Программа подготовки к ГИА, 9, 11 класс

Атаньязова Виктория Александровна

Цель – формирование эмоциональной устойчивости у учащихся 9, 11 классов в стрессовой ситуации экзамена.

Сроки реализации программы: данная программа составлена на один учебный год, включает 5 занятий по 45 минут для обучающихся 9 и 11 классов. Занятия могут  проводиться 1 раз в четверть в течение года или 1 раз в неделю во втором учебном полугодии, заключительное занятие - диагностическое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k_ekzamenam_911_klass.docx48.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31"

г.о. Мытищи Московская область

141021, Московская область, г.о.Мытищи, улица Борисовка, строение 6, тел: 8 (498) 750 02 92

                                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №31

_____________/ Качалова М.Н./

                                                                                               « __ »   ______20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Психологическая подготовка выпускников к прохождению итоговой аттестации» -

(9,11 классы)

Составлена на основе программы М.Ю.Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ»

Срок реализации программы – 1 год

Разработчик программы педагог-психолог

Телешко В.А.

г. Мытищи

2016 год


Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями

Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы), Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; 

Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ-СОШ №31;

Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 31.

Разработана на основе программы М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями», программы Е. Чеботаревой «Как психологически подготовиться к сдаче единого государственного экзамена»[1], программы  А.Ю. Барышева «Скорая помощь»[2].

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ (ОГЭ) трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что тестовая  форма экзамена появилась  сравнительно недавно и, ввиду внедрения, каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. На  сегодняшний  день  имеется достаточное  количество  материалов,  обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к экзаменам. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между  тем,  при отсутствии  психологической  подготовки,  нередко  бывает  так,  что  выпускник  знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями,  не  умеет  контролировать  и  регулировать  свою  деятельность,  не  владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры итоговой аттестации.

Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ и 9 классов – к ОГЭ. Психологическая готовность к экзамену – сформированность необходимых познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных качеств учащихся (владение способами самомотивации, саморегуляции, самооценки; способность к самоорганизации и самоконтролю; стабилизация эмоционального состояния для решения экзаменационных задач; умение  правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, уметь работать с информацией, применять различные способы запоминания, методы работы с текстом и т.д.).

Данная программа включает в себя и просвещение, и отработку полученных навыков, самодиагностику уровня тревожности и  компетенции в подготовке к итоговой аттестации, а также  элементы тренинга и  арт-терапии.  

Цель – формирование эмоциональной устойчивости у учащихся 9, 11 классов в стрессовой ситуации экзамена.

Задачи:

- актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к экзаменам;

- обучение способам релаксации, снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

- обучение способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции;

- самодиагностика своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ (ОГЭ);

- обучение способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей;

-  обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;

- обучение приемам активного запоминания, методам работы с текстом.

Участники: выпускники 9-ых и 11-ых классов.

Сроки реализации программы: данная программа составлена на 2017-2018учебный год, включает 5 занятий по 45 минут для обучающихся 9 и 11 классов. Занятия могут  проводиться 1 раз в четверть в течение года или 1 раз в неделю во втором учебном полугодии, заключительное занятие - диагностическое.

           Основные формы занятий: занятия в форме тренинга.

           Методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения.    

           Оборудование и материалы: класс, стулья, доска, ручки и тетради для записи, компьютер, проектор.

           Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД:

- уметь работать с информацией

- применять различные   способы и методы  запоминания, работы с текстом

- знать  свои психологические особенности, уровень тревожности и компетенции в подготовке к экзамену

- учиться анализировать свои поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)

Личностные  УУД:

- оценивать свои поступки, выбирать, как поступить

- адекватно оценивать уровень своих знаний и умений

- осознавать важность саморазвития

- осознавать свои эмоции, черты характера (знать, использовать свои слабые и сильные стороны при подготовке и сдаче экзамена)

- осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов, готовность к эмоциональному принятию результатов

Регулятивные УУД:

- правильно поставить перед собой задачу

- составлять план самоизменения

- способность к самомотивации, саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, мышления

- способность к самоорганизации и самоконтролю

Коммуникативные УУД:

- формулировать свое собственное мнение и позицию

- выражать свои мысли, чувства

- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение

Диагностика:

Анкета  «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)

                              Календарно-тематический план 9 класс


п/п

Название темы

Содержание

Кол-во часов

1.

Вводное

1.Вводное слово о целях и формате занятий

2. Беседа «Мое ближайшее будущее» (планирование, альтернативы)

3. Игра в ассоциации: 1 - «Если ОГЭ – это мебель/одежа/погода\машина – то, какая?», 2 – «Ассоциации со словом «ОГЭ».

1

2.

«Экзамен – это стресс»

1.Мини-лекция «О  тревожности»

2.Мини-лекция+мозговой штурм «Стресс. Саморегуляция. Позитивное мышление»

3. Короткометражка о важности позитивного мышления

2

3.

Как готовиться к экзамену

1. Память и приемы запоминания, методы работы с текстом

2. Материалы сайта «Максимум»

3. «Мистер Бин на экзамене»

1

4.

Заключительное

Диагностика «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой): самодиагностика, обсуждение

1

Всего:

5 часов

                           Календарно-тематический план 11 класс


п/п

Название темы

Содержание

Кол-во часов

1.

Вводное

1.Вводное слово о целях и формате занятий.

2.Беседа «Мое ближайшее будущее» (планирование, альтернативы).

3. Беседа «Как правильно выбрать вуз?».

4. Стратегии подготовки к экзаменам (выбор направления профессиональной  подготовки и выбор предметных экзаменов).

(Материалы сайта «Максимум»)

1

2.

Экзамен – это стресс

1. Игра в ассоциации: 1 - «Если ЕГЭ – это мебель/одежда/погода/машина и т.дж. – то, какая?», 2 – «Ассоциации со словом «ЕГЭ».

2. Мини-лекция «Тревожность. Стресс».

3.Приемы волевой мобилизации и совладания со своими чувствами.

4. Фрагмент мультфильма «Тролли» (песня Розочки).

5. Приемы релаксации и снятия напряжения.

6. Аудиорассказ  В.Арнева «Новый Гутенберг».

2

3.

Как готовиться к экзамену

1. Память и приемы запоминания, методы работы с текстом.

2. Фрагмент видеолекции Т. Черниговской «Как научить мозг учиться?»

1

4.

Заключительное

Диагностика «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой): самодиагностика, обсуждение

1

Всего:

5часов

                              Список методической литературы

  1. Л.Ф. Анн Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер, 2007.
  2. М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
  3. Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.
  4. Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 8/2006 .
  5. Журнал «Справочник заместителя директора». - 2009 , № 4.
  6. Аудиорассказ  В.Арнева «Новый Гутенберг» http://mds-club.ru/cgi-bin/index.cgi?r=84&lang=rus&sbr=2&user=920&filter=3&article=0&posits=0&sortby=20&search=
  7. Видеоматерилы: «Мистер Бин на экзамене»: www.youtube.com,  «Как научить мозг учиться?»: http://emosurf.com/post/2388, «Короткометражка о важности позитивного мышления»: https://www.youtube.com/watch?v=rdpnDWpgPJ0, фрагмент мультфильма «Тролли» 2016 год (песня Розочки) https://www.youtube.com/watch?v=goMN5bCiVeo
  8. http://online.maximumtest.ru/online-course-schedule (сайт «Максимум»)

       

СОГЛАСОВАНО

Директор МБОУ ЦППМС «Мытищинский»

______________/ Бочева Н.А./

« _»  ________________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_____________/ Федорова Е.В../

 

« __»  _______________20__г.

Календарно-тематический план

по программе  «Психологическая подготовка выпускников к прохождению итоговой аттестации»

9 класс, 2017-2018 уч.г.


п/п

Название темы

Содержание

Кол-во часов

Классы

1.

Вводное

1.Вводное слово о целях и формате занятий.

2. Беседа «Мое ближайшее будущее» (планирование, альтернативы).

3. Игра в ассоциации: 1 - «Если ОГЭ – это мебель/одежа/погода\машина – то, какая?», 2 – «Ассоциации со словом «ОГЭ».

1

2.

«Экзамен – это стресс»

1.Мини-лекция «О  тревожности».

2.Мини-лекция+мозговой штурм «Стресс. Саморегуляция. Позитивное мышление».

3. Короткометражка о важности позитивного мышления.

2

3.

Как готовиться к экзамену

1. Память и приемы запоминания, методы работы с текстом.

2. Материалы сайта «Максимум».

3. Видеофильм «Мистер Бин на экзамене».

1

4.

Заключительное

Диагностика «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой): самодиагностика, обсуждение

1

Всего:

5 часов

1.        Л.Ф. Анн Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер, 2007.

2.        М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.

3.        Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.

4.        Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 8/2006

5.        Журнал «Справочник заместителя директора». - 2009 , № 4.

7.        Видеоматерилы: «Мистер Бин на экзамене»: www.youtube.com, Короткометражка о важности позитивного мышления: https://www.youtube.com/watch?v=rdpnDWpgPJ0

8.        http://online.maximumtest.ru/online-course-schedule

 (сайт «Максимум»)

            Календарно-тематический план

по программе  «Психологическая подготовка выпускников к прохождению итоговой аттестации»

                                                           11 класс, 2017-2018  уч.г.


п/п

Название темы

Содержание

Кол-во часов

          11а

1.

Вводное

1.Вводное слово о целях и формате занятий.

2.Беседа «Мое ближайшее будущее» (планирование, альтернативы).

3. Беседа «Как правильно выбрать вуз?».

4. Стратегии подготовки к экзаменам (выбор направления профессиональной  подготовки и выбор предметных экзаменов).

(Материалы сайта «Максимум»)

1

2.

Экзамен – это стресс

1. Игра в ассоциации: 1 - «Если ЕГЭ – это мебель/одежда/погода/машина и т.дж. – то, какая?», 2 – «Ассоциации со словом «ЕГЭ».

2. Мини-лекция «Тревожность. Стресс».

3.Приемы волевой мобилизации и совладания со своими чувствами.

4. Фрагмент мультфильма «Тролли» (песня Розочки).

5. Приемы релаксации и снятия напряжения.

6. Аудиорассказ  В.Арнева «Новый Гутенберг».

2

3.

Как готовиться к экзамену

1. Память и приемы запоминания, методы работы с текстом.

2. Фрагмент видеолекции Т. Черниговской «Как научить мозг учиться?»

1

4.

Заключительное

Диагностика «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой): самодиагностика, обсуждение

1

Всего:

5 часов

  1. Л.Ф. Анн Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер, 2007.
  2. М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
  3. Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.
  4. Журнал «Школьный психолог» издательского дома "Первое сентября" № 8/2006 .
  5. Журнал «Справочник заместителя директора». - 2009 , № 4.
  6. Аудиорассказ  В.Арнева «Новый Гутенберг» http://mds-club.ru/cgi-bin/index.cgi?r=84&lang=rus&sbr=2&user=920&filter=3&article=0&posits=0&sortby=20&search=
  7. Видеоматерилы: «Как научить мозг учиться?»: http://emosurf.com/post/2388, фрагмент мультфильма «Тролли» 2016 год (песня Розочки) https://www.youtube.com/watch?v=goMN5bCiVeo
  8. http://online.maximumtest.ru/online-course-schedule (сайт «Максимум»)

 


[1]Газета: Школьный психолог № 8/2006 . 

[2] Журнал: Справочник заместителя директора. - 2009 , № 4.