Тема: «Работа с тревогой: инновационные методы, приемы и технологии в работе педагога-психолога»

Бузыкина Надежда Николаевна

Материал для педагогов-психологов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_trevogoy.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

        .

Тема: «Работа с тревогой: инновационные методы, приемы и технологии в работе педагога-психолога»

Цель: ознакомление с приемами психолого-педагогических техник, применяемых в работе педагога-психолога с учащимися с повышенным и высоким уровнем тревожности.

Задача: формировать навыки диагностики, консультирования и психологической коррекции с использованием различных методов.

        Ритм современной жизни, вечно занятые родители, трансформация школьных программ и требований, видоизменение социального статуса ребенка (прием в школу, переход из начальной школы в среднюю, переход в старшую школу), сдача ЕГЭ и ГИА, изменение социального окружения и многое другое — вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному ребенку. Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство.

        По данным многих практических психологов наиболее «тревожными» этапами школьной жизни являются первый, пятый, седьмой, девятый – одиннадцатый классы. Причины, по которым тревожность возрастает именно в эти возрастные периоды, вполне понятны и обусловлены  изменяющейся  социально-педагогической  ситуацией. Но не следует забывать и про учащихся других классов, так как каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности.

Возрастно-специфические причины школьной тревожности

 

Этап обучения

Возрастные задачи

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины

школьной тревожности

1-й класс

Освоение приёмов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов

Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик – учитель, ученик – одноклассники, ученик – родители)

Изменение требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость осваивать ролевое взаимодействие со значимыми другими (учителями, одноклассниками). Столкновение с системой школьных оценок.

2-4-й  классы

Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности

Стабильная (как правило): ребёнок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми

Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Несоответствие ожиданий родителей учебным результатам ребёнка

5-й класс

Начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками

Изменяющаяся: ребёнок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса

Необходимость осваивать новую «школьную территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемственности в требованиях, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также разнообразие требований учителей. Смена классного руководителя. Неуспешность во взаимодействии с учителями. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи

6-8-й классы

Развитие самосознания

Стабильная (как правило): формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости

Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребёнка. Трудности переживания кризиса подросткового возраста. Астенизация как следствие бурного физиологического развития

9-й класс

Первичное профессиональное самоопределение

Изменяющаяся: подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута

Неопределённость дальнейших жизненных перспектив. Переживание ответственности выбора, подкрепляемое советами родителей и педагогов. Выпускные экзамены. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

10-й класс

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся сталкивается с профессионально новым уровнем требований, усложнением учебной программы

Резкое усложнение учебной программы. Изменение системы контроля и оценки знаний. Необходимость адаптироваться к новому (или изменённому) классному коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

11-й класс

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся заканчивает школьное обучение и оказывается перед необходимостью конкретизации собственных жизненных перспектив

Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Выпускные экзамены. Переживание ответственности совершаемого выбора, подкрепляемое советами и контролем родителей и педагогов. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы

Как же проявляется школьная тревожность в разном возрасте?

Типичные проявления школьной тревожности

на различных этапах школьного обучения

 

 

Формы проявления

школьной тревожности

Классы

1-й

2-4-й

5-й

6-8-й

9-й

10-й

11-й

1. Ухудшение соматического здоровья

*

*

*

*

*

*

*

2. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов)

*

*

*

*

*

*

*

3. Излишняя старательность при выполнении заданий

*

*

*

*

*

*

*

4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий

*

*

*

*

*

*

*

5. Раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия)

*

*

*

*

*

*

*

6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках

*

*

*

*

*

*

*

7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях

*

*

*

*

*

*

8. Страх потерять или испортить школьные принадлежности

*

9. Страх опоздать в школу

*

*

10. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью

*

*

*

*

11. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушённым голосом

*

*

*

*

*

12. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму)

*

*

*

13. «Сверхценность» школьной оценки

*

*

*

*

*

*

14. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний

*

*

*

*

15. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего в адрес учителей) как попытка произвести впечатление на одноклассников

*

*

*

16. «Уход» в аддиктивное поведение

*

*

*

17 Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или проявление показного равнодушия

*

*

*

18. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки

*

*

 

Итак, обсуждая, феномен школьная тревожность, необходимо отметить следующее.

  • Школьная тревожность — это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т. д.) предпосылки.
  • Тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. Дезорганизующее влияние на учебную деятельность оказывают только частые и / или интенсивные тревожные состояния, которые свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации.
  • Школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, хотя некоторые из них можно считать «возрастно- универсальными».
  • Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.
  • Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

Так как причинами возникновения школьной тревожности могут стать отношения учащегося к различным компонентам образовательной среды, моя работа по профилактике и коррекции школьной тревожности носит комплексный характер, охватывая различные сферы школьной жизни ребенка. Кроме тoгo, поскольку на разных этапах обучения школьная тревожность обусловливается различными по своей сути причинами, эта работа  строиться с учетом возраста учащихся, которым она адресована.

Моя работа в контексте проблемы школьной тревожности учащихся делится на несколько последовательных этапов.

На первом (психодиагностическом) этапе я выявляю учащихся, для которых характерна повышенная школьная тревожность. Для этого проводится фронтальная психодиагностика в тех параллелях, которые традиционно считаются «проблемными» в силу нестабильности социально- педагогической ситуации или возрастных особенностей развития (1-й, 5-й, 9-11-й классы), Психодиагностические методики для фронтальной психодиагностики в силу ее «массовости», а также ежегодной повторяемости, подбираю со следующими требованиям:

  • они должны предоставлять возможность проведения диагностики в групповом режиме, независимо от возраста испытуемых;
  • проведение диагностики не должно занимать много времени;
  • полученные с их помощью результаты должны легко обрабатываться и интерпретироваться;
  • методика должна давать максимально объективный материал, относительно независимый от уровня развития рефлексии испытуемых и их стремления соответствовать социально желательным образцам, а также допускать повторные применения;
  • результаты должны быть предоставлены детям в доступной для них форме в режиме «развивающей психодиагностики», что является важным фактором в создании условий для формирования у учащихся мотивации участия в последующих психопрофилактических или коррекционно-развивающих мероприятиях.

В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, среди которых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учителей, тесты-опросники и проективные тесты.

Я в своей психодиагностической работе с тревожными детьми чаще всего использую следующие методы:

Методы диагностики школьной тревожности

на различных этапах школьного обучения

Методы диагностики

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Наблюдение, экспертные оценки педагогов и родителей

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Экспресс-методика выявления тревожности учащихся

*

*

*

Методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан

*

*

*

*

Тест школьной тревожности Филлипса

*

*

*

*

*

Школа тревожности (Кондоша)

*

*

*

*

*

Проективные рисунки

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Методика «Незаконченные предлжения»

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Тест «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний»

*

*

*

*

Тест «Экзаменационной тревожности»

*

*

По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся «группы риска» (учащиеся, характеризующиеся повышенной школьной тревожностью). Таким учащимся требуется повышенное внимание со стороны школьного психолога.

Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде описанных ниже этапов.

  • проведение углубленной психодиагностики уровня школьной тревожности;
  • проведение консультации с педагогами и родителями для сбора дополнительных данных об «эмоциональном статусе» ребенка, а также для создания условий, способствующих развитию у взрослых мотивации поддержки ребенка во время участия в коррекционно-развивающих мероприятиях;
  • проведение коррекционно-развивающей работы (в индивидуальной или групповой форме);
  • осуществление итоговой психодиагностики уровня тревожности учащихся, позволяющую оценить эффективность коррекционно-развивающей работы; диагностика проводится как минимум по истечении одного месяца, поскольку навыки эмоционального самоконтроля должны не только сформироваться в процессе работы, но и ассимилироваться по ее окончании

С учащимися, не попавшими в «группу риска», проводятся психопрофилактические мероприятия, которые, в силу комплексности детерминант школьной тревожности, должны, помимо работы с самими учащимися, затрагивать их родителей и педагогов.

Профилактическая работа с учащимися по проблеме тревожности

В своей работе я чаще всего сталкиваюсь с тревожностью в адаптационные периоды, при работе с «трудными» детьми и предэкзаменационный период. Поэтому в разработанных мной программах психолого-педагогического сопровождения учащихся 1 классов, психолого-педагогического сопровождения школьников при переходе из начального звена в среднее звено школы, психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения, программы психокоррекционной работы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, в обязательном порядке затрагивается профилактическая и коррекционная работа по проблеме школьной тревожности.

В программах адаптационных занятий «Здравствуй школа – это я!» для 1 класса, «Пятиклассник – это Я» для учащихся 5 класса, «Я плюс Ты получается Мы» для учащихся 10 классов, предусмотрены занятия на снижения тревожности и снятия психоэмоционального напряжения. В предэкзаменационный период с учащимися 9, 11 классов проводятся занятия «Экзамен без стресса», «Как успешно сдать экзамен» на которых рассматриваются способы снижения экзаменационной тревожности.

Психологическая помощь детям с повышенным уровнем тревожности

Так же в программе по психокоррекционной работе с учащимися 1 классов испытывающих трудности в обучении и адаптации «Сказочная страна» и программе психокоррекционных занятий с пятиклассниками, которые испытывают трудности в обучении и адаптации предусмотрены занятия на снижения школьной тревожности и коррекции страхов. С учащимися 9, 11 классов с высоким уровнем тревожности в предэкзаменационный период проводятся коррекционные занятия по специально разработанной программе.

Технологии, методы и приемы, используемые мной в авторских программах:

        Чаще всего в работе с тревожными детьми, я использую арт-терапевтические методы и методы релаксации.

Арт-терапевтичекие методы:

  • Библиотерапия, Сказкотерапия.

Активизация ресурсов, потенциала личности, осознание чувств, эмоций.

  • Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе.

  • Изотерапия (включает в себя рисуночную терапию и пласталинотерапию)

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

  • Музыкотерапия.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

  • Цветотерапия

Активизация ресурсов, потенциала личности, осознание чувств, эмоций

  • Оригами

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

Практическая работа

        Сейчас я вам предлагаю некоторые упражнения, которые я использую в своей работа с учащимися с повышенным или высоким уровнем тревожности.

Библиотерапия

        Для библиотерапии по профилактике и коррекции тревожности и страхов можно предложить следующие произведения:

•        Н. Носов «Живая шляпа»

•        М. Лук «Брыси»

•        Драгунский Ю «Не пиф, не паф», «Рабочие дробят камень»

•        Сапгир Генрих «Про смеянцев»

•        Токмакова И «Один дома»

•        Толстой А. Н»Фофка»

•        Чехов А. П «Дόма»

•        Чёрный Саша «Когда никого нет дома»

•        Цикл сказок «Веселый Памси»

•        С. Афонькина «Когда, зачем ипочему?»

После чтения художественных произведений целесообразно провести

следующие беседы по темам: «Как побороть страх?», «Как стать счастливым?». За

основу бесед можно взять рассказы С. Афонькина из его книги «Когда, зачем и почему?».

Я вам сейчас прочитаю небольшой рассказ С. Афонькина «Как побороть страх?»

- На свете много страшных вещей – темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди проберется в дом или влетит в окно раскрытое, когда никого из взрослых нет дома. Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего нет интересного, кроме пыли. Подумай – откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки? Собаки никогда не нападут на детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе. Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай – откуда волк появится в городе или поселке? Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются убраться восвояси. Подумай – если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с человеком. Гром – это просто звук. Разве звук может причинить вред? Если ты как следует, подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи, все до одного!

В ходе беседы по теме «Как побороть страх?» дети должны прийти к выводу о том, что мысли — самое лучшее оружие против страхов. «Если как следует подумать, то станешь вооруженным против страхов и победишь их, все до одного!» Во время беседы дети понимают, что мысли помогают победить страх.

Сказкотерапия

В сказкотерапии хорошо применять различные сказки о страхе и тревожности. Я чаще всего использую на своих занятиях прием «Продолжи сказку» и мультфильмы. Например следующие мультфильмы:

•        Маша и медведь. Сказка на ночь

•        Ахи-Страхи 1. Ничуть не страшно

•        Ахи-Страхи 2. Змей на чердаке...

•        Два богатыря

•        Котенок по имени Гав

•        Октава страха

Один из примеров приема «Продолжи сказку»

Сказка о страхе

         «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…».
– Что произошло дальше?

Детям предлагается продолжить эту сказку. Психологу следует следить  за тем как дети сочиняют сказку, желательно, чтобы конец был хороший.

Рисуночная терапия

После того как учащиеся сочинили до конца сказку, им предлагается нарисовать свой страх

Упражнение «Нарисуй свой страх» «Нарисуй образ страха» «Рисование школьных страхов»

Возьмите цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги А4.

Нарисуйте свой страх и дайте ему имя. Что изображено на рисунке? Какие ощущения у  вас возникали во время рисования? Напишите или мысленно придумайте рассказ о своем страхе по имени...

Теперь вам предстоит уничтожить свой страх по своему выбору:

•        сжечь или порвать и выкинуть рисунок страха;

•        превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок;

•        украсить его, чтобы он стал симпатичным или добрым;

•        либо придумать свой вариант.

А теперь ответьте для себя на следующие вопросы:

•        Какой способ избавления от страха вы выбрали?

•        Какой этот страх сейчас?

•        Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»?

•        Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?

        Вот еще одно из упражнений по рисуночной терапии

Упражнение «Кораблик успехов» для повышения самооценки через самоанализ достоинств. Участникам предлагается нарисовать корабль (один на всех) с тем условием, чтобы  каждая  проведенная  ребенком  линия  означала  какое-то  его  положительное  качество.

Каждый по очереди рисует одну линию, называя вслух свою хорошую черточку. По завершении рисунок остается на стене в помещении, где проводится занятие. В случае затруднений участнику  можно  предложить  варианты  положительных  качеств  или  попросить  помощи  у позитивно настроенных к нему членов группы.

Пластелинотерапия

1.        «Вылепите свою проблему»

2.        «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,

3.        Трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите

Игротерапия.

Игра «Кошмарный учитель»

Игра способствует разрядке страха.

Ведущий рассказывает о том, что один  из способов разрядить свой страх  —  побыть в роли того, кого ты  боишься.  Детям  по  очереди  предоставляется  такая возможность. Им предлагается стать самым  ужасным  учителем, которого только можно представить. Остальная группа «пугается».

При выполнении упражнения ведущий задача ведущего  —  следить за временем: побывать в роли «кошмарного учителя» должен каждый участник группы. Иногда дети отказываются исполнять эту роль, или делают это формально, без эмоций  —  «не страшно». В этом случае очень важна поддержка ведущего и всей группы.

Игра  «Волшебный  магазинчик  страхов»

Позволяет  изменить  отношение  к  собственным  страхам

Ведущий  рассказывает  сказку  Д.  Соколова  “Дед,  внучка  и  боюськи”. Детям предлагается представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где они могут выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца.

Оригами

        Данной техникой в своей работе пользуюсь совсем недавно. Надо отметить, что она очень нравится учащимся. Больше всего учащимся нравится упражнение «Защитный амулет»

Упражнение «Защитный амулет»

        Учащимся предлагается в технике оригами сделать себе личный амулет, для защиты от страхов и тревог. А так как собака является как бы защитником человека, учащимся предлагается сделать в технике оригами собаку.

Вопросы для обсуждения

  • Представьте свой амулет другим, дай ему кличку.
  • Как действует ваш амулет?
  • Какими свойствами он обладает?
  • Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?

Музыкотерапия

        Вообще считаю, что музыкотерапия является неотемлимой частью любой психопрофилактики, психокоррекции и вообще работы педагога-психолога  по любым направлениям деятельности. Очень часто комбинирую музыкотерапию с другими методами арт-терапии.

        В профилактической и коррекциооной работе с тревожными детьми применяю следующие произведения.

        Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Цветотерапия

        Цвет оказывает на обще эмоциональное состояние человека. Различные цвета могут по разному влиять на психическое здоровье человека.

        Красный цвет наделяет чувством безопасности, уверенности в завтрашнем дне, помогает, проще справится с неприятностями.

        Оранжевый цвет он обладает гармонизирующим воздействием, очищает от неприятных ощущений, высвобождает эмоции, повышает самооценку, помогает простить. Этот цвет помогает при депрессии, апатии, тоске.

        Желтый цвет это цвет душевного равновесия, он придает бодрость, стимулируем мыслительные процессы. Увеличивает концентрацию, организует, улучшает память. Способствует справедливому и быстрому принятию решений.

        Зеленый цвет уравновешивает и нейтрализует. Это цвет надежды, гармонии. В силу того, что зеленый цвет объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу.

        Голубой цвет этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов, а так же с честностью и искренностью. С помощью голубого цвета можно отрешиться от внешнего мира, и остаться наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.

        Синий цвет это, прежде всего успокаивающий цвет. Он способствует расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Развивает психические способности. Освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение.

        Фиолетовый цвет расслабляет, успокаивает, усиливает восприятие, гармонизирует.

Любой цвет восхитителен. Цвет обогащает нашу жизнь.

Релаксация.