Программа коррекционного курса коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация»

Прудникова Татьяна Владимировна

Рабочая программа  коррекционно-развивающих занятий   для обучающийся  с  умственной  отсталостью  в  умеренной,  тяжелой  или  глубокой  степени,  с  тяжелыми  и  множественными  нарушениями  развития  (ТМНР) составлена на основе:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Чумаковская школа-интернат для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей ,с ограниченными возможностями здоровья ".

Программа коррекционного курса коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация»

Разработала :Прудникова Т.В., педагог-психолог

Iкв.категории.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа  коррекционно-развивающих занятий   для обучающийся  с  умственной  отсталостью  в  умеренной,  тяжелой  или  глубокой  степени,  с  тяжелыми  и  множественными  нарушениями  развития  (ТМНР) составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РЙФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», САПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых санитарным врачом РФ от 29.12.2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушения развития (вариант 2)

Цели:

  • Преодоление или  ослабление проблем в психическом и личностном развитии;
  • Гармонизация личности и межличностных отношений учащихся;
  • Формирование навыков адекватного поведения;
  • Способствовать  интеграции в общество.

Коррекционно-развивающие  занятия  направлены:

  • на  коррекцию отдельных  сторон  психической  деятельности  и  личностной  сферы;
  • на формирование  социально  приемлемых  форм  поведения,  сведение  к минимуму  проявлений  деструктивного  поведения:  крик,  агрессия, стереотипии  и  др.;
  • на  реализацию  индивидуальных  специфических образовательных  потребностей  обучающихся  с  умеренной,  тяжелой, глубокой  умственной  отсталостью,  с  ТМНР,  не  охваченных  содержанием программ  учебных  предметов  и  коррекционных  занятий;
  •  на   дополнительную помощь  в  освоении  отдельных  действий  и  представлений,  которые оказываются  для  обучающихся  особенно  трудными;
  •  на  развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.  

2. Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

3. Описание места  коррекционного курса в учебном плане

Курс коррекционно-развивающих занятий ««Социально-психологическая адаптация» относится к обязательной части учебного плана.

Срок реализации – 13 лет.

I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;

II этап ― 5-9 классы;

III этап ― 10-12 классы.

Курс коррекционно-развивающих  занятий «Социально-психологическая адаптация» проводится по 2 часа в неделю. Общий объём  времени составляет 882 часа (в 1-ом доп.  классе - 66 часов, 33 учебные недели,    в 1-4 классах - по 68 часов в каждом классе, по 34учебные недели – всего 338 часов, в 5-12 классах – по 68 часов в каждом классе, по 34учебные недели – всего 544 часа).

4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Социально-психологическая адаптация»

 Ожидаемые личностные результаты    психокоррекционных занятий  с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся  могут включать:

Класс

Личностные

Предметные результаты

Минимальный

уровень

Достаточный уровень

Минимальный

уровень

Достаточный уровень

11-4

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,

развитие доброжелательности

осознание себя как "Я";

развитие самостоятельности;

развитие этических чувств;

умения не создавать конфликтов;

социально-эмоциональное участие в процессе общения

формирование уважительного отношения к окружающим;

социально-эмоциональное участие в совместной деятельности;

5-9

осознание себя как "Я";

развитие самостоятельности

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.),

развитие понимания и сопереживания чувствам других людей;

социально-эмоциональное участие в совместной деятельности;

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир;

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

10-12

развитие мотивов учебной деятельности;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование личностного смысла учения;

развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5. Содержание коррекционного курса «Социально-психологическая адаптация»

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения.  Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит    припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка   своего настроения.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.

Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее  целью  является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах.  Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от  психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.

В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут  оказывать различное воздействие:

- беседы, опросы, наблюдения;

- словесные игры;

- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);

- система упражнений по развитию познавательных процессов;

         - элементы арттерапии, сказкотерапии.          

Тематика развивающих занятий для детей с  умственной отсталостью  степени включает 4 основных блока:

  1. Развитие и коррекция познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления;

- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

- - расширение словарного запаса.

2. Самопознание. Что я знаю о себе:

- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;

- умение определять личностные качества свои и других людей;

- формирование адекватной самооценки;

- достоинства и недостатки;

- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:

- становление умения владеть средствами общения;

- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

- формирование коллективного обсуждения заданий;

- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:

- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;

- формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Темы

1-4 класс

5-9 класс

10-12 класс

Введение

3

5

3

I.Развития и коррекция

познавательной сферы.

130

135

90

1.

Мое внимание

20

20

15

2.

Моя  память

25

25

15

3.

Мое мышление

25

25

15

4.

Мир вокруг меня

20

25

15

5.

Мы говорим

10

20

15

6.

Мир слов

20

20

15

II. Самопознание.

110

115

48

1.

 Что я знаю о себе

20

10

12

2.

Зачем нужно знать себя?

10

10

6

3.

Мое тело

20

20

12

10.

Мой внутренний мир

20

25

6

11.

Мои личные качества

20

25

6

12.

Моя самооценка

20

25

6

III/ Развитие коммуникативных навыков

60

50

45

13.

Мы общаемся

20

10

15

14.

Мы дружим

20

20

15

15.

Мы культурные

20

20

15

IV.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

35

35

18

16

Мои эмоции

20

15

12

17

Влияние вредные и позитивные.ЗОЖ.

15

20

6

ИТОГО

338

340

204

        

Темы

1-4 класс

 Виды учебной деятельности

Введение

3

Приветствия, релаксационные упражнения

I.Развития и коррекция

познавательной сферы.

130

1.

Мое внимание

20

Игра третий  лишний , игра «Кто у нас самый внимательный»

Игра «Вот так»

«История в картинках»,классификация  предметов

Упражнения «Природные стихии» «Природные запахи» релаксационные упражнения , игры « Называем друг друга цветами и фруктами», карточки настроения, «Какие  животные живут вокруг нас» игра «Времена года».

2.

Моя  память

25

3.

Мое мышление

25

4.

Мир вокруг меня

20

5.

Мы говорим

10

Коммуникативные игры, Упражнения « Пирамидка»,

Игра « Добрые слова», игра «Найди предмет такого же цвета»

6.

Мир слов

20

II. Самопознание.

110

1.

 Что я знаю о себе

20

Игры « Кто я?»

2.

Зачем нужно знать себя?

10

Упражнения «Чем я отличаюсь от других?», «Я и другие»

3.

Мое тело

20

Игра «Части тела» ,

10.

Мой внутренний мир

20

Игра «Покажи настроение», карточки настроения. Рисуем , игры в мяч.    

11.

Мои личные качества

20

«Солнце светит для кого кто…», Игра « Что я умею»

12.

Моя самооценка

20

Упражнение  «Улыбнись другу».

III/ Развитие коммуникативных навыков

60

13.

Мы общаемся

20

Игра «Как мы общаемся», карточки настроения, упражнения « Я рад общаться с тобой»

14.

Мы дружим

20

«Вот какие мы друзья», игра «Ласковое имя»

15.

Мы культурные

20

«Вежливые дети», игра  «Мы пришли в гости», игра «Мы идем в столовую».

IV.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

35

16

Мои эмоции

20

Игра «Азбука эмоций»

17

Влияние вредные и позитивные.ЗОЖ.

15

Игра « Наше здоровье», «Здоровая еда»

ИТОГО

338

Темы

5-9 класс

 Виды учебной деятельности

Введение

5

Приветствия, релаксационные упражнения. Рисунок «Как я провел лето. Коллаж «впечатления лета»

I.Развития и коррекция

познавательной сферы.

135

1.

Мое внимание

20

Игра третий  лишний, игра «Кто у нас самый внимательный»

Игра «Вот так»

«История в картинках»,классификация  предметов

Упражнения «Природные стихии» «Природные запахи» релаксационные упражнения , игры « Называем друг друга цветами и фруктами», карточки настроения, «Какие  животные живут вокруг нас» игра «Времена года».

2.

Моя  память

25

3.

Мое мышление

25

4.

Мир вокруг меня

25

5.

Мы говорим

20

Коммуникативные игры, Упражнения « Пирамидка»,

Игра « Добрые слова», игра «Найди предмет такого же цвета»

6.

Мир слов

20

II. Самопознание.

115

1.

 Что я знаю о себе

10

Игры « Кто я?»

Упражнения «Чем я отличаюсь от других?», «Я и другие»

Игра «Части тела» ,

Игра «Покажи настроение», карточки настроения. Рисуем , игры в мяч.    

«Солнце светит для кого кто…», Игра « Что я умею»

Упражнение  «Улыбнись другу».

2.

Зачем нужно знать себя?

10

3.

Мое тело

20

10.

Мой внутренний мир

25

11.

Мои личные качества

25

12.

Моя самооценка

25

III/ Развитие коммуникативных навыков

50

13.

Мы общаемся

10

Игра «Как мы общаемся», карточки настроения, упражнения « Я рад общаться с тобой»

«Вот какие мы друзья», игра «Ласковое имя»

«Вежливые дети», игра  «Мы пришли в гости», игра «Мы идем в столовую».

14.

Мы дружим

20

15.

Мы культурные

20

IV.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

35

16

Мои эмоции

15

Игра «Азбука эмоций», «Мы радуемся» «Мы гневаемся», упражнения «спектр эмоций»,упражнения «Дракон»

Игра « Наше здоровье», «Здоровая еда»,упражнения «Как не поддаться влиянию» .

17

Влияние вредные и позитивные.ЗОЖ.

20

ИТОГО

340

Темы

10-12 класс

 Виды учебной деятельности

Введение

3

Приветствия, релаксационные упражнения. Творческая работа «Летние деньки»

I.Развития и коррекция

познавательной сферы.

90

1.

Мое внимание

15

Игра третий  лишний , игра «Кто у нас самый внимательный»

Игра «Вот так»

«История в картинках»,классификация  предметов

Упражнения «Природные стихии» «Природные запахи» релаксационные упражнения , игры « Называем друг друга цветами и фруктами», карточки настроения, «Какие  животные живут вокруг нас» игра «Времена года».

2.

Моя  память

15

3.

Мое мышление

15

4.

Мир вокруг меня

15

5.

Мы говорим

15

Коммуникативные игры, Упражнения « Пирамидка»,

Игра « Добрые слова», игра «Найди предмет такого же цвета»

6.

Мир слов

15

II. Самопознание.

48

1.

 Что я знаю о себе

12

Игры « Кто я?»

Упражнения «Чем я отличаюсь от других?», «Я и другие»

Игра «Части тела» ,

Игра «Покажи настроение», карточки настроения. Рисуем , игры в мяч.    

«Солнце светит для кого кто…», Игра « Что я умею»

Упражнение  «Улыбнись другу». «Я ответственный»

2.

Зачем нужно знать себя?

6

3.

Мое тело

12

10.

Мой внутренний мир

6

11.

Мои личные качества

6

12.

Моя самооценка

6

III/ Развитие коммуникативных навыков

45

13.

Мы общаемся

15

Игра «Как мы общаемся», карточки настроения, упражнения « Я рад общаться с тобой»

Упражнение «Почувствуй спину друга»

«Вот какие мы друзья», игра «Ласковое имя»

«Вежливые дети», игра  «Мы пришли в гости», игра «Мы идем в столовую».

14.

Мы дружим

15

15.

Мы культурные

15

IV.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

18

16

Мои эмоции

12

Игра «Азбука эмоций», рисуем свои эмоции, психотренинг «Мой мир эмоций», «как контролировать эмоции»

Психотренинг « Наше здоровье», психотренинг «Здоровая еда», психотренинг «Что я ем ?»

17

Влияние вредные и позитивные.ЗОЖ.

6

ИТОГО

204

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для создания оптимальных условий  организуются места для проведения как  индивидуальной,  так  и  групповой  формы  занятий.

Для   применения разных форм взаимодействия с обучающимися    в  процессе  психокоррекции  используются  различные ролевые  игры,  для  которых  в  арсенале  учебно-дидактических  средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой  деятельности  детей.

Особенности  восприятия  обучающихся  диктуют  необходимость использования  большого  объема  наглядного  материала,  для  размещения

которого  в  поле  зрения  обучающихся  необходимы  специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы.

 Предметная наглядность (реальные и натуральные объекты)

  • животные:
  • гербарии;
  • растения;
  • изобразительная наглядность;
  • макеты;
  • муляжи;
  • коллажи.

Графические средства для альтернативной коммуникации:

  • коммуникативные таблицы и тетради для общения;
  • сюжетные картинки с различной тематикой для расширения кругозора;
  • репродукции.

Технические средства обучения

  • аудио и аудиовизуальные устройства:
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • магнитофон (музыкальный центр);
  • видеомагнитофон;
  • телевизор;

 Дидактическое обеспечение:

  • системы символов (например, «Bliss»);
  • компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.);
  • обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений поведения;
  • слайды;
  • фото;
  • записи на CD, аудиодисках и флэш-картах;
  • магнитные записи;
  • видеофильмы.