План работы педагога-психолога по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ

Бальчинова Бальжина Викторовна

План работы педагога-психолога по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МО Иволгинский район

МОУ Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

План работы педагога-психолога

по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ в 2017-2018 уч. г.

2017 г.

Пояснительная записка

       Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА,  как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

       При разработке программы "Психологическая подготовка к ОГЭ и ГИА" содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Для подготовки выпускников к ЕГЭ и ОГЭ используем (Программа психологического сопровождения педагога-психолога высшей категории Смородиной О.А. по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА    на 2014-2015 учебный год).

Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Методы и техники, используемые на занятиях:

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Упражнения с элементами арттерапии.

Диагностические методики

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

7. Обучение приёмам  эффективного запоминания

Субъекты программы: выпускники 9-х и 11-х классов, их родители, учителя.

Программа включает 5 направлений:

1. Диагностическое направление.

2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.

3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

4. Профилактическая  работа.

5.Организационно-методическая  работа.

Ожидаемые результаты:

Психологическая готовность участников ОГЭ и ГИА:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие чёткости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ и ГИА).

Виды деятельности

Содержание

Цель

Сроки

Ответственные

1.

Работа с учащимися 9-11-х классов

Диагностика.

1. Тест Филлипса.

Выявление уровня тревожности выпускников.

ноябрь

Психолог

2.Тест «Стресс»

Анкета

Выявление уровня стресса у выпускников.

декабрь

Психолог

3. Тест «Моральная устойчивость»

Выявление уровня моральной устойчивости.

февраль

Психолог

Практическая работа

Подготовка рекомендаций  выпускникам по подготовке к ЕГЭ  и ГИА

Дать рекомендации по подготовке к экзаменам

декабрь-

февраль

Психолог

2.

Индивидуальные и групповые занятия (по запросу)

1. Как лучше подготовиться к экзаменам

Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам

ноябрь

Психолог

2. Поведение на экзамене

Дать рекомендации по поведению во время подготовки  и в момент экзамена.

ноябрь

Психолог

3. Память и приёмы запоминания.

Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти

декабрь

Психолог

4. «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала»

Сообщить об эффективных способах запоминания большого объёма материала.

январь

Психолог

5. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». Сказка «Страус»

Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации.

февраль

Психолог

Тренинг (с элементами арттерапии)

«ГИА: с чувством, с толком, с расстановкой» (9кл)

«Как сохранить спокойствие» (11кл.)

Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.

март-апрель

Психолог

Оформление стенда для выпускников

«Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА».

Информация  по подготовке к экзаменам.

январь-февраль

Психолог

3.

Работа с родителями выпускников

1. «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ  и ГИА».

«Как противостоять стрессу».

 

–        познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;

–        проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;

–        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

февраль-март

Психолог совместно с зам.директора по УР

Практическая работа

2. Подготовка методических рекомендаций  родителям. Памятка.

–        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

февраль-март

Психолог

Консультации

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА.

Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ  и ГИА.

В течение года

Психолог

4.

Работа с

учителями -предметниками

Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу)

выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА.

В течение года

Психолог

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  учителям – предметникам   по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА. Памятка.

– предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.

ноябрь

Психолог

5.

Работа с классными руководителями.

Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА

Рекомендации учащимися по подготовке к экзаменам.

В течение года

Психолог, классные руководители

Практическая работа

Подготовка методических рекомендаций  классным руководителям по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА. Памятка.

–  предложить рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.

октябрь

Психолог

6.

Нормативная документация

Оформление протокола родительского собрания.

февраль-март

Психолог, классные руководители, зам. директора по УР

Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА.

сентябрь

Психолог

Используемая литература

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"

5. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.