ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОКУСО «КУРСКИЙ СПРЦ»

Чубарова Елена Николаевна

Презентация опыта работы ОКУСО "Курский СПРЦ" в рамках круглого стола "Региональные практики и проблемы социальной интеграции и реабилитации лиц с инвалидностью и семей, воспитывающих детей-инвалидов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное учреждение социального обслуживания

«Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»

Выступление

на тему:

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОВЗ И

ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОКУСО «КУРСКИЙ СПРЦ»

Круглый стол «Региональные практики и проблемы социальной интеграции и реабилитации лиц с инвалидностью и семей, воспитывающих детей-инвалидов»

Место проведения: Курский государственный университет

Выступление подготовила: Чубарова Елена Николаевна, педагог-психолог ОКУСО «Курский СПРЦ»

Добрый день уважаемые коллеги. Я представляю «Курский социальный профессионально-реабилитационный центр». Это специализированное учреждение с богатой многолетней историей, которое было открыто еще в 1943 году для инвалидов ВОВ. С тех пор произошло много изменений, но по-прежнему мы работаем с инвалидами и лицами с ОВЗ.

С февраля 2015 года  учреждение получило новый статус – статус реабилитационного центра. В настоящее время Курский социальный профессионально-реабилитационный центр – это современное учреждение, оказывающее социальные и образовательные услуги инвалидам  (80%  от общего числа обучающихся) и гражданам с ограниченными возможностями здоровья (20%) в возрасте от 15 лет и старше. Особую категорию обучающихся составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (20% от общего числа обучающихся) Обучение, проживание, питание гражданам предоставляется бесплатно, выплачивается стипендия.

В реабилитационном центре можно получить профессиональную подготовку по следующим профессиям – «Обувщик по ремонту обуви» (срок обучения 2 года) «Оператор швейного оборудования» (срок обучения 2 года), «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» (срок обучения 10 месяцев).

В связи с реорганизацией, в структуре учреждения произошли изменения. Были выделены два отделения – отделение профессиональной реабилитации и отделение социальной реабилитации.

        Хочу подробнее остановиться на работе отделении профессиональной реабилитации.

Цель отделения: профессиональная реабилитация инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальных условиях для профессионального обучения.

        В Центр зачисляются граждане, предоставившие пакет документов, в том числе, подтверждающих статус инвалида или лица с ОВЗ с рекомендациями о возможности обучения.

        Весь учебно-воспитательный процесс построен с учетом особенностей обучающихся:

- пятидневная учебная неделя;

- длительность одного занятия 40 минут;

- наполняемость учебных групп от 8 до 12 человек;

- работа по адаптивным образовательным программам;

- чередование теоретических и практических занятий;

- групповые сеансы релаксации в дни учебной практики;

- коррекционно-развивающая направленность всего процесса обучения,

- дозированная подача учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

- организация деятельности сотрудничества в малых группах;

- доступность учебного материала, его связь с практикой.

        Процесс профессиональной реабилитации в СПРЦ включает в себя:

  1. Теоретические занятия по спецдисциплинам.
  2. Учебная практика (занятия производственной практикой в учебных мастерских учреждения).
  3. Производственная практика на предприятиях.
  4. Квалификационный экзамен.

Теоретические занятия по спец.дисциплинам.

Обучение любой профессии начинается с изучения основ специальных дисциплин. Именно теоретические знания являются фундаментом для последующего практического освоения профессиональных навыков. Обучающиеся Центра получают знания о правилах техники безопасности, об оборудовании, материалах, технологии изготовления швейных и обувных изделий, различных видах программного обеспечения, об условиях труда и основах производственной деятельности.

Значительно облегчают процесс усвоения знаний и делают материал более наглядным использование мультимедийные средства обучения. Каждый класс в учреждении оборудован проектором, экраном, акустической системой, наглядно-практическими пособиями: механизмы швейных машин, образцы швейного оборудования в разрезе, комплекты электронных конструкторов ЗНАТОК для практических занятий по «Основам электротехнике», «Основам электроники и схемотехники».

Учебная практика (занятия производственной практикой в учебных мастерских учреждения)

Целью учебной практики в мастерских является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности. Современное оборудование учебных мастерских соответствует всем требованиям и нормам.

Производственная практика на предприятиях

Производственная практика обучающихся в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта является важнейшей составной частью подготовки кадров и проводится на предприятиях и организациях различных форм собственности.

Целью производственной практики является закрепление знаний, полученных обучающимися в процессе обучения, а также овладение производственными навыками. Курский СПРЦ сотрудничает со следующими предприятиями города Курска и области – ООО «Учебно-производственное предприятие Всероссийского общества инвалидов», ООО «Швейплюс», ООО «Эго», ИП Киева Г.И. г. Льгова, малое швейное предприятие ИП Тутова, Имидж-ателье «Дом моды Чернявских» (ул. Советская), ООО ТПК «Даримир» (изготовление детской одежды), ИП Дюков Д.В. швейное предприятие «Емае», ИП Зайцева К.Л. швейное предприятие (изготовление женской одежды), частные обувные мастерские.

Квалификационный экзамен

Выпускной квалификационный экзамен является межпредметным комплексным заданием и заключительным этапом обучения, позволяющим оценить уровень подготовленности выпускника по соответствующей профессии. Экзамен позволяет выявить уровень подготовки выпускников и присвоить соответствующий разряд.

После получения свидетельства о профессиональной подготовке по той или иной профессии перед выпускниками встает достаточно серьезная проблема - проблема трудоустройства.

Инвалиды и лица с ОВЗ испытывают ряд трудностей при трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели отказываются принимать их на работу в связи с лишними затратами, психологическими особенностями инвалидов, необходимостью лечения, отсутствием возможности привлечения их к сверхурочным работам.

Наше учреждение, по возможности, способствует трудоустройству выпускников или регистрации их на бирже труда. Чаще всего, при прохождении производственной практике на предприятиях обучающимся, которые показали себя способными, ответственными работниками предлагают остаться на данном рабочем месте. Администрация поддерживает связь с работодателями (в основном по городу Курску) и может рекомендовать выпускника на вакантное рабочее место.