План-конспект открытого интегрированного коррекционно-развивающего занятия «Спорт и здоровье»

Дубинская Елена Владимировна

Актуальность: в силу того, что в нашем детском саду одной из задач на 2017-2018 год является «активизация работы по формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни на основе развития разнообразных двигательных и физических качеств, укреплении физического здоровья в соответствии с ФГОС, мною была выбрана тема для проведения открытого занятия следующая «Спорт и здоровье». На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Жизнь в ХXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Проблема: дети должны знать о пользе зарядки, и о том, что приносит вред здоровью, какие продукты полезны, а какие нет. Данное занятие является одним из цикла занятий с детьми по психологической подготовке к школе из авторской программы педагога-психолога. Занятие было проведено в форме открытого. Открытое занятие получило положительный отзыв коллег и рекомендации к тиражированию опыта.

 

Аудитория: дети старшей группы. Время проведения: 30 мин. Количество участников: 6-9 человек. Цели: применить на практике здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми, а именно: - технологии сохранения и стимулирования здоровья: (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика); - коррекционные технологии: (арт-терапия, технологии коррекции поведения, технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, сказкотерапия, технологии воздействия светом – правильно подобранные цвета интерьера в группе, которые снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка, психогимнастика). Задачи: учить детей понимать слова «здоровье», «болезнь», «спортсмены», «физкультура», «спорт»; воспитывать желание заниматься спортом, физкультурой, прививать важность физического воспитания; воспитывать доброту, чувство сплоченности; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, речь), стабилизация эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сферы дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад филиала ГУП «Медицинский центр»

Детский санаторий им. Т. Г. Шевченко г. Евпатория Р. Крым Россия

План-конспект

открытого интегрированного

коррекционно-развивающего занятия

«Спорт и здоровье»

                                                               Подготовила:

                                                               педагог-психолог 1 категории

                                                               Дубинская Елена Владимировна

Евпатория, 2017

План-конспект открытого интегрированного коррекционно-развивающего занятия

 «Спорт и здоровье»

        Актуальность: в силу того, что в нашем детском саду одной из задач  на 2017-2018 год является «активизация работы по формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни на основе развития разнообразных двигательных и физических качеств, укреплении физического здоровья в соответствии с ФГОС, мною была выбрана тема для проведения открытого занятия следующая «Спорт и здоровье».

        На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.

        Жизнь в ХXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. 

        Проблема: дети должны знать о пользе зарядки, и о том, что приносит вред здоровью, какие продукты полезны, а какие нет.

        Данное занятие является одним из цикла занятий с детьми по психологической подготовке к школе из авторской программы педагога-психолога. Занятие было проведено  в форме открытого.

        Открытое занятие получило положительный отзыв коллег и рекомендации к тиражированию опыта.

Формы, методы и приёмы работы, использование здоровьесберегающих технологий на занятии по развитию здорового образа жизни.

- Информационно-коммуникативные технологии.

Информационно-коммуникативные технологии – процессы и методы работы с информацией с целью поиска, сбора и создания, обработки и распространения информации. ИКТ используются мною, так как они способствуют повышению эффективности организации моей работы, эффективны в подготовке и проведении профилактических и просветительских мероприятий, консультировании педагогов и родителей, экспериментальной деятельности, в распространении моего опыта работы, подготовке публикаций, изготовлении стимульного и раздаточного материала для занятий с детьми и взрослыми.

Использование информационно-коммуникативных технологий:

        - Распечатка стимульного и дидактического материала с Интернет-ресурса и флеш-накопителя;

        - Просмотр и запись  с помощью компьютера (ноутбука) тематических сказок, мультфильмов, прослушивание музыкальных композиций (релаксации);

        - Игровые упражнения (интернет-ресурс)-физминутка;

        - Сохранение на флеш-накопитель и печать к коррекционно-развивающему занятию: картинок, стимульного материала.

        - Интернет-ресурс (помогает найти нужную картинку, информацию, которой нет в пособиях).

        - Хранение информации в электронном виде.

- ЭОР (презентация физминутки с интернет-ресурса);

          - Чтение стихотворений,  народных и авторских сказок, литературных произведений с обсуждением, целью которых является воспитание здорового образа жизни;

        -  Работа с пословицами, поговорками;  Заучивания стихов, пословиц и поговорок;

        - Разбор ситуаций;

        - Дидактические, интеллектуальные, коммуникативные, сюжетно-ролевые, деловые игры;

- Упражнения развитие восприятия, внимания, воображения, речи, эмоциональной сферы.

        - Приведение собственных примеров (актуализация жизненного опыта воспитанников);

        - Приветствие всех участников;

        - Музыкальный настрой, релаксация;

        - Беседа по картинкам, с проблемными вопросами;

        - Загадки;

        - Определение темы и целей занятия детьми по нескольким наводящим вопросам;

        - Работа с понятиями;  использование наглядности;

        - Составление коллективного рассказа;

        - Выведение правил, подведение итогов, рефлексия;

        - Этические беседы. Проблемная беседа, с проблемными вопросами.  В ходе этической беседы решаются следующие задачи:

        - дети учатся видеть нравственную сторону воспринимаемых ими действий, событий, понимать их суть;

        - дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

        - способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

        -формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей;

        - учить соблюдать нравственные формы поведения;

         - Творческие работы – изготовление поделок, коллажей (рисунки), иллюстрирование понятий.

- Здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на:

технологии сохранения и стимулирования здоровья:
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психогимнастика);

коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия –используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, сказкотерапия, технологии воздействия светом – правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка);

        Аудитория: дети старшей группы.

        Время проведения: 30 мин.

        Количество участников: 6-9 человек.

Цели: применить на практике здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми, а именно:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья:
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика);

коррекционные технологии: (арт-терапия, технологии коррекции поведения, технологии музыкального воздействия для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, сказкотерапия, технологии воздействия светом – правильно подобранные цвета интерьера в группе, которые снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка, психогимнастика).

Задачи: учить детей понимать слова «здоровье», «болезнь», «спортсмены», «физкультура», «спорт»; воспитывать желание заниматься спортом, физкультурой, прививать важность физического воспитания; воспитывать доброту, чувство сплоченности; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, речь), стабилизация эмоционально-волевой, личностной и  поведенческой сферы дошкольников.

Оснащение: стимульный материал (Приложения 1-6); музыкальное сопровождение (релаксация); наглядность (солнце здоровья); карандаши цветные, мелки, двусторонний скотч для картинок, мультимедиа для презентации физминутки, бумага А-4, фотоотчёт – приложение № 7.

Ход занятия

       1. Приветствие Игра «Доброе животное».

Цель: создавать психологический комфорт, эмоционально-позитивный настрой в группе, воспитывать доброту, чувство сплоченности.

Ход: Дети становятся в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Мы – одно большое доброе животное». Давайте послушаем как оно дышит.». Все прислушиваются, начинают вместе дышать: глубокий вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад (несколько раз). «Послушаем, как стучит сердце доброго животного». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад (несколько раз).

2. Беседа по картинкам  «Спорт и здоровье», «Я расту» (Приложение № 5).

Цель: учить детей понимать слова «спортсмены», «физкультура», «спорт»; воспитывать желание заниматься спортом, физкультурой, прививать важность физического воспитания.

Ход: вначале психолог показывает детям картинку с больным мальчиком, и спрашивает, почему он заболел? (не ест полезные продукты, витамины, не делает зарядку, не закаляется, простудился и.т.д.). Что может помочь мальчику поскорее выздороветь? (хорошее настроение, желание, витамины, лекарства).

Эксперимент. Педагог-психолог берёт в руки лист А-4, и показывает что представьте, ребята, что это ваше здоровье. Если вы будете есть вредную пищу (газировка, чипсы, сухарики), то здоровье испортится. И мнёт бумагу. Даже когда мы захотим поправить наше здоровье, и будем пить чистую воду и есть здоровую пищу, то уже все равно здоровье будет не идеальным. Распрямляет лист, но он уже остаётся замятым.

3. Изо-деятельность «Здоровье и болезнь».

Цель: диагностика знаний и сформированности  понимания значения «здоровья и болезни», чем отличаются эти категории.

Ход: педагог-психолог предлагает ребятам разделить лист А-4 на 2 части и изобразить «Здоровье и болезнь». Объясняет, что можно нарисовать здорового ребёнка, и больного.

        4. Беседа по картинкам «Какие виды спорта вы знаете?  Зимние и летние виды спорта».

         Ход: Педагог-психолог показывает картинки с различными видами спорта (Приложение № 1). Обсуждаем. Затем показывает картинку со спортсменом. Обращает внимание детей на красоту тела здорового, физически развитого человека, на силу его рук, ног, мышц. Можно спросить у детей, каких известных спортсменов они знают, на кого хотели бы быть похожими. Сделать вывод о том, что занятия спортом, физическими упражнениями дают нашему телу силу и здоровье, а также обеспечивают хорошее самочувствие, и отличное настроение.

  1. Спорт-сказка «Репка».

        Цель: психопрофилактика усталости, стимулировать и сохранять здоровье детей.

Ход: Пошел дед в огород (ходьба друг за другом), посадил репку (приседание с прямой спиной), и не одну, а много (серия приседаний). Выросла репка большая-пребольшая (потянуться вверх). Стал деде репку тянуть (наклоны с прямой спиной). Тянул, тянул…не вытянул. Позвал дед бабку. Пошла бабка в огород (ходьба с перекатом). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Позвали внучку (ходьба на носочках). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Пришла Жучка (ходьба на коленях с опорой на ладони), не вытянули репку. Прибежала Мурка, спинку выгибает (стоя на четвереньках, прогибать спину), хвостиком машет (повороты таза в стороны, не отрывая ног от пола). Не вытянули репку. Позвали мышку (легкий бег на носочках). Взялись друг за друга (сесть друг за другом, ноги упираются в спину сидящего), потянули репку (наклоны вперед) и вытащили репку. Устали, легли на спину. А потом встали, показали, какая репка была большая (потянулись вверх), и захлопали от радости в ладоши (хлопки над головой). В конце сказали на выдохе: «Тянули, тянули…вытянули репку!»

5. Упражнение «Воздух здоровье дарит».

Ведущий сообщает детям, что их здоровье во многом зависит от того, каким воздухом они дышат. Всем предлагается встать в круг.

Педагог-психолог  называет различные места, где ему нравится гулять (например: «Я люблю гулять в парке, на улице, рядом с автодорогой, в сквере и.т.п.»). Если называется место, где воздух чистый и свежий, дети должны хлопать в ладоши. Если называется место с загрязненным воздухом, все закрыв рот, разочарованно тянут «у-у-у».

  1. Рисунок «Цветок здоровья» (Приложение № 6).

Цель: закрепление материала.

Ход: дети проговаривают и раскрашивают «Цветок здоровья», если группа подготовительная и дети умеют читать, то можно соединить слова с картинками.

  1. Минутка здоровья – презентация с флеш-накопителя.

Повторяем физические упражнения (физминутка) за мальчиком на экране.

8. Игровое упражнение «Что вокруг?».

Цель: развитие восприятия, внимания, воображения, речи, эмоциональной сферы.

Ход: вначале психолог предлагает детям угадать место, в котором он мысленно оказался (например: «вокруг меня много деревьев, я слышу, как поют птицы, под ногами растут трава, цветы»). Дети должны угадать, что это за место (лес). Затем психолог предлагает ребятам потренироваться и придумать свое место. Важно научить детей описывая место, воспринимать его всеми органами чувств, рассказывать, что видят, слышат, чувствуют, в том числе эмоционально и на ощупь, запах который присутствует.

  1. Загадки про спорт для дошкольников с ответами.
  2.  Подводим итог. Арт-терапия. Групповой коллаж «Солнышко здоровья». 

        Цель: закрепление полученных знаний, рефлексия.

        Ход: На доске, либо на ватмане наклеено солнце. На столе разложены картинки связанные со здоровьем (зубная паста, щётка, море, ребёнок с улыбкой греется на солнце, парк, дети гуляют, свежий воздух, витамины, фрукты: яблоки, груши, бананы, апельсины, ягоды, спортивный инвентарь-мяч, спящий ребёнок – режим дня, зарядка-мальчик делает упражнения и.т.д. и картинки с вредными продуктами). Дети должны выбрать картинки, которые можно приклеить к лучикам «солнца здоровья».

        11. Релаксация «У моря»  (авторская).

        Цель: закрепление полученных впечатлений и навыков. Снятие мышечных зажимов, усталости, стабилизация психических процессов.

        Ход упражнения: Дети ложатся на ковер, слушают шум моря, чаек, дельфинов. Закрывают глаза. Психолог говорит, что ребятам снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: «Ребята, представьте, что мы с вами лежим на теплом морском песочке, он греет наши ручки, ножки, спинку, и все тело отдыхает. Солнышко светит нам своими лучиками на носик. Морские волны моют нам ножки, мы расслабляемся и отдыхаем. Вдруг вдали появляется корабль с алыми парусами, и плывет в нашу сторону, мы поднимаемся на борт этого красивого корабля и сквозь время возвращаемся в наш детский сад. С собой мы берем сказочный багаж, рюкзачок, в который положили всё то, что хотели забрать домой из сегодняшнего мероприятия. Под шум моря возвращаемся на корабле в детский сад… На счет раз-два-три открываем глазки и возвращаемся в садик».

        12.  Обсуждаем. Рефлексия всего занятия.

        Ход: «Ребята, может быть кто-то чувствовал или слышал что-то интересное во сне? Кто, что взял с собой домой из путешествия? Может быть что-то снилось интересное кому-то из вас?»

        13. Сюрпризный момент.

14. Ритуал прощания «Башенка из кулачков». 

Цель: способствует групповой динамике; закончить занятие на позитивной ноте.

Ход: Дети делают башенку со своих кулачков (по одному кулачку), психолог вместе с детками. И с улыбкой все вместе говорим: «Всем, всем, до свидания!»

                                                                                Приложения № 1

        

                                                                

                                                                                Приложение 2

                                                                        

                                                                                Приложение № 3

Загадки про спорт для дошкольников с ответами

Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье… спорт

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные … коньки

Ему бассейн так приглянулся –
Он тут же в воду бултыхнулся,
Помчался стилем баттерфляй,
Теперь спортсмена отгадай…. пловец

Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о ... зарядке

Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься… каток
Я спешу на тренировку,
В кимоно сражаюсь ловко.
Чёрный пояс нужен мне,
Ведь люблю я … каратэ

Нам вчера в спортивном зале
Класс девчонки показали.
Вряд ли кто-то из ребят
Так же сядет на … шпагат
Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ... гантели

Есть у нас коньки одни,
Только летние они.
По асфальту мы катались
И довольными остались… ролики

Как только утром я проснусь,
Присяду, встану и нагнусь –
Все упражненья по порядку!
Поможет вырасти … зарядка

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой … велосипед

Спортсмены лишь лучшие
На пьедестале,
Вручают торжественно
Всем им … медали

Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать… мяч

Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу… обруч

Он играет на коньках.
Клюшку держит он в руках.
Шайбу этой клюшкой бьёт.
Кто спортсмена назовёт?.. хоккеист

Поле выкошено гладко,
Ровненькое, как тетрадка.
Только кто ж это поймёт?
Странно всё! Наоборот!
У обоих у ворот
Нет совсем-совсем забора.
Но зато спортсмены скоро
Выйдут во поле гулять,
Мяч один на всех гонять.
Зрители со всех сторон!
Что за поле? … СТАДИОН

В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я... боксер

Коль крепко дружишь ты со мной,
Настойчив в тренировках,
То будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким… спорт

На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам... гимнастика

Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все: «Гол!».
Игру с мячом зовут ... ФУТБОЛ


На поле лёд, забор вокруг,
И нарисован в центре круг.
По полю носится народ,
Как будто ищет выход-вход.
Для шайбы здесь — два входа.
И что это? … ВОРОТА

Заправляй машину,
Подкачай-ка шину.
Начат автомарафон.
Не известен чемпион.
Жми на газ, дави педали,
Ты участник ... АВТОРАЛЛИ

Вышел Ванечка на лёд,
По воротам шайбой бьёт.
Палкой шайбу бьёт Ванюшка?
Нет! Не палкой. Это — … КЛЮШКА

                                                                                Приложение № 4
Картинки

Групповой коллаж «Солнышко здоровья»


        

        

        



                                                                                

                                                

                        

                                                                                Приложение № 5

        

                                                                                                Приложение № 6

                                                                        Приложение № 7

                                                Фотоотчёт

Источники информации

  1. Интернет-ресурс (приложение 4).
  2. Картинки из пособия «Я и моё поведение» (приложения 5, 6).