Психологическое здоровье - основа успешной жизнедеятельности дошкольника.

Ерохина Анна Валерьевна

«…Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом»  Хухлаева О. В.

Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье. Поэтому вопрос о  необходимости поддержании и формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста стоит достаточно остро. 

Современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми ребенок не всегда может справиться самостоятельно, и ввиду своей беспомощности, поэтому практически все дети требуют той или иной психологической поддержки. Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы.

Если говорить о взрослом человеке, то портрет психологически здорового человека, выглядит следующим образом: спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающего себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой.

Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», выражающаяся в гармонии между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Специфика психологического здоровья дошкольников проявляется в иных проявлениях.  Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

 К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.

 К низкому уровню — дезадаптивному – можно отнести детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.

Разрушающееся воздействие на психологическое здоровье оказывает ряд факторов, которые можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. Так в детском саду психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Проведенные исследования показали, что в случае, когда педагог не замечает направленных к нему обращений детей, это может, с одной стороны, привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Для поддержания психологического здоровья детей педагоги должны в своем взаимодействии с ребенком осуществить ряд задач:

1) Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

2) Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

3) Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Для осуществления профилактических мер по формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка педагогам рекомендовано:

Ø    Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.

Ø    Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

Ø    Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

Ø    Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям.

Ø    В ходе обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей.

Ø    Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.

Ø    Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

Ø    Учить детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

Ø    При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

Ø    Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье - основа успешной жизнедеятельности дошкольника

Ерохина А.В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 5 «Звоночек»

«…Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом»  Хухлаева О. В.

Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье. Поэтому вопрос о  необходимости поддержании и формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста стоит достаточно остро.  

Современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми ребенок не всегда может справиться самостоятельно, и ввиду своей беспомощности, поэтому практически все дети требуют той или иной психологической поддержки. Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы.

Если говорить о взрослом человеке, то портрет психологически здорового человека, выглядит следующим образом: спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающего себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой.

Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», выражающаяся в гармонии между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Специфика психологического здоровья дошкольников проявляется в иных проявлениях.  Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

 К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.

 К низкому уровню — дезадаптивному – можно отнести детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.

Разрушающееся воздействие на психологическое здоровье оказывает ряд факторов, которые можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. Так в детском саду психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Проведенные исследования показали, что в случае, когда педагог не замечает направленных к нему обращений детей, это может, с одной стороны, привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Для поддержания психологического здоровья детей педагоги должны в своем взаимодействии с ребенком осуществить ряд задач:

1) Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

2) Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

3) Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Для осуществления профилактических мер по формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка педагогам рекомендовано: 

  • Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
  • Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
  • Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
  • Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям.
  • В ходе обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей.
  • Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
  • Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Учить детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
  • При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
  • Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.