"Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде ДОУ"

Существует ряд психологических моделей образовательной среды, отражающих процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОО. Рассмотрим некоторые из них.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОУ

Существует ряд психологических моделей, отражающих процесс взаимодействия педагога и детей в образовательной среде ДОУ.

В контексте эколого-личностной модели, предложенной В.А. Ясвиным, образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности в соответствии с социальным образцом, которая реализуется через пространственно-предметное и социальное окружение. Возможности образовательной среды согласно эколого-личностной модели должны согласовываться с потребностями личности, которые имеют объективные физические и социальные характеристики.

Развивающими компонентами образовательной среды эколого-личностного типа являются пространственно-предметный, социальный и психодидактический. Пространственно-предметный компонент (помещения, территория,, функциональные зоны, предметы) подчиняется требованиям управляемости, гибкости, сложности, многоуровневой  организованности и системности, символизма (как передачи определенных смыслов через предметную среду) и индивидуализации. Социальный компонентобеспечивает взаимодействие, понимание и удовлетворенность участников образовательных отношений отношениями, которые возникают в образовательной среде. Эти отношения складываются на основе ролевых функций, межличностных связей, уважения, симпатии. Психодидактический компонент, реализующий методы и технологии воспитания и обучения, ориентирован и физиологические и возрастно-психологические особенности развития детей.

 Взаимодействие среды обитания и личности направлено на удовлетворение потребностей (прежде всего, социогенных) и реализацию потенциала ребенка в экологической модели образовательной среды. К социогенным потребностям, важным для дошкольного возраста, относятся (Е.А. Климов):

  • потребность усвоения ценностей, мировоззрения, социальных и моральных норм и правил;
  • удовлетворять предпочтения в одежде, пище, предметах быта;
  • потребность в социальном признании;
  • повышении и поддержке самооценки;
  • безусловном принятии, близких отношениях;
  • эстетическом оформлении среды;
  • повышении уровня компетентности.

Основанием экопсихологической модели  образовательной среды является отношение к обучению в системе «человек – окружающая среда», где образовательная среда понимается как система психолого-педагогических условий и влияний, направленных на раскрытие способностей, интересов и развитие проявившихся способностей личности на основе индивидуализации и возрастной социализации.

Экописхологический подход, развиваемый В.И. Пановым, направлен на создание условий для социализации и индивидуализации детей в соответствии с возрастом; развития субъектности и субъектной позиции в деятельности; включения детей в различные виды совместной деятельности с взрослыми, и друг с другом; развития актуальных способностей детей посредством создания зоны ближайшего развития; проявления творческих сторон психики.

Согласно экопсихологической модели образовательные технологии должны отвечать условию экологичности, т.е. природосообразности и соответствия физиологическим, психологическим, социальным закономерностям возрастного развития детей. Т.о., образовательная среда должна соответствовать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям развития, а так же требованиям социализации.   Для создания развивающей образовательной среды необходимо обеспечить переход от репродуктивных форм педагогической деятельности, организованной по принципу трансляции (пассивного восприятия) знаний,  к усвоению знаний в совместной деятельности и актуализации творческого потенциала детей.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды, разработанная и проанализированная В.В. Рубцовым, представляет собой форму сотрудничества всех субъектов образовательной среды, порождающую новые виды общности между детьми и педагогами. Эти общности – способ передачи норм, правил, ценностей, общения и взаимодействия педагога с детьми. Способы жизнедеятельности усваиваются через знания – умения – навыки, особую ценность представляет коммуникативная компетентность личности. Коммуникативно-ориентированная модель реализуется в совместной деятельности ребенка и взрослого или детей друг с другом и направлена на решение возрастных задач развития.

Развивающий потенциал коммуникативно-ориентированной модели состоит в том, что определенные знания передаются ребенку не сами по себе, а в контексте коммуникативной общности субъектов образовательного процесса. Образовательная среда нацелена на создание условий решения возрастных задач развития. Важными компонентами образовательной среды коммуникативно-ориентированного типа являются психологический климат в ДОУ, социально-психологическая структура коллектива и психологическое благополучие детей.