Тренинг для педагогов «Ключ невербального доступа»

Альбина Альбертовна Миловидова

           Выявление  и учёт репрезентативной системы поможет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, построить более эффективную коммуникацию – говорить с ребёнком на «одном с ним языке», облегчит процесс усвоения ребёнком новой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya_dlya_pedagogov.docx19.68 КБ
Файл u_kazhdogo_svoy_mir.pptx1.36 МБ
Файл harakteristiki.docx118.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  для педагогов

«Ключ невербального доступа»

         

           Во ФГОС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

           Выявление  и учёт репрезентативной системы поможет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, построить более эффективную коммуникацию – говорить с ребёнком на «одном с ним языке», облегчит процесс усвоения ребёнком новой информации.

           Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира. Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается в звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий рассматривает новые рисунки и необычные предметы.          

            Первый ребенок – аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновения), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые. Третий – визуал, для него главной является зрительная информация.

           Среди взрослых чаще встречаются дискреты (дегитальная) – те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, поэтому у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, не смотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы. Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы.

           Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия. 

        В среднем модальностей восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов – 25%.

         Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.

      2. Рассмотрим основные характеристики каждого типа.    
Ведущая репрезентативная система дошкольника (раздаются листы с характеристиками)

    3.    Сейчас я предлагаю определить ведущую модальность у известных нам героев сказки «Винни – Пух и все-все-все…» (на слайде изображения героев сказки и речь героев).

      - Винни Пух, естественно, КИНЕСТЕТИК – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, голос низкий, постоянно почесывается.

      - Кролик, скорее ВИЗУАЛ, очками это особенно подчеркивается. Тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено, голос достаточно высокий.

      - Сова более подходит на АУДИАЛА – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух. Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.

     - На роль ДЕГИТАЛА явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понуруй, говорящий обще и на отвлеченные темы с самим собой.

     - К какому типу принадлежит Пяточок, определить не удалось – мы постановили считать его ПОЛИМОДАЛЬЩИКОМ, то есть хорошо ориентируется во всех каналах сразу.  

    4.     Методика  «Ключи внутреннего доступа»

       А какие органы чувств «откликаются» у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу модальности относитесь вы? Как вы воспринимайте окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика  канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

Тест на определение типа восприятия

         Выберите из данных словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. 1."Скорость – это…”

а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+)

б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)

в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)

2."Плохая погода”

а) завывание ветра, стук капель. (*)

б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)

в) тусклое небо, серые тучи. (+)

3."Мёд”

а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)

б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)

в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)

4."Море”

а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)

б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@)

в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

5."Усталость”

а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)

б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)

в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)

6."Снег”

а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)

б) холодный, мягкий, пушистый. (@)

в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)

7."Вечер”

а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+)

б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*)

в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)

8."У костра”

а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)

б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)

в) потрескивание  углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)

9."Дерево”

а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)

б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+)

в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)

10."Город”

а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)

б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)

в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)

Интерпретация: Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).

Если больше:

(+) – Визуал, восприятие окружающего мира преимущественно при помощи зрения

(*) – аудиал, восприятие преимущественно с помощью органов слуха

(@) – кинестетик, восприятие в основном через ощущения

   5. Подведение итогов, рефлексия.

          Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников.

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида « Шонанпыл » с. Помары Волжского района Республики Марий Эл «Ключ невербального доступа» Тренинг для педагогов Подготовила: педагог-психолог Миловидова Альбина Альбертовна

Слайд 2

У каждого свой внутренний мир

Слайд 3

Репрезентативная система

Слайд 4

Аудиалы Лучше всего дается: Познают мир через звуки Раньше начинают говорить, большой словарный запас, много говорят Любят слушать музыку, аудио-сказки, беседовать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать Общительны Могут придумывать игры и истории Не любят дисгармоничные звуки – скрип, шум Хуже всего дается: Зрительное восприятие (напр. поиск сравнений на картинках) Моторное восприятие (бег, лазание, не очень любят подвижные игры) В речи часто употребляют: «голос, послушайте, слышишь, шумно, тихо, скажите, молчаливый, тишина…»

Слайд 5

Кинестетики Лучше всего дается: легко запоминают цвет, форму, размер, любят рассматривать картинки в книгах, любят рисовать, раскрашивать, вырезать картинки, складывать пазлы , думают образами, развита фантазия, важно какой цвет одежды, аккуратны, держат дистанцию, чтобы видеть собеседника, не очень разговорчивы Хуже всего дается: Зрительное восприятие (напр. поиск сравнений на картинках) Моторное восприятие (бег, лазание, не очень любят подвижные игры) В речи часто употребляют: «голос, послушайте, слышишь, шумно, тихо, скажите, молчаливый, тишина…»

Слайд 6

Визуалы Лучше всего дается: Больше опираются на зрительные ощущения (легко запоминают цвет, форму, размер) Новый объект сначала рассмотрят Любят рассматривать картинки в книгах Любят рисовать, раскрашивать, вырезать картинки, складывать пазлы (в/действие глаз и рук) Думают образами, развита фантазия Важно какой цвет одежды, аккуратны Держат дистанцию, чтобы видеть собеседника Не очень разговорчивы Хуже всего дается: Хуже запоминают на слух Менее общительны Слабая физическая координация (двигательная память) Употребляют слова «смотри, красивый, яркий, я видел, выглядит, вижу, прозрачный, Я…»

Слайд 7

Дискреты ( дегиталы ) Лучше всего дается: перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Знание типа восприятия собеседника помогает убеждать и объяснять свою точку зрения. Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. Хуже всего дается: сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, поэтому у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, не смотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю» «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?»

Слайд 8

Модальности типов восприятия 25% 16% 34% 25%

Слайд 9

Винни-Пух « Пух почувствовал, что должен немедленно преподнести бедному ослику какой - нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пяточка, пытающегося дотянуться до кнопки звонка. -Здравствуй, Винни . Привет, Пяточек. Ты что тут делаешь? Хочу позвонить . Я шел мимо… - Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пяточок : у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там заснули что ли? Пух, это же твой дом! А, верно. Ну тогда войдем.» Кинестетик

Слайд 10

Что значит «я»? «Я» бывают разные! «Я» - значит я, Винни-Пух . Ты в этом уверен? Ну конечно! Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза. - Действительно Винни -Пух… Визуал Кролик

Слайд 11

Диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшке из -под меда: Я хотел… чтобы ты написала на нем: «Поздравляю. Пух.» И это все. А что ещё? Надо написать так: «Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни!» Здорово ! Так и напиши. Только прибавь еще: «Пух». Сова Аудиал

Слайд 12

- Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему по какой причине? И какой из этого следует вывод? Ослик Иа Дегитал

Слайд 13

К какому типу принадлежит Пяточок , определить не удалось и мы постановили считать его ПОЛИМОДАЛЬЩИКОМ , то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

Слайд 14

Методика «Ключ внутреннего доступа» 1."Скорость – это…” а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+) б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*) в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@) 2."Плохая погода” а) завывание ветра, стук капель. (*) б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@) в) тусклое небо, серые тучи. (+) 3."Мёд” а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@) б) золотистая, прозрачная жидкость. (+) в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*) 4."Море” а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+) б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@) в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

Слайд 15

5."Усталость” а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@) б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+) в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*) 6."Снег” а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+) б) холодный, мягкий, пушистый. (@) в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*) 7."Вечер” а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+) б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*) в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@) 8."У костра” а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@) б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+) в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)

Слайд 16

9."Дерево” а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*) б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+) в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@) 10."Город” а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@) б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+) в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)

Слайд 17

Идеальный мир есть! Но у каждого он свой! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Ведущая репрезентативная система дошкольника

Онтогенез:

Кинестетик   --- >

Аудиал ------>

Визуал ----->

Речевые сигналы доступа

В речи много слов «холодно, жарко, мягко, больно, удобно, свободно, чувствую, схватывать, держать…»

В речи  часто употребляют: «голос, послушайте, слышишь, шумно, тихо, скажите, молчаливый, тишина…»

Употребляют слова «смотри, красивый, яркий, я видел, выглядит, вижу, прозрачный, Я…»

Глазные сигналы доступа

E:\Главная\Консультации\Репрез-система\glazki_3.jpg

E:\Главная\Консультации\Репрез-система\glazki_2.jpg

E:\Главная\Консультации\Репрез-система\glazki_1.jpg

Особенности

Познают мир через прикосновения, движения, рано начинают ходить

Много двигаются, хорошо развита моторика

Любят активные игры, прыжки, бег, борьбу, спорт вообще

Любят всё трогать, ощупывать, «смотрят руками»

Их игрушки недолговечны: разбирая, они познают мир

Очень привязаны к маме, любят обниматься

Малая дистанция, чтобы можно было прикасаться

Познают мир через звуки

Раньше начинают говорить, большой словарный запас, много говорят

Любят слушать музыку, аудио-сказки, беседовать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать

Общительны

Могут придумывать игры и истории

Не любят дисгармоничные звуки – скрип, шум

Больше опираются на зрительные ощущения (легко запоминают цвет, форму, размер)

Новый объект сначала рассмотрят

Любят рассматривать картинки в книгах

Любят рисовать, раскрашивать, вырезать картинки, складывать пазлы (в/действие глаз и рук)

Думают образами, развита фантазия

Важно какой цвет одежды, аккуратны

Держат дистанцию, чтобы видеть собеседника

Не очень разговорчивы

Особенности внимания

Трудно концентрировать свое внимание, можно отвлечь чем угодно

Легко отвлекаются на звуки

Шум не мешает

Запоминание

Лучше запоминают, двигаясь

Легко запоминают на слух

То, что видел, запоминает картинами

Слабые стороны

Трудно усидеть на месте и заниматься одним делом, неусидчивые

С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются

Зрительное восприятие (напр. поиск сравнений на картинках)

Моторное восприятие (бег, лазание, не очень любят подвижные игры)

Хуже запоминают на слух

Менее общительны

Слабая физическая координация (двигательная память)

Рекомендации в работе педагога

Чаще обнимать, прижимать к себе, целовать

Реже говорить: «Не трогай!»

Не заставлять долго сидеть на месте, давать моторную разрядку, использовать подвижные игры

В разговоре используйте паузы, интонацию, голос

Предложите ребёнку комментировать то, что он делает – лучше запомнит

Развивать зрительное и моторное восприятие в играх

Развивать речь и коммуникабельность

Развивать слуховую и двигательную память

На занятиях и в играх использовать цветные иллюстрации, схемы