Психологические особенности детей из семей мигрантов

Шошина Марина Владимировна
В статье рассматриваются психологические особенности детей вынужденных мигрантов. Ключевые слова: дети-мигранты, семьи мигрантов, эмоциональные и поведенческие нарушения, невротические реакции и функциональные расстройства, проблемы общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_iz_semey_migrantov.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей из семей мигрантов

Шошина М. В.

студентка 5 курса Факультета Психологии

Тульского государственного педагогического

 университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула

 направление «Психолого-педагогическое образование»

 профиль «Психология образования»

В последнее время в психологической науке проблеме социально-психологической адаптации мигрантов уделяется значительное внимание.

Отмечается, что при резком изменении привычных условий жизни, вызванном переездом семьи в другую страну или регион c иным языком и культурными традициями, мигранты испытывают серьезный дискомфорт, который переживают не только взрослые, но и дети всех возрастов [5].

Переезд в другую страну, смена образа жизни, социальной среды сопровождаются изменениями не только во взглядах, но и в формировании новых сознательных установок, личностных смыслов, особенностей поведения и деятельности. Мигранты оторваны от привычного социального окружения – знакомых, друзей, родных. Они не имеют социальных связей, играющих большую роль в адаптации, в решении актуальных проблем и удовлетворении жизненных потребностей [3].

В. В. Гриценко и Н. Е. Шустова отмечают, что встреча с новой культурой, обычно сопровождается «культурным шоком». При этом у мигрантов возникает чувство лишения из-за потери привычного образа жизни, друзей, статуса и работы, чувство отверженности или отвержения новой культуры, напряжение из-за с усилий, необходимых для дальнейшей социально-психологической адаптации, нарушение в социальных ролях и ролевых ожиданиях; путаница в самоидентификации и ценностных ориентациях, тревога, возникающая в результате осознания культурных различий [2].

При сравнении характера вхождения в новый социум и адаптации мигрантов и их детей, исследователи отмечают, что у последних он, как правило, менее труден. Однако, дети также вынуждены сталкиваться с многочисленными проблемами. Маленькие дети адаптируются вполне успешно, но уже для школьников этот процесс часто оказывается тяжелым, так как в классе они должны во всем походить на своих одноклассников – и языком, и внешним видом, и манерами, и, даже, мыслями. Более того, груз пережитого дает о себе знать даже в тех случаях, когда речь идет о детях, бывших на момент изгнания малолетними [2].

В. В. Гриценко и Н. Е. Шустова пишут, что в процессе миграции возникает целый комплекс «детских проблем». Среди них самыми важными являются:

  • психологические  стрессы,  связанные  с  вынужденной  сменой места  жительства  и  нарушением  структуры  привычных  родственно-семейных, природно-территориальных, культурно-коммуникативных и других связей;
  • кризис  идентичности,  нарушения  в  системе  ценностей  и социальных норм;
  • неудовлетворенность  различными  сторонами  жизнедеятельности и самим собой;
  • трудности вживания в новую для ребенка среду общения,  нередко  возникающие  состояния  тревожности и психической напряженности, отчужденности  и  отверженности, повышенной конфликтности и агрессивности [2].

По мнению Г.У. Солдатовой основными проблемами детей из семей вынужденных мигрантов в возрасте от 5 до 12 лет можно назвать наличие невротических реакций в виде фобий, нарушений сна и аппетита, нарушения в поведении, проявляющиеся реакциями протеста и агрессивностью,  затрудненность контактов с местным населением, трудности в обучении, усвоении отдельных предметов, недостаточная сформированность  социально-коммуникативных навыков, плохое знание привычек, традиций, норм и правил поведения местного населения  [4].

Для прибывших детей характерны: неспособность конструктивно вступить в диалог, наладить контакт со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме, в группе, чувства подавленности, психической неуравновешенности, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции – это порождает неадекватные защитные реакции [3].

В зависимости от способов адаптации к новым жизненным установкам детей-мигрантов условно можно разделить на три типа. К первому типу относятся дети русских, эмигрировавшие из горячих точек (способность к адаптации выражена лучше всего). Ко второму типу – дети других национальностей, хорошо знающие русский язык. К третьему типу – все дети других национальностей, недостаточно владеющие русским языком (в основном дети мигрантов из Центральной Азии). Такие дети находятся в особенно трудных условиях: ребенок отличается от среды своего нового местонахождения и новой культуры. Он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально не защищен, не знает или плохо знает язык принимающей страны.   Все это существенно затрудняет процессы его обучения и воспитания, социализации и адаптации [7].

Травматические факторы миграции лишают детей безопасного, стабильного, поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития, нарушается процесс формирования и становления личности. Пережитый негативный опыт влияет на познавательные процессы, межличностные отношения, самооценку, особенности поведения, и на мировоззрение в целом. Даже у самых маленьких детей отмечаются глубокие изменения в видении мира, себя и своего будущего [5].

Нередко дети становятся косвенными жертвами травм, полученных их родителями. Взрослые уже не могут уделять воспитанию детей столько же времени и внимания, как дома, в привычной обстановке; сами родители, переживая кризис идентичности, не всегда способны помочь своим детям. С потерей родственников, соседей, ближайшего окружения семья утрачивает значительную часть социальной поддержки [7].

У детей-мигрантов значительно чаще встречается страх наказания; распространенность этого страха у детей не мигрантов в несколько раз ниже, что объясняется традиционным стилем общения с взрослыми. Больше распространен среди детей-мигрантов и страх боли, что, скорее всего, связано с большей степенью выраженности телесного сознания у представителей восточной культуры [6].

Дети из семей мигрантов, как правило, неверно понимают эмоциональные состояния сверстников или взрослых, не могут их назвать. Это создает определенные трудности в общении. Но часто сами окружающие не могут распознать настроение и состояние детей. Возникающие при этом отрицательные ситуации, невнимательность со стороны взрослых и детей (как кажется детям-мигрантам), неумение справиться с этой проблемой, приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. Дисбаланс чувств приводит к возникновению эмоциональных расстройств, и, как следствие, к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов [1].

Таким образом, можно выделить проблемы, которые наиболее часто возникают у детей из семей мигрантов. Это нарушение познавательных процессов, расстройства идентичности, эмоциональные и поведенческие нарушения, невротические реакции и функциональные расстройства, проблемы общения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гайдук, Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста (разработка проекта) // Сибирский Вестник Специального образования / Т.А.  Гайдук. – 2015. –  № 1(14). – С. 18-20
  2. Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация детей вынужденных переселенцев в российском обществе // Психологический журнал. Социальная психология / В.В. Гриценко, Н.С.  Шустова. – 2004. – №3. – C. 25–33.
  3. Кикиани, В. А. Этнопсихологические характеристики детей из семей мигрантов /  В.А. Кикиани., С.И. Здоровенко, А.А. Бареева // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1748-1750.
  4. Молодцова, Т.Д. Дети из семей мигрантов и их адаптация в школьном социуме // Социологические науки. Международный журнал экспериментального образования / Т.Д. Молодцова – 2013. – №7. – С. 92-94
  5. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / А. Б. Григорян. – Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. – 72 с.
  6. Соколова, Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России. М., 2001. № 2. С. 16—32.
  7. Шапошникова, Т.Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве // Начальная школа плюс до и после / Т.Д. Шапошникова. 2012. – № 5. – С. 87-91.
  8. http://www.ethnoinfo.ru/adaptacija-detej-i-podrostkov-iz-semej-migrantov-v-sisteme-obrazovanija