Эссе "Модель сопровождения детства".

Ралько Екатерина Викторовна

Использование в практической работе психолога инновационного оборудования, с целью создания эффективной развивающей среды для обучающихся с особыми возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ralko_e.v.docx313.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Модель сопровождения детства».

«В развитии ребенка образование и среда играют

Большую роль, чем наследственность…

Вопрос в том, какое образование и какая среда

Лучше всего развивают потенциальные возможности ребенка»

Массару Ибука

Вступивший в законную силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, для обучающихся с особыми  возможностями здоровья, трактует о том, что каждый ребенок имеет право на получение образования, отвечающего его потребностям вне зависимости от …степени выражения ограничений  здоровья, психофизических и других особенностей… и полноценно использовать возможности своего развития. Соответственно, новые взгляды на образование «особых» детей, предъявляют новые требования к теории и практике образования, и влекут за собой поиск новых методов и приемов при организации сопровождения.

Психологическое сопровождение особого ребенка всегда будет актуальным, а изменения  в образовании сказываются на всех его участниках (учителя, специалисты, родители, дети), и на  моей профессиональной деятельности.  Поэтому возникла необходимость в поиске различных вариаций форм, методов, технологий для организации  модели коррекционно-развивающего сопровождения особых детей.

Что же, в сложившейся ситуации, может помочь мне, психологу, в работе с особым ребенком?

Ответить на этот вопрос помогло участие нашей образовательной организации в государственной программе РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы», целью которой является создание «безбарьерного» пространства, для организации образования детей с ОВЗ.

Один из результатов участия в гранте – это оснащение кабинета специалистов оборудованием для максимально эффективной организации   предметно-развивающей среды  «особых» обучающихся.

Об этом еще говорил, выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, который одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такую среду возможно включение обучающихся с ОВЗ различной категории, и с учетом индивидуальных образовательных потребностей организовать активную познавательно-творческую деятельность.

Это стало возможным благодаря использованию, в моей практике,  специального оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Игровой комплект «Пертра» – это многофункциональное пособие, включающее большое количество инструментов, позволяет психологу организовать и провести занятия различной направленности (сенсорной, моторной, интеллектуальной, коммуникативной и др.).C:\Users\Direktor-Koshkarova\Desktop\уроки логопед + психолог\оборудование\IMG_20160127_115636.jpg

Благодаря разнообразному наполнению комплекта, ребенок всегда найдет для себя новый и интересный материал при работе с Пертрой. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов представленный набор вызывает интерес и познавательную активность.  Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствуют обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи,  что немаловажно для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. C:\Users\Direktor-Koshkarova\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20160203_112800.jpg

Одним из вариантов организации коррекционно-развивающего пространства является сенсорная комната, оборудованная настенными моду- лями Монтессори, пузырьковой колонной, кресло-мешками, фиброоптическим волокном, световым проектором. Данное оборудование я использую для  сопровождения обучающихся с аутизмом, детей с сочетанными нарушениями в развитии, что способствует накоплению сенсомоторного опыта, повышает функциональные и адаптивные возможности организма и активизирует индивидуальные ресурсы каждого ребенка. C:\Users\Direktor-Koshkarova\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1050457.jpgC:\Users\Direktor-Koshkarova\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20160127_094818.jpg

Работа за световым столом – одно из любимых занятий детей. В моей работе широко использую игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимается настроение, способствует возникновению положительных эмоций. Систематически использую световой стол с песком в работе с детьми с различными нарушениями в развитии,   решаю различные задачи сопровождения: диагностика, оказание первичной психологической помощи, организация индивидуальной и коллективной работы, коррекция детско-родительских отношений.

Используя в совей коррекционно-развивающей работе набор «Дары Фребеля», создаю условия для  взаимодействия детей через подгрупповую и  коллективную работу, индивидуальные формы работы,  где  взрослый только сопровождает, направляет деятельность обучающихся, тем самым формируя самостоятельность в выборе действий. Еще в  свое время, французский педагог Селестен Френе считал, что благодаря среде, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. C:\Users\Direktor-Koshkarova\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Snapshot_20161124_7.jpg

В состав развивающего оборудования, наравне с большими игровыми комплектами («Пертра», «Дары Фребеля»),  входят различные настольные игры, развивающие наборы (комплект терапевтических мячей, шнуровки «Тренировочные дощечки», игра «Tactilo», «Формы и цвета» и др.). Приобретенные через проект «Доступная среда», развивающие комплекты, игровые пособия,  формируют жизненную  компетенцию ребенка, развивают его социальный  опыт, что и является основной целью развивающей среды.

Оснащение кабинета психолога специальным оборудованием и широкий диапазон его использования организует максимально эффективную развивающую среду для особого ребенка, в рамках реализации ФГОС для обучающихся с особыми возможностями здоровья, что является, в моей психологической практике,  моделью сопровождения. Мои рассуждения подтверждают слова доктора психологических наук С. Л. Новоселовой «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств».

Педагог-психолог

МБОУ Емельяновская СОШ №3

Ралько Екатерина Викторовна

Первая квалификационная категория