ЛИДЕРСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ И НЕ ИМЕЮЩИХ СИБЛИНГОВ (ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ)

Мечкасская Марина Васильевна

ЛИДЕРСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ И НЕ ИМЕЮЩИХ СИБЛИНГОВ (ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

М. В. Сай

Оренбургский государственный университет

ЛИДЕРСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ И НЕ ИМЕЮЩИХ СИБЛИНГОВ (ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ)

Проблемы культуры гендерных взаимоотношений

Лидерство как способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права или насилия — является универсальным средством организации деятельности или поведения людей. Большинство исследований посвящены лидерству в деловых группах, мало исследованы группы с семейными взаимоотношениями (супруги, родители, дети).

Анализ философских, педагогических, психологических работ по проблеме лидерства дает возможность выделить несколько определений понятия «лидерский личностный потенциал»:

  • система убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, пользующегося влиянием, имеющего определенный вес в обществе и престиж;
  • характерное свойство индивида, определяющее меру возможностей во властном осуществлении деятельности;
  • система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний и умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к властной реализации своих потребностей.

Мы рассматриваем лидерский личностный потенциал как динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность во властном осуществлении деятельности, готовность к нему и возможность для этого. Развитие лидерского потенциала рассматривается в психологии как неотъемлемая часть процесса формирования личности. Известный отечественный психолог В. В. Давыдов отмечает, что личностью является индивид, обладающий определенным потенциалом, т. е. развитие лидерских способностей есть одно из направлений в формировании человека в целом. Процесс развития лидерского потенциала строится с учетом составляющих его компонентов. Причем при всей своей индивидуальности и неповторимости это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, воспитания и окружающей среды.

Лидерский личностный потенциал является наиболее общим и сильным, всеобъемлющим средством организации деятельности человека, пользующегося большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. Он определяет поэтому главные варианты ее реализации, которые обозначаются понятием стиля лидерства. С вопросом о лидерском потенциале связано и то, на кого и почему возлагаются властные полномочия. Это вопрос о том, кто, почему и в силу каких личностных качеств становится лидером. Указанный спектр вопросов в наиболее концентрированном виде изучается одним из главных направлений социальной психологии — психологией лидерства.

Влияние лидерского потенциала на успешность деятельности лидера, саму возможность ее осуществления и на предпочтение личностью этой деятельности чрезвычайно велико. Лидерский потенциал личности включает в себя несколько блоков (биографические характеристики, интеллектуальные свойства, речевые характеристики, коммуникативные качества, мотивационные характеристики, успешность лидера и др.).

Мы рассматриваем лидерский потенциал во взаимосвязи с наличием сиблинга, порядком рождения в семье, полом ребенка, особенностями взаимоотношений между детьми. «Сиблингами» психологи называют всех братьев и сестер в семье. Чаще всего старшие и младшие дети в семье редко дружны, они ожесточенно борются между собой за пространство, вещи, родительское внимание. Взаимное неприятие сиблингов может доходить до ненависти со всеми вытекающими и часто серьезными последствиями. Повзрослев, многие сиблинги подсознательно опасаются покушений на свою жизненную «территорию» со стороны самых близких для них людей. А это может приводить к одиночеству, комплексам неполноценности, неоправданной агрессивности, неумению адаптироваться к новым коллективным условиям.

И наоборот — положение ребенка в семье (старший, младший, средний или единственный) также положительно влияет на развитие личности лидера. Интересны в этом аспекте исследования Г. Джонса, который изучал биографии знаменитых деятелей науки и искусства в Англии и США. Больше всего среди них оказалось первенцев. Исходя из теории вероятности, в семьях с двумя детьми среди знаменитых людей должно было быть по 50% первых и вторых детей, но оказалось, что первенцев среди знаменитостей 64%. Такие и похожие результаты получены и в других исследованиях. Одна из гипотез объясняет этот факт существующей в капиталистических странах традицией дать лучшее образование старшему ребенку, т. к. для обучения других детей часто не хватает материальных средств.

Существуют психологические факторы, обусловливающие такое развитие первенца по обучаемости, устремленности к знаниям в довольно раннем возрасте. Часто отношение родителей старший ребенок осмысливает следующим образом: «Я буду любим и значим в семье, если достигну еще больших успехов в учебе, спорте и т. п.». И тогда он ставит перед собой различные социально значимые цели, т. к. их достижение дает ему психологические выгоды — ощущение значимости того, что он любим. Особенно ярко такая тенденция наблюдается в семьях, где разница в возрасте между первым и вторым ребенком небольшая. Первенец все время чувствует, что малыш постоянно «наступает ему на пятки», старший начинает учиться, и малыш, глядя, как он трудится, также усваивает буквы; старший увлекся изготовлением игрушечных лодок — малыш тоже пытается сде


лать что-нибудь подобное. В таких случаях стремление старшего к достижениям особенно интенсивно, к тому же часто сопровождается и стремлением унизить, ущемить младшего. Старшие дети достигают в избранных ими сферах деятельности очень многого.

Второй и следующий сиблинги, сами будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок — по собственной инициативе или по настоянию родителей, т. к. старший, как правило, показывает свое превосходство во всех сферах жизнедеятельности, в этом отношении он часто превосходит по своему авторитету и родителей.

Фрейд был первым из психологов, заметивших, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет важное значение для всей его последующей жизни. Позиция эта определяется количеством детей, их полом и промежутками между их рождением. Чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга.

Данн и Кендрик наблюдали за парами сиблингов. Выяснилось, что взаимоотношения между сиблингами одного пола были более дружескими, менее враждебными, внутри однополой пары наблюдалась большая совместимость, а оба члена однополой пары (и младший и, что удивительно, старший по возрасту) чаще подражали друг другу, чем члены разнополых пар.

Соперничество с сиблингами проявляется у менее чем половины всех первенцев. Другие исследования показывают, что сильнее всего соперничают между собой сиблинги одного пола, близкие по возрасту (с разницей от 1,5 до 3 лет); к тому же соперничество обнаруживается преимущественно среди детей, родители которых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер.

По-видимому, личностные особенности детей, особенно способность адаптироваться к новому, будь это люди, места или вещи, способствуют ослаблению соперничества между сиблингами. Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов.

Помимо родительского поведения и личностных особенностей детей, на психологический портрет си- блинга оказывают влияние социальные факторы. Первенцы, которые склонны претендовать на главенствующую роль по отношению к младшим братьям или сестрам, обнаруживают меньшее соперничество, во многих случаях их влияние оказывает большее воздействие, чем влияние родителей, тем самым они раньше испытывают ситуацию лидерства.

При оценивании главных эффектов порядка рождения или пола следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов, и на лидерском потенциале личности сиблинга. Самые первые дети в семье (те, кому от 9 месяцев до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физическую силу по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Младшие сиблинги, вероятно, являются более толерантными при всех условиях. Матери, поощряющие детей брать на себя часть родительской заботы о младших сиблингах, способствуют повышению качества отношений между детьми в семье.

Имеющиеся данные также показывают, что матери первенцев-сыновей вообще склонны подробнее разъяснять детям нормы и мотивы поведения и больше общаться с ними, чем матери первенцев-девочек, и эта их склонность, по-видимому, воспроизводится старшими детьми в отношениях с младшими сиблингами. В некоторых случаях старшие дети служат фигурами привязанности для своих младших братьев и сестер даже в большей степени, чем родители.

Самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвовал вместе с родителями в организации семейной жизни. Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети извлекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер, эффекты усиливаются, если разрыв в возрасте превышает 3 года.

В целом можно отметить, что лидерский личностный потенциал является свойством личности, на развитие которого влияют не только воспитание, личностные особенности детей, социальные факторы, но и порядок рождения, наличие сиблинга, разница в возрасте, пол сиблинга и тип взаимоотношения между сиблингами.

Литература

  1. Бендас Т. В. Лидерство в кросскультурных и гендерных исследованиях / Т. В. Бендас, И. С. Якиманская. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 294 с.
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2005. 431 с.
  3. Божович Л. И. Психология формирования личности / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1995. 464 с.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д., 1997.
  5. Карпов А. В. Психология менеджмента / А. В. Карпов. М.: Гардарики, 2000. 584 с.
  6. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2003. 992 с.
  7. Спок Б. Разговор с матерью / Б. Спок. СПб.: Лен- издат, 1992. 176 с.
  8. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  9. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс,
  1. 512 с.
  1. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер,
  1. 656 с.