Методическая разработка "Рисунок в круге"

Живило Наталья Юрьевна

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с использованием арт-терапии для педагогов по теме «Рисунок в круге». Разработка включает материалы, включающие представление о методе «мандала», упражнение для его практического использования и рекомендации по применению для профилактики эмоционального выгорания педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_mandala_sayt.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Центр дополнительного образования «Алые паруса»

Методическая разработка практического занятия  для педагогических работников «Рисунок в круге»

Составитель:

Н.Ю. Живило, педагог-психолог

МБУДО ЦДО «Алые паруса»

Новосибирск, 2018


Тема практического занятия:  «Рисунок в круге».

Цель: способствовать профилактике эмоционального выгорания педагогических работников. 

Задачи:

  • познакомить участников с методом «мандала»;
  • создать ситуацию релаксации у участников практикума;
  • получить новый опыт и отработать навык применения метода.

Форма занятия: практическое занятие.

Участники: педагогические работники ЦДО «Алые паруса».

Продолжительность: 1,5 часа.

Необходимые материалы: бумага формата А3, цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, кисти, баночки с водой.

Технические средства: портативная колонка для музыкального сопровождения занятия.

Структура занятия

№ п/п

Этап

Задачи

Содержание

1.

Вводная часть

– создание благоприятной и доверительной атмосферы

  1. Приветствие участников практикума.
  2. Знакомство с темой занятия.

2.

Теоретическая часть

– познакомить участников с методом «мандала»

  1. Мини-лекция «Мандалы в культуре и арт-терапии».

3.

Практическая часть

– отработка навыка применения метода «мандала»

  1. Рисование мандалы.

4.

Заключительная часть

– создание условий для презентации участниками своих рисунков

  1. Обсуждение готовых рисунков, знакомство с интерпретацией.

Литература

  1. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Издательство: Речь, 2002.
  2. Ковалева В. Магия Мандалы. http://thelib.ru/books/kovaleva_valentina/magiya_mandaly-read.html
  3. Мастер-класс для педагогов: «Техника медитативного рисунка «Мандала». https://infourok.ru/master-klass-dlya-pedagogov-tehnika-meditativnogo-risunka-mandala-1545086.html
  4. Цайри А., Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. – Газета «Школьный психолог», февраль 2007, №4 (386).


Модель практического занятия

№ п/п

Этап занятия

Прием

Деятельность педагога-психолога/участников занятия

Речевые формулы

1.

Вводная часть

(5 минут)

  1. Приветствие.
  2. Постановка цели занятия.

Педагог-психолог приветствует участников практикума

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы познакомимся с арт-терапевтическим методом «Мандала». Я расскажу о том, что такое мандала, особенности использования метода в психологии, а затем мы поработаем с собственным опытом и обсудим, что получилось. Наше занятие будет длиться 1,5 часа.

2.

Теоретическая часть  (10 минут)

Мини-лекция «Мандалы в культуре и арт-терапии».

Педагог-психолог знакомит участников с целями использования мандалы

Архетипический символ – мандала, передаётся со времён древних цивилизаций из поколения в поколение. Мандала - термин восточный, и сейчас он общепринят. Но найти этот символ можно в любой культуре. Люди создают мандалы уже на протяжении 20 тысячелетий.

         Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита «круг». Вместе с тем в композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадраты, треугольники, овалы и др.

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Мандалы находили в жилищах, хижинах, в пещерах.

Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз – мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса, компас, снежинка под микроскопом – и радужка человеческого глаза – также мандалы. 

Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. 

Первым, кто стал использовать мандалы в психологии, был Карл Густав Юнг. По Юнгу, мандала является архетипическим символом совершенства человека, через который можно приблизиться к состоянию внутренней гармонии и красоты. В настоящее время множество психологов подхватило идею использования мандалы в направлении арт-терапии.

Как сейчас считают психологи, все беспокойства и душевные трудности происходят из-за нехватки единства или из-за потери собственного центра. Творческая работа с мандалами из-за их концентрической структуры привносит нужную энергию для восстановления сил и спокойствия.

Когда можно использовать мандалы:

  • невозможность сосредоточиться на чем-то
  • слишком частые ошибки в работе
  • ухудшение памяти
  • слишком часто возникает чувство усталости
  • мысли часто улетучиваются
  • довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  • повышенная возбудимость
  • работа не представляет прежней радости
  • потеря чувства юмора
  • постоянное ощущение недоедания
  • пропадает аппетит, потерян вкус к еде
  • невозможность вовремя закончить работу

Таким образом, мандалы можно использовать для снижения уровня стресса и психоэмоционального напряжения. Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость и отношение к этой ситуации.

3.

Практическая часть

(60 минут)

Рисование

Участники практикума рисуют собственные мандалы.

Инструкция: «Возьмите большой лист ватмана (А1), тарелку не меньше 27 см в диаметре и простой карандаш. Обведите тарелку по контуру.

Затем возьмите цветные карандаши, пастельные мелки или акварель. Найдите центр Вашего круга, выберите один цвет, который Вам нравится больше всего в данный момент, и нарисуйте этим цветом что-нибудь. Затем сосредоточьтесь на некоторое время на этой части изображения. И она подскажет Вам – что рисовать дальше. А дальше – рисуйте, что хотите. Фигуры людей и животных, абстрактные геометрические фигуры, мазки, прямые и волнистые линии – создавайте шедевр, ничем себя не ограничивая, в пределах круга».

Участники рисуют под музыку для релаксации.

4.

Заключительная часть (15 минут)

Рефлексия.

Подведение итогов.

Рефлексия. Обсуждение чувств, ощущений участников. Обсуждение готовых рисунков, интерпретация по стадиям архетипического круга Джоан Келлог.