом или моделью для более поздней тревоги. Связующим звеном является отделение, которое при рождении носит чисто биологический характер, а позднее выражается в психологических и символических формах.

Ранк рассматривает рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях. Этот шок создает резервуар тревоги, порции которой освобождаются на протяжении всей жизни. Причина любых неврозов состоит в сильной тревоге при рождении, поздняя тревога может быть интерпретирована в ракурсе родовой тревоги – не просто как модели, а в качестве первоисточника.

Фоудор предлагает положения, которые он называет четырьмя принципами пренатальной психологии:

  1. В повседневной жизни роды являются травматичными почти в каждом случае.
  2. Продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения.
  3. Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов или сразу после появления на свет.
  4. Любовь и забота о ребенке непосредственно после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий

Травматический опыт рождения настолько ужасен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской памяти. Многие символы пережитого при родах страха универсальны и могут быть сразу опознаны. Наиболее распространенные фантазии сновидений, в которых родовая травма заявляет о себе, следующие: ползание через узкие отверстия; врастание в землю, погружение в грязь или песок; раздавливание и сжатие; утопление; засасывание водоворотом или утаскивание крабами, акулами, крокодилами; страх быть проглоченным дикими животными или монстрами; кошмары удушения или захоронения заживо; фобии увечья или смерти.

Право иметь свои потребности (оральная стадия)

По мере созревания ребенка его интеллектуальные способности возрастают и выходят за пределы простой заинтересованности в удовлетворении потребностей. Принцип удовольствия замещается принципом реальности. Это обучение, в процессе которого возникают осознание возможных перемен в окружении и способность предсказания будущего. На данном этапе ребенок может представить себе: "Когда я веду себя определенным образом, окружение реагирует соответствующим образом", – и регулировать поведение приемлемым путем. Принцип реальности поэтому связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения.

Основная цель этого периода состоит в наслаждении аутоэротической стимуляцией эрогенной зоны. В последующем добавляется еще одна цель, заключающаяся в желании инкорпорировать объекты.

Новорожденный ребенок не осознает внешнего мира и испытывает только изменения напряжения в собственном состоянии. Эго начинает функционировать, когда возникает желание удовлетворения из внешнего мира. Самоуважение, одно из достояний эго, первоначально регулируется получением питания, магический источник кормления позволяет младенцу ощущать величие. Позднее следует период пассивно-рецептивного господства, при котором младенец разделяет недавно обнаруженное величие взрослых, побуждая их выполнять свои желания.

Все психологические механизмы, действующие на первом году жизни (интроекция, проекция, отрицание, фиксация и регрессия), являются предшественниками защитных механизмов.

Потребность на автономию, право занимать свое место (анальная стадия).

Между одним и тремя годами ребенок расстается с инфантильными способами приспособления и активно отстаивает свое особое место в мире. В этом периоде быстро развиваются его способности: ходить, говорить, думать, контролировать сфинктер и тому подобное. Параллельно возрастают навыки восприятия и движения, усложняется сфера межличностных отношений.

На этой стадии одновременно с предвосхищением в воображении и планированием действий возникает мысль об опасности. Оценивающее эго теперь обладает способностью рассматривать ситуацию как потенциально травмирующую или угрожающую. Такое суждение допускает только умеренный, контролируемый уровень тревоги, который меньше, чем мог бы переживаться в ситуации. Предвосхищение тревоги служит сигналом ребенку, подсказывающим ему о чем-то, требующем преодоления.

По Салливану самость развивается из взаимоотношений с другими людьми. Ребенок не способен сомневаться, оспаривать и восставать против оценок других людей. Он пассивно принимает суждения, которые вначале передаются посредством эмпатии, а в описываемом возрастном периоде – словами, жестами, поступками. Если ребенок не является желанным и родители обращаются с ним в жестокой и унижающей манере, его самость становится жестокой и унижающей. С этих пор он реагирует на других тем же жестоким образом. Если ребенок любим и уважаем значимыми взрослыми, он приобретает любящее и уважительное отношение к себе. Отношение к себе, приобретенное в раннем возрасте, проносится через всю жизнь, лишь в некоторой мере оно подвергается изменениям под влиянием экстраординарных обстоятельств и в процессе последующего опыта.

Потребность быть любимым, опекаемым, быть ценностью, украшать чью-то жизнь (фаллическая стадия).

К этому возрастному периоду раннее физическое созревание уже регулируется. Фокус нашего внимания снова сдвигается, особенно в контексте ортодоксальных воззрений, к ускоренному развитию сексуальных интересов и их влиянию на отношения в семье и на внутренний мир ребенка. На данном этапе проявляется эдипов комплекс, совершенствуется функция супер-эго и расширяется использование защитных механизмов эго.

Интерес к гениталиям приобретает преувеличенный характер и проявляется в частой мастурбации; возрастает желание физического контакта, особенно с лицами противоположного пола; преобладают эксбиционистские тенденции. Независимо от поведенческих проявлений, имеет место все разнообразие сексуальных фантазий, обычно связанных с мастурбацией.

Основные социальные модальности в фаллический период у обоих полов описаны как "корыстные действия": лобовая атака, удовольствие от соревнования, настойчивость в преследовании цели, наслаждение победой. Ребенок таким образом обучается предпосылкам инициативы, т.е. выбору целей и упорству в их достижении.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon metodika_4_metaforicheskih_portreta.pdf1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com