Презентация к методическому объединению кураторов "Педагогическая этика в профессиональной культуре преподавателя"

Сафина Светлана Владимировна

Презентация для работы с кураторами групп, мастерами производмтвенного обучения, классными руководителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.etika_.pptx75.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Педагогическая этика в профессиональной культуре преподавателя»

Слайд 2

Взаимодействие преподавателя с родителями обучающихся Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности

Слайд 3

Правила общения преподавателей с обучающимися Преподаватель сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении. В первую очередь преподаватель должен быть требователен к себе. Требовательность преподавателя по отношению к обучающемуся позитивна и хорошо обоснованна. Преподаватель никогда не должен терять чувства меры и самообладания. При оценке поведения и достижений обучающихся преподаватель стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения. Преподаватель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим обучающимся. Приняв необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, преподаватель должен постараться немедленно исправить свою ошибку. При оценке достижений обучающихся преподаватель стремится к объективности и справедливости. Преподаватель постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз. Преподавателю запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему обучающимся информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Слайд 4

Наиболее распространенные нарушения в этике поведения преподавателя: * Обращение к обучающемуся по фамилии. * Отсутствие извинения в адрес обучающегося в случае своей оплошности. * Приказной, административный характер просьб преподавателя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста». * Невнимание к ответу обучающегося (прерывание речи обучающегося, беседа с другими во время ответа). * Постановка обучающегося в неудобное, унизительное положение на уроке. * Сравнение студента с другим студентом, а не с самим собой. * Неумение выразить веру в обучающегося. * Отсутствие доброжелательности к обучающемуся, нежелание преподавателя расценить поступок обучающегося в благоприятном для него смысле. * Неумение признавать взрослость обучающегося, его право на другое мнение. * Неудачи обучающегося в учебе нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку.

Слайд 5

№ 1 - Диктаторская модель «Монблан». Выражается в отстраненности от обучающихся, которые для преподавателя представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта. От 16- ти баллов – склонность устойчивая. № 2 - Неконтактная модель «Китайская стена». Выражена в слабой связи между преподавателем и студентами из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчеркивания преподавателем своего статуса, поэтому у студентов отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение к личности преподавателя. От 11-ти баллов - склонность устойчивая. № 3 - Модель дифференцированного внимания «Локатор». Выражается в избирательном отношении к обучающимся. Преподаватель ориентируется на определенных студентов: талантливых, слабых и т.п. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляет ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «преподаватель – студент». От 9-ти баллов – склонность устойчивая. № 4 - Монорефлексивная модель «Тетерев». Преподаватель замкнут сам на себе. Речь его монотонна, отсутствует реакция на слушателя. Слышит только себя, не позволяет обучающимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга. От 10- ти баллов – склонность устойчивая. № 5 - Модель гиперрефлексивная «Гамлет» . Преподавателю важно, как воспринимается его информация обучающимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому преподаватель постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия обучающихся. От 11- ти баллов – склонность устойчивая. № 6 - Модель негибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жесткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом преподаватель не учитывает ситуацию и психическое состояние своих обучающихся. От 11- ти баллов – склонность устойчивая. № 7 - Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на преподавателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность обучающихся. От 8-ми баллов – склонность устойчивая.

Слайд 6

Благоприятная модель общения № 8 - Модель активного взаимодействия «Союз». Это модель дружеского взаимодействия. Преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции преподавателя, совместное решение возникающих проблем. От 13-ти баллов – склонность стойкая.