Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр и игрушек

Ивахник Юлия Анатольевна

В наше время в разговоре зачастую мы слышим фразы «насилие», «испорченность», «бездуховность». Мы порой, не обращаем внимание на несправедливость вокруг нас в обществе. Обычными и повседневными стали дерзость в общении и груды мусора на улице. Какими вырастут наши ребята? Не вырастут ли они равнодушными, не обладающими никакими моральными ценностями? Известно, то что необходимо воспитывать в ребятах доброту, способность содействовать другим, упорство. Способность проживать в мире людей, демонстрировать отзывчивость к находящимся вокруг, чуткость к окружающим, неприязнь ко всему озлобленному создаются с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivahnik_statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Ивахник Юлия Анатольевна

 педагог – психолог

МКОУ СОШ№18 с. Шангала

 Петровского района

Ставропольского края

Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр и игрушек

В наше время в разговоре зачастую мы слышим фразы «насилие», «испорченность», «бездуховность». Мы порой, не обращаем внимание на несправедливость вокруг нас в обществе. Обычными и повседневными стали дерзость в общении и груды мусора на улице. Какими вырастут наши ребята? Не вырастут ли они равнодушными, не обладающими никакими моральными ценностями? Известно, то что необходимо воспитывать в ребятах доброту, способность содействовать другим, упорство. Способность проживать в мире людей, демонстрировать отзывчивость к находящимся вокруг, чуткость к окружающим, неприязнь ко всему озлобленному создаются с раннего возраста.

В раннем возрасте усваивание общественных общепризнанных норм совершается относительно легко. Дошкольные годы – промежуток интенсивного познания общества и человеческих взаимоотношений, развитие основ личности будущего гражданина Непосредственно в ходе формирования индивидуальных свойств создаются общественные ценности в существовании человека. Чем моложе дошкольник, тем наибольшее воздействие проявляется в его эмоциях и в развитии общепризнанных норм общественного поведения. Развитие социальных ценностей следует создавать подобным способом, для того чтобы совершенствовать у ребенка позитивное эмоциональное отношение к родным и ровесникам, находящемуся в обществе. [1, с. 118]

Работу по формированию у детей системы социальных ценностей начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих:

  • Формировать первоначальную систему нравственных ценностей.
  • Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»;
  • Дать детям представление о понятии «дружба»;
  • Способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений;
  • Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики:

  • принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру;
  • принцип научности;
  • принцип наглядности;
  • принцип активности и сознательности обучения. [2, с. 86]

Общественный подход игры выражается в том, что игра –модель освоения социального навыка, и ее орудием считается игрушка. Доказательством этому считаются фразы А. В. Запорожца – «Игра – подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное осознание детской личности». Игра может помочь в формировании моральных и социальных качеств детей. В ходе игры дошкольник налаживает отношения с коллективом, у него создаются коллективистские особенности нрава. Детская игра отображает степень отношений, какой сформировался в коллективе: бартер игрушками, удовольствие и сопереживание из-за достижения других детей, стремление посодействовать другу. [3, с. 25]

Однако необходимо помнить, то что в игре имеют все шансы закладываться негативные особенности нрава, такие как враждебность, конкуренция, ревнивость, дерзость.

Для реализации задач по формированию системы социальных ценностей у детей рекомендуется использование различных видов игр:

  • сюжетно-ролевых;
  • подвижных;
  • развивающих.

Сюжетно-ролевая игра – 1-ая проверка использования в практике отношений между людьми. В ходе игры, кроме взаимоотношений, конкретных сюжетов, появляются и настоящие отношения между учащимися, характеризуемые разными общественными ценностями. Цель преподавателя на начальной стадии развития игры – помочь понять ребятам конкретные принципы социального поведения, выделить высоконравственные аспекты выбора той либо другой значимости. [4, с. 138]

Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: развивающая предметная среда (игровые и развивающие предметы, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.) и содержательное общение с взрослыми. [5, с. 97]

Дошкольник имеет необходимость в стабильной поддержки отца с матерью, преподавателей на абсолютно всех стадиях формирования личности. С целью этого взаимодействие фактическое, если взрослый учит детей овладению этим либо другим объектом, считается главным с 1-ый дня существования.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и дошкольных учреждений была принята следующая рабочая классификация игр и игрушек:

1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);

2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.);

3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);

4) игрушки для подвижных и спортивных игр;

5) декоративные карнавально-праздничные игрушки.

Игрушки владеют разными функциями и нацелены в передачу разного навыка: ценностей, общепризнанных норм и стандартов действия. Многочисленные с перечисленных выше игрушек обладают единые черты: они образны и сюжетны. К ним относятся куколки, промышленные декоративно-торжественные игрушки. Образные и сюжетные игрушки способствуют созидательной подражательной игрушке, посредством какую дошкольник обнаруживает, фиксирует, углубляет и расширяет собственный общественный опыт.[6, с. 66]

Игрушка, невзирая на собственные большие нравоучительные особенности и эстетически-образные плюсы, самостоятельно без активного участия, в отсутствии интенсивного роли старшего, никак не способен развивать детей. Вследствие обучению средствами игрушек, у детей создаются методы операций с объектами, понимание их направления. Игрушка в данном ходе обретает колоссальное преподавательскую значимость.

Игра – необходимая часть существования детей. Посредством игры дошкольник узнает общество, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает общественный навык предшествующих поколений. Играйте, учите вступать в роли, воспитывайте. Пусть навык, добросердечность, отзывчивость могут помочь детям создать нужную концепцию общественных ценностей, и увеличиться благородными членами сообщества.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
  2. Смирнова Е. О. Психология ребенка : учебник для пед. училищ и вузов. – М. : Школа Пресс, 1997.
  3. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2.
  4. Смирнова Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М. : Педагогика, 1989.