Программа подготовки к ГИА, 9, 11 класс
Цель – формирование эмоциональной устойчивости у учащихся 9, 11 классов в стрессовой ситуации экзамена.
Сроки реализации программы: данная программа составлена на один учебный год, включает 5 занятий по 45 минут для обучающихся 9 и 11 классов. Занятия могут проводиться 1 раз в четверть в течение года или 1 раз в неделю во втором учебном полугодии, заключительное занятие - диагностическое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_k_ekzamenam_911_klass.docx | 48.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31" г.о. Мытищи Московская область 141021, Московская область, г.о.Мытищи, улица Борисовка, строение 6, тел: 8 (498) 750 02 92 «УТВЕРЖДАЮ» |
Директор МБОУ СОШ №31 |
_____________/ Качалова М.Н./ |
« __ » ______20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Психологическая подготовка выпускников к прохождению итоговой аттестации» -
(9,11 классы)
Составлена на основе программы М.Ю.Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ»
Срок реализации программы – 1 год
Разработчик программы педагог-психолог
Телешко В.А.
г. Мытищи
2016 год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы), Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ-СОШ №31;
Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 31.
Разработана на основе программы М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями», программы Е. Чеботаревой «Как психологически подготовиться к сдаче единого государственного экзамена»[1], программы А.Ю. Барышева «Скорая помощь»[2].
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ (ОГЭ) трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что тестовая форма экзамена появилась сравнительно недавно и, ввиду внедрения, каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. На сегодняшний день имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к экзаменам. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры итоговой аттестации.
Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ и 9 классов – к ОГЭ. Психологическая готовность к экзамену – сформированность необходимых познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных качеств учащихся (владение способами самомотивации, саморегуляции, самооценки; способность к самоорганизации и самоконтролю; стабилизация эмоционального состояния для решения экзаменационных задач; умение правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, уметь работать с информацией, применять различные способы запоминания, методы работы с текстом и т.д.).
Данная программа включает в себя и просвещение, и отработку полученных навыков, самодиагностику уровня тревожности и компетенции в подготовке к итоговой аттестации, а также элементы тренинга и арт-терапии.
Цель – формирование эмоциональной устойчивости у учащихся 9, 11 классов в стрессовой ситуации экзамена.
Задачи:
- актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к экзаменам;
- обучение способам релаксации, снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;
- обучение способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции;
- самодиагностика своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ (ОГЭ);
- обучение способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей;
- обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
- обучение приемам активного запоминания, методам работы с текстом.
Участники: выпускники 9-ых и 11-ых классов.
Сроки реализации программы: данная программа составлена на 2017-2018учебный год, включает 5 занятий по 45 минут для обучающихся 9 и 11 классов. Занятия могут проводиться 1 раз в четверть в течение года или 1 раз в неделю во втором учебном полугодии, заключительное занятие - диагностическое.
Основные формы занятий: занятия в форме тренинга.
Методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения.
Оборудование и материалы: класс, стулья, доска, ручки и тетради для записи, компьютер, проектор.
Ожидаемые результаты:
Познавательные УУД:
- уметь работать с информацией
- применять различные способы и методы запоминания, работы с текстом
- знать свои психологические особенности, уровень тревожности и компетенции в подготовке к экзамену
- учиться анализировать свои поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)
Личностные УУД:
- оценивать свои поступки, выбирать, как поступить
- адекватно оценивать уровень своих знаний и умений
- осознавать важность саморазвития
- осознавать свои эмоции, черты характера (знать, использовать свои слабые и сильные стороны при подготовке и сдаче экзамена)
- осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов, готовность к эмоциональному принятию результатов
Регулятивные УУД:
- правильно поставить перед собой задачу
- составлять план самоизменения
- способность к самомотивации, саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, мышления
- способность к самоорганизации и самоконтролю
Коммуникативные УУД:
- формулировать свое собственное мнение и позицию
- выражать свои мысли, чувства
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение
Диагностика:
Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)
Календарно-тематический план 9 класс
№ | Название темы | Содержание | Кол-во часов |
1. | Вводное | 1.Вводное слово о целях и формате занятий 2. Беседа «Мое ближайшее будущее» (планирование, альтернативы) 3. Игра в ассоциации: 1 - «Если ОГЭ – это мебель/одежа/погода\машина – то, какая?», 2 – «Ассоциации со словом «ОГЭ». | 1 |
2. | «Экзамен – это стресс» | 1.Мини-лекция «О тревожности» 2.Мини-лекция+мозговой штурм «Стресс. Саморегуляция. Позитивное мышление» 3. Короткометражка о важности позитивного мышления | 2 |
3. | Как готовиться к экзамену | 1. Память и приемы запоминания, методы работы с текстом 2. Материалы сайта «Максимум» 3. «Мистер Бин на экзамене» | 1 |
4. | Заключительное | Диагностика «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой): самодиагностика, обсуждение | 1 |
Всего: | 5 часов |
Календарно-тематический план 11 класс
№ | Название темы | Содержание | Кол-во часов |
1. | Вводное | 1.Вводное слово о целях и формате занятий. 2.Беседа «Мое ближайшее будущее» (планирование, альтернативы). 3. Беседа «Как правильно выбрать вуз?». 4. Стратегии подготовки к экзаменам (выбор направления профессиональной подготовки и выбор предметных экзаменов). (Материалы сайта «Максимум») | 1 |
2. | Экзамен – это стресс | 1. Игра в ассоциации: 1 - «Если ЕГЭ – это мебель/одежда/погода/машина и т.дж. – то, какая?», 2 – «Ассоциации со словом «ЕГЭ». 2. Мини-лекция «Тревожность. Стресс». 3.Приемы волевой мобилизации и совладания со своими чувствами. 4. Фрагмент мультфильма «Тролли» (песня Розочки). 5. Приемы релаксации и снятия напряжения. 6. Аудиорассказ В.Арнева «Новый Гутенберг». | 2 |
3. | Как готовиться к экзамену | 1. Память и приемы запоминания, методы работы с текстом. 2. Фрагмент видеолекции Т. Черниговской «Как научить мозг учиться?» | 1 |
4. | Заключительное | Диагностика «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой): самодиагностика, обсуждение | 1 |
Всего: | 5часов |
Список методической литературы
- Л.Ф. Анн Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер, 2007.
- М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
- Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.
- Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 8/2006 .
- Журнал «Справочник заместителя директора». - 2009 , № 4.
- Аудиорассказ В.Арнева «Новый Гутенберг» http://mds-club.ru/cgi-bin/index.cgi?r=84&lang=rus&sbr=2&user=920&filter=3&article=0&posits=0&sortby=20&search=
- Видеоматерилы: «Мистер Бин на экзамене»: www.youtube.com, «Как научить мозг учиться?»: http://emosurf.com/post/2388, «Короткометражка о важности позитивного мышления»: https://www.youtube.com/watch?v=rdpnDWpgPJ0, фрагмент мультфильма «Тролли» 2016 год (песня Розочки) https://www.youtube.com/watch?v=goMN5bCiVeo
- http://online.maximumtest.ru/online-course-schedule (сайт «Максимум»)
СОГЛАСОВАНО Директор МБОУ ЦППМС «Мытищинский» ______________/ Бочева Н.А./ « _» ________________20___г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _____________/ Федорова Е.В../
« __» _______________20__г. |
Календарно-тематический план
по программе «Психологическая подготовка выпускников к прохождению итоговой аттестации»
9 класс, 2017-2018 уч.г.
№ | Название темы | Содержание | Кол-во часов | Классы | |||||
9а | 9б | 9в | 9г | 9д | |||||
1. | Вводное | 1.Вводное слово о целях и формате занятий. 2. Беседа «Мое ближайшее будущее» (планирование, альтернативы). 3. Игра в ассоциации: 1 - «Если ОГЭ – это мебель/одежа/погода\машина – то, какая?», 2 – «Ассоциации со словом «ОГЭ». | 1 | ||||||
2. | «Экзамен – это стресс» | 1.Мини-лекция «О тревожности». 2.Мини-лекция+мозговой штурм «Стресс. Саморегуляция. Позитивное мышление». 3. Короткометражка о важности позитивного мышления. | 2 | ||||||
3. | Как готовиться к экзамену | 1. Память и приемы запоминания, методы работы с текстом. 2. Материалы сайта «Максимум». 3. Видеофильм «Мистер Бин на экзамене». | 1 | ||||||
4. | Заключительное | Диагностика «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой): самодиагностика, обсуждение | 1 | ||||||
Всего: | 5 часов |
1. Л.Ф. Анн Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер, 2007.
2. М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
3. Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.
4. Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 8/2006
5. Журнал «Справочник заместителя директора». - 2009 , № 4.
7. Видеоматерилы: «Мистер Бин на экзамене»: www.youtube.com, Короткометражка о важности позитивного мышления: https://www.youtube.com/watch?v=rdpnDWpgPJ0
8. http://online.maximumtest.ru/online-course-schedule
(сайт «Максимум»)
Календарно-тематический план
по программе «Психологическая подготовка выпускников к прохождению итоговой аттестации»
11 класс, 2017-2018 уч.г.
№ | Название темы | Содержание | Кол-во часов | 11а |
1. | Вводное | 1.Вводное слово о целях и формате занятий. 2.Беседа «Мое ближайшее будущее» (планирование, альтернативы). 3. Беседа «Как правильно выбрать вуз?». 4. Стратегии подготовки к экзаменам (выбор направления профессиональной подготовки и выбор предметных экзаменов). (Материалы сайта «Максимум») | 1 | |
2. | Экзамен – это стресс | 1. Игра в ассоциации: 1 - «Если ЕГЭ – это мебель/одежда/погода/машина и т.дж. – то, какая?», 2 – «Ассоциации со словом «ЕГЭ». 2. Мини-лекция «Тревожность. Стресс». 3.Приемы волевой мобилизации и совладания со своими чувствами. 4. Фрагмент мультфильма «Тролли» (песня Розочки). 5. Приемы релаксации и снятия напряжения. 6. Аудиорассказ В.Арнева «Новый Гутенберг». | 2 | |
3. | Как готовиться к экзамену | 1. Память и приемы запоминания, методы работы с текстом. 2. Фрагмент видеолекции Т. Черниговской «Как научить мозг учиться?» | 1 | |
4. | Заключительное | Диагностика «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой): самодиагностика, обсуждение | 1 | |
Всего: | 5 часов |
- Л.Ф. Анн Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер, 2007.
- М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
- Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.
- Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 8/2006 .
- Журнал «Справочник заместителя директора». - 2009 , № 4.
- Аудиорассказ В.Арнева «Новый Гутенберг» http://mds-club.ru/cgi-bin/index.cgi?r=84&lang=rus&sbr=2&user=920&filter=3&article=0&posits=0&sortby=20&search=
- Видеоматерилы: «Как научить мозг учиться?»: http://emosurf.com/post/2388, фрагмент мультфильма «Тролли» 2016 год (песня Розочки) https://www.youtube.com/watch?v=goMN5bCiVeo
- http://online.maximumtest.ru/online-course-schedule (сайт «Максимум»)
[2] Журнал: Справочник заместителя директора. - 2009 , № 4.