Статья на тему: "Ценностные ориентации подростков в группах с разным характером межличностных отношений"

Шейнова Екатерина Алексеевна

В статье проводится психологический анализ ценностных ориентаций современных подростков в контексте особенностей их межличностных отношений. Рассматриваются терминальные и инструментальные ценности и их влияние на восприятие сверстниками членов подростковой группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.92

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ГРУППАХ С РАЗНЫМ ХАРАКТЕРОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Е.А. Шейнова

Научный руководитель: Слепко Ю.Н., к.пс.н., доц.

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

аннотация

В статье проводится психологический анализ ценностных ориентаций современных подростков в контексте особенностей их межличностных отношений. Рассматриваются терминальные и инструментальные ценности и их влияние на восприятие сверстниками членов подростковой группы.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности, ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Понятие «ценностные ориентации» впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом [4], который под ценностями понимал представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. По мнению А.М. Голуб ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, «в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения» [1; С. 53].

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Важность развития ценностной сферы именно в подростковом возрасте определяется тем, что для подростка ведущим видом деятельности становятся межличностные отношения со сверстниками; этот факт определил наше обращение к проблеме изучения взаимосвязи ценностных ориентаций с особенностями межличностных отношений в подростковом возрасте. С целью эмпирического исследования данной проблемы мы использовали Методику оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера, методику «Ценностные ориентации» М. Рокича, Методику диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова и социометрический эксперимент.

Анализ психологического содержания ценностных ориентаций в системе межличностных отношений подростка позволил определить следующие характерные особенности.

Во-первых, в среде современного подростка наиболее актуальными являются ценности «материального положения», «достижений» и «собственного престижа», что говорит о преобладающей эгоистически-престижной направленности.

Во-вторых, имеется определенное рассогласование между содержанием терминальных и инструментальных ценностей. При том, что среди терминальных ценностей доминируют «любовь», «уверенность в себе», «красота» и «общественное признание», ведущими инструментальными ценностями являются «ответственность», «независимость», «самоконтроль» и «смелость в отстаивании своего мнения». В действительности, это рассогласование носит лишь формальный характер, так как здесь мы видим наличие вполне рационального механизма реализации значимых ценностей.

В-третьих, были определены психологические особенности взаимосвязи статуса межличностных отношений и ценностных ориентаций. В это же случае нами было обнаружено достаточно серьезное противоречие. Так, с одной стороны, подросток, для которого наиболее значимыми выступают абстрактные (развитие, познание, уверенность) и этические (ответственность, широта взглядов) ценности, обладает наиболее высоким статусным положением в группе. С другой же стороны, высокая значимость коммуникативно важных ценностей (общение, дела, времяпровождение) приводит к снижению межличностного статуса в группе. Данное противоречие снимается, если мы обратимся к рассмотренным выше результатам, когда для современного подростка наибольшую значимость имеют ценности эгоистически-престижной направленности. В этом случае мы можем предположить, что подростки, для которых наибольшую значимость играют абстрактные и этические ценности (связанные со значимостью достижения успеха), рассматриваются сверстниками как своеобразные образцы поведения, что и повышает их межличностный статус.

Литература

1. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. 2009. № 4. С. 53-57. (Статья)

2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с. (Учебное пособие)

3. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. 46 с. (Учебное пособие)

4. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с. (Монография)