Роль школы в социализации ребёнка с ОВЗ

Безуглова Анна Андреевна

В данной работе проанализирована роль педагогов школы в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью статьи является исследование условий социализации «особых» детей и определение роли родителей, педагогов и специалистов  школы в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_shkoly_v_sotsializatsii_rebyonka_s_ovz.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Безуглова А.А.

Bezuglova A.A.

Роль школы в социализации ребёнка с ОВЗ

The role of the school in socializing a child with HIA

         Аннотация. В данной работе проанализирована роль педагогов школы в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

         Annotation: In this paper, the role of school teachers in the socialization of students with disabilities is analyzed.

        Ключевые слова: социализация, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья.

        Keywords: socialization, inclusive education, limited health opportunities.

        Постановка проблемы. На этапе развития современной школы происходят существенные изменения в парадигме обучения детей. Одним из следствий данного процесса является внедрение инклюзивного образования, главной целью которого является успешная социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Научная проблема исследования. Определить роль педагогов и специалистов социально-психологической службы в социализации учащихся с ОВЗ.

       Целью статьи является исследование условий социализации «особых» детей и определение роли родителей, педагогов и специалистов  школы в этом процессе.

Основное изложение материала. Данные Всемирной организации здравоохранения  свидетельствуют, что каждый десятый ребёнок в мире имеет инвалидность, которая  приводит к значительному ограничению жизнедеятельности, социальной дезадаптации, затруднениям в самообслуживании, общении, обучении и овладении профессиональными навыками.

Социализация – это процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Процесс социализации актуален во всех сферах жизнедеятельности человека. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья социализация особенно важна. Школа -  это один из важнейших  социальных  институтов, в котором ребёнок получает определённые знания, умения, навыки, проживает  этап  формирование  личности под  воздействием различных факторов.

Если для здорового ребёнка процесс социализация является почти естественным, то для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  вхождение  в общество – это сложная работа, занимающая достаточно длительный промежуток времени, результат которого зависит от условий, созданных  родителями, педагогами, специалистами.  

Для успешной социализации ребёнка с ОВЗ педагогам школы необходимо работать над решением  основных проблем:

- создание условий для комфортного включения  «особого» ученика  в  пространство класса, а в перспективе, школы;

- формирование  у ребёнка с ОВЗ доверия  к окружающим, поддержка у него  желания находиться в обществе.

В процессе социализации развитие личности происходит посредством решения задач, которые закономерно возникают на каждом возрастном этапе. На этапе вхождения в школьную жизнь самым актуальным вопросом является успешная адаптация ребёнка к изменившимся условиям, формирование позиции «Я  школьник» и овладение навыками учебной деятельности. К началу обучения в школе у большинства 7-летних детей происходит смена ведущей деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья «задерживаются» в дошкольном периоде и сохраняют как ведущую игровую деятельность.  Поэтому коррекционно-развивающая работа должна организовываться на уровне интересов и актуальных возможностей конкретного ребёнка.

Правильно организованная игровая деятельность помогает разрешить противоречия между желанием ребёнка  быть самостоятельным,  более активным  в жизни и своими ограниченными возможностями. Играя,  ребёнок  учится социально взаимодействовать сначала  с педагогом-психологом, а позже с остальными детьми, одноклассниками. Коллективная игровая деятельность, которую следует вводить только после овладения игрой в парах, стимулирует у ребёнка с ОВЗ развитие, как духовных, так и физических способностей, волевых качеств, определённых черт характера, формирует установки относительно себя и окружающих. Исполнение определённых ролей «заставляет» ребёнка  действовать не по желанию, а  по предписанию роли. Подчиняя свою деятельность нормам и правилам, принятым в социуме, ребёнок осознаёт их важность для установления и сохранения положительных отношений с окружающими детьми. Выполнение правил, сознательное к ним отношение   свидетельствует, о том,  как глубоко ребёнок освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Чрезвычайно важно закрепить в понимании ребёнка, что нарушение правил игры обязательно приведёт  к  её распаду. В  работе  с «особыми» детьми наблюдается  их слабое желание взаимодействовать с другими детьми, неумение общаться, договариваться, общая слабая или чрезмерно высокая активность. Игнорирование взрослыми перечисленных недостатков постепенно приводят к возникновению конфликтов.  Учитывая этот факт приоритетным направлением в работе педагога-психолога должно стать создание благоприятного психологического климата. Параллельно этому необходимо работать со страхами учащихся, повышенной тревожностью, проводить продуманное объединение  в партнёрские игровые отношения. Постепенно игровая деятельность оказывает необходимое воздействие на развивающуюся  личность ребёнка и его социализацию.

На формирующуюся личность «особого» ребёнка  значительное  влияние  оказывают  как целенаправленные коррекционно-развивающие и воспитательные  воздействия, так и различные  спонтанные, стихийные процессы, происходящие в школе.

Поэтому основными  задачами  работы педагогов с учащимся с ОВЗ  должны стать:

-  помощь  детям с ОВЗ  в развитии наблюдательности и критичности мышления;

-  максимальное развитие умения  использовать полученные знания  на практике;

- привитие навыка самостоятельности в поиске и использовании необходимых знаний.

Любой ребёнок, а особенно ребёнок с ОВЗ, вырабатывает  навык адекватного восприятия  жизни в результате разрешения определённых задач, основываясь на личном опыте. В учебной же деятельности средствами социальной адаптации могут стать дидактические игры, решения различных проблемных ситуаций, специально организованное общение, игровые ситуации и др. Систематическое использование  заданий  практической направленности  позволит значительно повысить успешность обучения детей с ОВЗ. Использование же опытно-экспериментальной формы работы (в посильном объёме) будет способствовать повышению активности учащегося, поиску необходимой информации, созданию определённого конечного продукта.  Вместе с педагогом ребёнок постепенно научится формулировать проблему, задавать правильные  вопросы, предполагать дальнейший ход событий, делать выводы и исправлять допущенные ошибки. Исследовательская деятельность, организованная в соответствиями с актуальными возможностями и особенностями ребёнка с ОВЗ,  будет постоянно активизировать и поддерживать познавательный интерес, способствовать развитию коммуникативных навыков, повышать мотивацию и самооценку учащегося. Наличие перечисленных качеств будет выступать свидетельством успешной социализации ребёнка. В перспективе подобная самостоятельность в учебной деятельности позволит каждому ученику двигаться по собственной траектории развития. Включение ребёнка с ОВЗ в работу над проектом позволит ему отработать навыки взаимодействия с остальными участниками команды, осознать значение социальных ролей в процессе работы над проблемой. Ориентированность в смысле собственных поступков и поступков окружающих чрезвычайно важна для формирования социальных и личностных компетенций. В подростковом возрасте формируется  личностное «Я» (центральная  форма  эгоидентичности).  Это время профориентационного становления,  которое  выступает одним из факторов стимулирования социализации.

Одним из немаловажных факторов  успешной социализации учащихся с ОВЗ является подготовка  к самостоятельной жизни, поддержка  и оказание  помощи на этапе  вступления во «взрослую жизнь».

Залогом успешной социализации детей является проведение масштабной и систематической работы специалистами социально-психологической службы школы по следующим направлениям:

- работа с администрацией школы;

- работа с педагогами, работающими с «особым» ребёнком;

- работа с  ребёнком с ОВЗ;

- работа  с одноклассниками учащегося с ОВЗ;

- работа с родителями ребёнка с ОВЗ;

- работа с  родителями одноклассников.

Реальную возможность учитывать природные особенности и возможности  детей указанной категории, предоставляет инклюзивное образование. Этот вид  образования  предоставляет право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Подготовка педагогов к работе с «особыми» детьми осуществляется на семинарах, конференциях, методических объединениях, курсах повышения квалификации, мастер-классах более опытных коллег и т.п.

Формирование правильного, культурного  отношения к детям с особенностями в физическом и/или психологическом развитии проводится через систему мероприятий, позволяющих обычным учащимся осознать проблемы одноклассников с ОВЗ и побудить желание принять и понять ближнего.

Первые навыки социального поведения учащиеся получают ещё в дошкольном детстве, в семье. Родители детей с ОВЗ  - достаточно сложная категория. От их установок, целей воспитания и отношения к ребёнку  зависит успех  формирования  личностных  качеств их детей. Грамотная и систематическая работа специалистов социально-психологической службы школы поможет  наладить эффективное взаимодействие родителей и педагогов школы, сделать его более продуктивным, определить пути совместной  деятельности, направленной на максимальную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители, в свою очередь, ощутив поддержку специалистов школы, станут более активными в социальном плане, объективнее оценят проблемы и возможности своих детей.

Выводы.

Таким образом, роль школы в  социализации учащихся  является чрезвычайно важной.  Результативность процесса социализации ребёнка с ОВЗ  зависит от эффективного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, целенаправленной поддержки и максимального раскрытия  потенциала учащихся в различных формах  жизнедеятельности. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ   возможна только при комплексном подходе,  учёте всех  особенностей  и факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка.

Литература

1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17

2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000. – 198 с.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.

4. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000. – 254 с.