Родительское собрание "Роль семьи в раскрытии детской одаренности"

Родительское собрание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль семьи в раскрытии детской одаренности»

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными

                                                                     и талантливыми? Тогда помогите им сделать  

                                                                      первые шаги по ступенькам творчества, но…    

                                                                  не опаздывайте, и помогая… думайте сами          

Б.П. Никитин

        Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого – то награждает больше, а кого- то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Поэтому большинство ученых называют одаренность генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить  природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант.

Одаренность ребенка может быть совершенно очевидной, проявить себя очень ярко. Примеров, вошедших в историю не счесть – Моцарт, Ломоносов. Такие дети видны сразу, именно о них говорят, что они одаренны от Бога. К сожалению, распространенное мнение родителей, что раз ребенок одарен, то его таланты будут проявляться всю жизнь, является одним из многих мифов, которым обросло понятие одаренности. Очень часто ребенок заканчивает школу… и его таланты исчезают.

То есть явная одаренность может быть на всю жизнь, а может быть возрастной. В последнем случае отдельные психические функции и системы в определенном возрасте оказывают развитыми лучше, чем у других детей, но впоследствии все это уравнивается.

Вторая  группа – дети со скрытой, не проявленной одаренностью. Например, ребенок может быть одарен в шахматах. А в детском саду или в школе шахматам не учат. Поэтому, чтобы одаренность проявилась, он должен попасть в дом детского творчества, где есть шахматный кружок. Или хотя бы дома, или во дворе увидеть шахматы, в противном случае его одаренность не проявится.

Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что для их ребенка характерно:

  • высокий энергетический уровень;
  • моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных потребностей;
  • зрение нестабильно;
  • отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
  • большой словарный запас, к тому же ребенок любит и может изобретать собственные слова;
  • ребенок остро чувствует все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
  • ребенок способен воспринимать связи между предметами и явлениями и делать собственные выводы;
  • ребенок может следить за несколькими предметами одновременно и склонен активно исследовать все окружающее;
  • ребенок предпочитает сам долго искать ответ на интересующий его вопрос и не всегда воспринимает уже готовое родительское решение;
  • у ребенка повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;
  • ребенок может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным или наскучило;
  • опережающее развитие восприятие обнаруживает в ребенке обостренное чувство справедливости, он остро реагирует на несправедливость и предъявляет высокие требования к себе и окружающим;
  • он обладает богатой фантазией и воображением, придумывает себе образы братьев и сестер, друзей и врагов;
  • ребенка отличает чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
  • ему недостает энергетического баланса, он нетерпелив;
  • для него характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
  • нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у ребенка трудностей в общении со сверстниками и т.д.

все это подтверждает наличие одаренности у ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

И.П. Павлов писал, что «дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще  родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало , то и в ответ можно будет увидеть любовь.

Психологами разных стран проводилось много исследований о влиянии среды на развитие детского интеллекта. Хорошо, если эта среда красочна, насыщена разными оттенками цветов, много ярких игрушек, привлекательная мебель – ведь именно такое окружение стимулирует интеллект всех детей, а одаренных в особенности. Конечно, во всем нужна мера, гибкое чередование, благоприятное сочетание. Здесь необходимы хороший вкус, этичность и творческие импульсы родителей. Здесь нужны источники благотворного влияния. Ведь главная задача в семье – пробудить у ребенка живой интерес.

   А чтобы вызвать этот интерес, важно создать необходимые условия. Например, для того, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточное количество красок, бумаги, карандашей.  Конечно, интерес со временем к чему-то одному быстро пропадает. Перевешивает любопытство. Оно безгранично. И здесь нужна вдумчивая коррекция, исследовательская манера и заботливое долготерпение родителей.

     Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:

а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;

б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

Поэтому воспитание одаренного ребенка должно начинаться с самообучения родителей.

Одним из доминирующих личностных качеств одаренного ребенка является любопытство. Швейцарский педагог Жан Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия.  Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

    С возрастом любопытство у ребенка приобретает новые качества. Все, что в поле зрения, рождает вопросы, которые становятся все более «технологическими». Это сочетается с богатым воображением ребенка. Он делает свои собственные выводы из случайных фактов, при этом все связывает с собой. Он не очень пока разбирается, где кончается реальное и начинается нереальное. Он общителен, весь в фантастических приключениях и действиях. Ему очень нравится, когда родители с ним занимаются, по-дружески беседуют. Но родителям необходимо создавать условия для свободного общения одаренного ребенка и с детьми более старшего возраста, и с другими взрослыми, так как растущий интерес ребенка может быть удовлетворен более сильным источником информации.

    Одаренные дети, имеющие яркое воображение, боятся темноты. Здесь убеждения должны быть не словесными, а поведенческими. Родителям не надо смеяться ребенком, проявлять нетерпение. Сначала надо его выслушать, дать почувствовать, что они хотят его понять и абсолютно убеждены, что ребенку ничего не угрожает. С ним надо быть в это время поласковее и напоминать ему, что его любят и смогут защитить. Необходимо обеспечить ребенку насыщенную, интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми. Чем больше ребенок поглощен играми и планами на будущее, тем меньше он будет думать о своих внутренних страхах. Дверь в его комнату должна быть приоткрытой, нужна обстановка полумрака, которая постоянно бы расковывала ребенка от ощущения страха перед темнотой. Все это родители должны подкреплять созданием таких ситуаций, которые глубоко захватили бы ребенка, заставили бы работать его мысль, напрячь память, тренировать волю, поступать смело (подвижные игры, настольные и т.д.). Очень помогает в этом направлении занятие спортом (бег, прогулки, упражнения  и т.д.).

Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаляет волю.

       Для родителей очень важно сохранить в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах.  Необходимо создать безопасную и прочную психологическую базу в его творческих полетах, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривать ребенка, когда он загрустил или потерял веру в свои возможности. Нужно найти слова поддержки в его новых творческих начинаниях, стараться избегать критиковать первые опыты, какими бы неудачными они не были. Родители должны понимать, что теплота и ласка, которыми окружен ребенок, лежат в основе привязанности ребенка к родителям, поэтому не стоит скупиться на эти чувства.  

    Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения в конечном счете зависят от того, как эта личность разовьется. Родители- главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.  

В заключение, хотелось бы процитировать Н. Роджерса,  который предлагает  родителям, воспитывающим одаренных детей, настроиться следующим образом.

  1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
  2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
  3. Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
  4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду подталкивать тебя силой.
  5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом скажу тебе прямо, скажу «прости».