Волонтёрское движение как инновационная практика дополнительного образования школьников

Кривошеина Ольга Александровна

Волонтёрское движение  как инновационная  практика дополнительного образования школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волонтёрское движение  как инновационная  практика дополнительного образования школьников

  Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной  программы «Развитие образования» являются: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки талантливой, научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; повышение эффективности реализации мер по поддержке молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирование инструментов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, [1].

 Развитие волонтёрства в системе психолого-педагогической и медико-социальной помощи имеет немаловажное значение. Большой опыт взаимодействия с образовательными учреждениями Петроградского района и города положенный,  в основу реализации социальных проектов и профилактической работы стал решающим в принятии решения о расширении  направлений деятельности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования, Центра диагностики и консультирования, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр «Здоровье».  Так, открытие с сентября 2014 года на базе ППЦ «Здоровье» районной экспериментальной площадки (далее - РЭП)  по организации волонтёрского движения на основе взаимодействия государственных и общественных институтов способствовало популяризации идей волонтёрства и добровольчества среди учащихся, что привело к активному созданию волонтёрских отрядов на базе ГБОУ Петроградского района.  

На первом  этапе началась кропотливая исследовательская работа, обозначение  актуальности идей волонтёрства (добровольчества). С целью выявления основных мотивов социально активной и волонтёрской деятельности для школьников, студентов, педагогов, родителей была разработана  анкета «Хочу быть волонтёром». В исследовании  РЭП принимали  участие  обучающиеся ГБОУ Петроградского района, студенты ВУЗов ГУАП, РГПУ им. Герцена, Горного Университета и Александровского лицея, педагоги и родители  Петроградского района - 395 человек.

В ходе исследования были выявлены данные, свидетельствующие о том, что представления и мотивы волонтёрской деятельности несколько отличаются у педагогов, студентов и обучающихся ГБОУ. Однако, все участники исследования не разделяют понятия волонтёрства и добровольчества, объединяя их в одно. Школьники и студенты одинаково видят в волонтёрстве помощь, тогда как педагоги считают волонтёрство – формой активной деятельности. Кроме того, для школьников наиболее актуально социальное волонтёрство, направленное на помощь окружающим своим трудом. Педагоги отдают предпочтение экологическому направлению добровольчества. Считают волонтёрство формой творческой, досуговой деятельности. Студенты отдают предпочтение спортивно-оздоровительному и гражданско-патриотическому направлению. По мнению обучающихся ГБОУ в первую очередь волонтёрская деятельность развивает ответственность и инициативность.

Для педагогов наиболее важно, что волонтёрская деятельность дает возможность делегировать свои полномочия обучающимся, а так же расширяет границы коммуникативного поля. Студенты считают, что в большей степени развиваются коммуникативные навыки и личная  ответственность за взятые на себя обязательства.  В целом, необходимо отметить, что все категории граждан, участвующих в опросе, отмечают высокую эффективность  волонтёрской (добровольческой) деятельности в развитии социально значимых качеств личности молодежи. Большинство педагогов и студентов уверены, что лучше всего начинать активно заниматься  волонтёрством  с 14 лет. Опрос показал, что наиболее значимый мотив волонтёрской деятельности для обучающихся ГБОУ это  самоопределение в жизни, в том числе и профессиональное. По мнению педагогов, ведущим мотивом  для занятия волонтёрством остается возможность общаться. Для студентов ведущим мотивом является социальное поощрение и возможность организовать свое свободное время. Кроме того, всем категориям опрашиваемых наиболее интересны разовые  мероприятия, как возможность быстрого получения результата и награды. И наконец, 60 % студентов считают, что волонтёрская деятельность им поможет в будущем, тогда как только 35% педагогов и  28% обучающихся ГБОУ отвечают положительно на этот вопрос. Также необходимо отметить, не высокий уровень осведомленности школьников и педагогов о возможностях волонтёрской деятельности, как формы социальной активности.

Полученные  данные   указывали  на  то, что обучающиеся заинтересованы в активном участии в жизни района и города, однако они имеют весьма поверхностные представления о возможных формах реализации добровольческих инициатив. В школах отсутствуют организованные волонтёрские движения, а привлечение подростков к деятельности носит условно добровольный   характер, кроме  того не уделяется достаточного внимания информационно-просветительской работе.

На сегодняшний день идея создания волонтёрских отрядов поддержана на уровне 10 образовательных учреждений Петроградского района. За  школами  закреплены пять направлений волонтёрской деятельности. Специалисты РЭП разработали и внедрили программы «Я - волонтёр» для обучающихся - волонтёров и программу для кураторов по волонтёрской деятельности «Волонтёрство в современной школе».

В рамках проектов РЭП волонтёрские отряды принимают участие в мероприятиях районного  и городского масштаба. Учащиеся волонтёры оказывали помощь в организации ежегодной районной конференции «Учимся жить вместе», форума «Петроградская сторона-территория молодежи», олимпиады по профориентации, всероссийской акции Весенняя неделя добра, уличных акций «Я выбираю жизнь», «За здоровую Россию», «Этнопикник». Волонтёрские отряды активно взаимодействуют с сектором по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Петроградского района, учреждениями культуры, благотворительным фондом помощи бездомным животным «Верность». В течение трех лет с успехом реализуются собственные проекты РЭП: социально-экологический проект «Друг другу», направленный на помощь бездомным животным, социальный проект «Я тебя вижу», в рамках которого, оказывается активная помощь людям с ОВЗ. Спортивно-оздоровительный проект «Дворовые игры в школе» и культурологический проект «Акции к памятным датам» также заслужили  признание общественности.

Особое внимание в работе с ГБОУ уделяется сетевому взаимодействию между школами. В рамках обмена опытом и повышения мотивации к добровольческой деятельности ежегодно проводится  слёт волонтёрских отрядов ГБОУ Петроградского района с участием представителей Администрации, отдела Образования, Муниципальных образований  и других ОУ Петроградского района и города.  

С целью  привлечения внимания школьников к теме волонтёрства и добровольчества, а также повышения мотивации к активной деятельности детей и подростков районной экспериментальной площадкой ППЦ «Здоровье» уже на протяжении двух лет проводится конкурс «Лучший волонтёр» для обучающихся 5-11 классов. В завершение года традиционным стал школьный форум по актуальным вопросам развития волонтёрской деятельности в ГБОУ Петроградского района.

Специалисты РЭП активно расширяют и обогащают свой опыт, ежегодно принимая участия в профильных семинарах, конференциях, круглых столах и выездных заседаниях волонтёрского сообщества. Презентация инновационной практики РЭП ППЦ «Здоровье» была представлена в рамках межрегионального научно-практического семинара «Экспертное проектирование добровольческой активности в образовательных организациях».

 В 2016 году, проект РЭП «Я-волонтёр» занял второе место в городском конкурсе «Эффективное добровольчество», а социально-экологический проект «Друг другу» стал номинантом в конкурсе социально-значимых проектов «От идеи к делу».

Кроме того, специалисты РЭП  оказывают  методическую помощь кураторам по вопросам волонтёрства и добровольчества. С 2014 году изданы  брошюры «Волонтёрство и добровольчество в современной школе», Основы волонтёрской деятельности», разработан дневник волонтёра, буклеты «Правовые основы организации волонтёрского движения в ГБОУ», «Где школьнику получить необходимые знания бесплатно» и  буклет для волонтёров о проектах РЭП «Кто, если не мы?».

Комплексная программа РЭП ППЦ «Здоровье» позволяет молодежи на практике познакомиться с различными сферами жизни и видами деятельности. Это может значительно помочь в становлении профессионального самоопределения; сформировать ценностные смыслы, основанные на уважении, бережном отношении к окружающему миру, взаимопомощи и взаимовыручке.

Программа РЭП обучает работать в эффективной команде, а взаимодействие с различными слоями населения и культуры научат ребенка здоровому альтруизму, сформируют адекватную позитивную самооценку, повысят социальную компетентность и активность. Приобщение к просветительским мероприятиям и акциям на различные темы, научат ценить историю и культуру своей страны.

Волонтёрская деятельность помогает накопить жизненный опыт, посмотреть на жизнь с ее разных сторон, выбрать что-то для себя и двигаться по этому пути. Это очень ценное качество на пути к самореализации, а самореализация – одна из высших потребностей человеческого существования. Такие нравственные качества и понятия, как любовь, доброта, милосердие, терпение могут стать не просто словами и абстрактными понятиями, а смогут взращиваться и развиваться. Это то, что сейчас очень важно современному обществу, в котором лидируют потребительские отношения.

          Таким образом, опыт  РЭП ППЦ «Здоровье» подтвердил необходимость, важность и актуальность организации волонтёрского движения, как инновационной практики дополнительного образования  обусловленной тем, что в современных условиях волонтёрство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире.

Литература:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).
  2. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М.: ГОУ ЦРСДОД    2004.
  3.  Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтёров подростковой психологической службы. – СПб.: Медицинская пресса, 2001.
  4.  Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
  5.  Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтёров. М., 2001