Опыт работы

Фадеева Галина Евгеньевна

Мои индивидуальные впечатления, суждения, соображения по основным направлениям пситхолого-педагогической деятельности педагога-психолога ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Я с солнца сбрасываю полог,

Я утро начинаю здесь.

Моя профессия - психолог,

Или призванье это есть?

Я здесь касаюсь откровенья,

Я здесь ступаю не спеша….

Моя профессия - доверье,

Моё призвание - душа.

В ней всё - серьёзность и ирония,

Вершин триумф, игра теней.

Моя профессия - гармония,

Моё призванье - верность ей.

                                                О.А. Коваль

       Психолог - призвание или профессия? Сколько себя помню, мне всегда нравилось помогать людям. Когда я видела на улице плачущего ребенка, всегда старалась пожалеть его, а дерущихся мальчишек - разнять и помирить. Для меня никогда не было проблемой посидеть с пожилым человеком рядом, выслушать его. Меня интересовала психология людей, мотивация их поступков и с годами интерес к психологии только рос. Я стремилась учиться, узнавать тонкости человеческой психологии, хотела стать хорошим психологом. Мой выбор профессии был сделан осознанно, и я могу сказать, что психолог - это не просто профессия, это дело всей моей  жизни!  

     Считаю, что работа с детьми дошкольного возраста – это совершенно особенный  вид общения с людьми. Основная задача работы педагога-психолога в детском саду заключается в том, чтобы помочь детям понять себя, друг друга и взрослых, а взрослым - родителям, педагогам, понять каждого конкретного ребенка и развивать его индивидуальность.

В практической работе придерживаюсь  следующих основных принципов:

  • Главный принцип в работе психолога «Не навреди».
  • В моих руках душа, а значит, судьба того, кто обратился ко мне за помощью.
  • Всё, что я умею и знаю, всё, чем природа и люди одарили меня как личность - для тех, кто идет ко мне.
  • Я не допущу, чтобы то, что я узнала о человеке, обратилось против него.
  • Искренне побуждать и развивать дар в ребенке, помогать ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

       Главной целью своей деятельности считаю обеспечение социально-психологических условий для максимально полного личностного, интеллектуального и социального развития всех участников образовательного процесса в условиях ДОУ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

      В нашем дошкольном образовательном учреждении выстроена система психологической работы, которая включает в себя основные направления профессиональной деятельности:

  • диагностическая деятельность;
  • развивающая и коррекционная работа;
  • просвещение и психопрофилактическая работа;
  • организационно-методическая работа;
  • психопрофилактика;
  • профилактика эмоционального выгорания у педагогов;
  • работа  психолого-педагогического консилиума  учреждения.

     Каждое направление решает свои определенные задачи.

     Субъектами педагогического процесса являются воспитанники, педагоги и родители.

       В работе использую современные методы и технологии:

  • информационнo-коммуникационные (компьютерные методики, мультимедийные презентации, СD-фильмы, видеоролики, электронные ресурсы, сетевые технологии и др.)
  • игровые (игровые тренинги, театрализованные игры и др.);
  • интерактивные методы (работа в малых группах, дискуссии);
  • техники арт-терапии (рисование пальцами, «рисование» пластилином, штриховка, каракули, рисование под музыку, кляксы, рисование на мокрой бумаге;
  • техники группового тренинга (игровые методы; методы, направленные на развитие социальной перцепции; методы телесно-ориентированной психотерапии и пр.);
  • психолого-педагогические технологии здоровьесбережения (динамические паузы, физультминутки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и су-джок.

      Психологическое сопровождение образовательного процесса строю с использованием современных социально-психологических методик. Это: социально-адаптационные методики; тренинговые занятия мышечного расслабления (наиболее эффективное воздействие на детей во время бурного проведения самостоятельной деятельности); психогимнастика, глазодвигательные, коммуникативные упражнения, музыкотерапия; релаксационные методики (игры и упражнения); арт-терапия (занятия направлены на снятие тревожности, агрессивности, корректирование качеств личности, формирование положительного настроя в группе и в индивидуальном сопровождении).

       Интересно и эффективно для детей провожу коррекционно–развивающую работу в подготовительной к школе группе в форме тренинговых занятий по программе: «Психологический тренинг для будущих первоклассников» И. Л. Арцишевской. Занятия проводятся, моделируя урок в школе, но в игровой, занимательной форме. В ходе занятий-тренингов у детей развиваются коммуникативные и поведенческие навыки, они привыкают к роли ученика, развивают познавательные процессы и моторику.

        Важно в дошкольном возрасте развивать мотивацию к школьному обучению, развиваю у детей желание учиться. На каждом занятии стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшие продвижения ребёнка в процессе развития психических функций, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Уделяю внимание познавательному развитию детей. Оно включает в себя:

  • знания об окружающем мире;
  • уровень развития психических процессов - произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий, как в наглядном, так и в речевом плане);
  • уровень развития мелкой моторики;
  • способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребёнка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит педагог.

        Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие навыки и навыки, необходимые в школе. Они выполняют задания, играют в подвижные игры, учатся думать, запоминать.

       О готовности ребёнка к школьному обучению необходимо судить не только по его интеллектуальным умениям (в том числе умению считать и писать), но и по поведенческому аспекту.   Поэтому в  своей практической деятельности  уделяю большое внимание поведенческому показателю ребёнка: развитию умения  регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции (сидеть в течение занятия за партой, внимательно слушать педагога и выполнять его требования).  

        Для  проведения качественной работы по  психологическому сопровождению каждого воспитанника детского сада в кабинете педагога-психолога  провожу диагностическую, консультативную, коррекционно–развивающую работу.      

      Кабинет укомплектован необходимыми пособиями, разработанными конспектами занятий, необходимым методическим инструментарием, такими как  «Сказкотерапия детских проблем» Р.М. Ткач; «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник; «Практикум по детской психологии» Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.; «Здоровый и умный ребёнок: 150 развивающих игр для дошкольников от 3  до 6 лет» Пенни Уорнера; «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет» М.А. Федосеевой; «Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет» Пазухиной И.А.; «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко, Р.Д. Трегер; «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Г. Баряевой и другой литературой.

    В кабинете имеется разнообразный диагностический инструментарий («Экспресс-диагностика в детском саду»  Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко; «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» А.Н. Вераксы; «Методика рисунок человека» К. Маховер; «Рисунок несуществующего животного»; Методика «Диагностика самооценки» Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна и пр.), который систематизирован по направлениям развития и возрастным категориям для изучения всех сторон психологического развития детей дошкольного возраста.

    В  период адаптации детей к детскому саду и работы с детьми «группы риска»  систематически использую сенсорную комнату (далее – СК), которая выполняет функцию «волшебной комнаты».  Она оснащена световым столом для рисования песком, пузырьковой колонной, панно «Звёздное небо», интерактивной панелью «Цветные фигуры», микропланетарием, телескопом, сухим бассейном, сенсорным столом с водой и песком, звуковой картиной «Водопад». Мягкая и уютная среда СК обеспечивает комфорт и безопасность. Для меня очень важно, чтобы каждый ребёнок обрёл состояние покоя и смог снять психическое напряжение и возбуждение.

      Как для релаксации, так и для активных игр использую сухой бассейн. Лёжа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.

     Активно включаю в занятия игры с песком и водой. Эффекту релаксации способствует специально подобранная спокойная музыка («Малыш в лесу», «Шум моря» и пр.),  разнообразные световые эффекты.

     СК  служит «помощником» в коррекционной работе с детьми, а также используется для проведения аутотренинговых упражнений с педагогами ДОУ, с родителями (законными   представителями) воспитанников. Посещение СК  благотворно сказывается   на укреплении физического и нервно-психического развития, укреплении иммунной системы. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей.

    Активно использую информационные компьютерные технологии - презентации, виртуальные экскурсии, разнообразные дидактические игры.  Они обеспечивают  мобильность, своевременность и эффективность работы, повышают профессиональный уровень работы с детьми.

    В коррекционно-развивающей работе использование  развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста  позволяет:

  • развивать психические процессы (память, внимание, мышление);
  • повышать мотивацию познавательной деятельности детей;
  • снимать усталость и расслаблять глаза;
  • тренировать усидчивость и выносливость;
  • знакомить с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта.

     Наиболее эффективная форма организации работы с детьми с использованием компьютера в детском саду – проведение медиа-занятий с показом мультимедийных презентаций («Дикие и домашние животные», «Мамы и их детки», «Один-много», «Большой-маленький» и др.). Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

       В коррекционно-развивающие занятия ввожу электронные физминутки для глаз. Слайды сопровождаются музыкой. Дети слушают музыку и следят за движением объектов глазами, не двигая головой, при мигании предметов, моргают.

     По итогам диагностики познавательного развития, по результатам наблюдений специалистов ДОУ и воспитателей групп регулярно выявляются дети, которым рекомендуется пройти областную Психолого-Медико-Педагогическую комиссию,  для того, чтобы определить дальнейший маршрут обучения (индивидуальную программу развития). В нашей дошкольной образовательной организации функционирует внутренний консилиум, на котором происходит обсуждение  важности и целесообразности такому ребёнку определения собственного маршрута обучения. В последующем проводится индивидуальная работа с родителями, которые пишут согласие на прохождение областной ПМПк, заявление на обработку персональных данных и оформляют другие необходимые документы.  

       Практикую раннюю психокоррекцию воспитанников.  Форма проведения коррекционно-развивающих занятий – подгрупповая  и индивидуальная.

     Психологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья — это деятельность, направленная на создание комплексной программы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолого-педагогического состава и родителей, включающий шесть взаимосвязанных компонентов:

  • систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития (психодиагностика, наблюдение, мониторинг);
  • создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме (осуществляется индивидуальный подход к личности каждого ребёнка с ОВЗ, работа в сенсорной комнате, в группах созданы уголки уединения и пр.);
  • систематическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в виде психологической поддержки, психокоррекции: занятия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом;
  • систематическую психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья (родители (законные представители) посещают тренинги, семинары, мастер-классы, консультации и пр.);
  • систематическая психологическая помощь сотрудникам учреждения, работающим с детьми с ОВЗ;
  • организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его
    психологических возможностей (проведение групповых и малогрупповых занятий для стабилизации эмоционально-волевой сферы ребёнка).

            С учетом определенной последовательности комплексная коррекция осуществляется в трех направлениях: целенаправленная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, с сотрудниками нашей дошкольной образовательной организации, работающих с данными детьми и работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        Основное содержание коррекционно-развивающих групповых занятий дошкольников с ограниченными возможностями здоровья составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.      

        В своей работе часто использую интерактивную доску. Основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а отражаются на экране, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Работа с интерактивной доской повышает познавательную мотивацию – даже  неусидчивые, гиперактивные дети с ограниченными возможностями здоровья  с удовольствием включаются в такие  занятия («Фрукты и овощи», «Дикие и домашние животные», «Хороший и плохой поступок» и др.)

       Коррекционную работу с детьми строю в тесном взаимодействии со всеми  участниками образовательного процесса – педагоги – дети – родители.  

      Для педагогов ДОУ организовала психолого-педагогический клуба «Давайте жить дружно!».

          Цели работы клуба:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности у педагогов.
  2. Гармонизация межличностных отношений между педагогами и детьми.
  3. Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями (законными представлениями).
  4. Расширение круга методов и приемов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей.  

      Кроме того, регулярно для педагогов провожу консультации (групповые и индивидуальные: «Демонстративный   ребёнок», «Внимание у детей с ограниченными возможностями здоровья», «Тревожные дети» и пр.;  тренинги (обучающие, для снятия эмоционального и мышечного напряжения: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»); аутотренинги (расслабление, заряд бодрости и энергии, повышение самооценки и уверенности в себе:  «Водопад», «Полёт в Космос», «Прогулка по лугу» и пр.);  семинары-практикумы:  «Профилактика и коррекция у детей дошкольного возраста страха темноты», «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» и пр.  

      Благодаря взаимодействию  с родителями детей с ОВЗ, с педагогами ДОУ, у детей с ОВЗ отмечается положительная динамика в психическом развитии: дети становятся активными, внимание более устойчивым, повышается самоконтроль. У каждого ребёнка наблюдается личностный рост, динамика в развитии.

    Тесно и плодотворно взаимодействую с родителями (законными представителями) воспитанников всех возрастных групп.  Именно для них  работает семейный клуб «Семья», в котором мы обсуждаем интересующие  и волнующие родителей вопросы воспитания ребенка и сложные педагогические ситуации.  Форм работы в клубе много, поэтому родители с огромным интересом посещают занятия в нём. Рассматриваем наиболее волнующие родителей вопросы воспитания и получение ими практических способов решения на примере конкретных жизненных ситуаций. С этой целью использую анкетирование. В ходе тематического мероприятия родители обмениваются опытом по решению сходных проблем, обсуждаемых в рамках темы клуба.

     В зависимости от тематики мероприятия подбираю форму проведения:

  • Круглый стол;
  • Мастер-класс;
  • Психологический тренинг;
  • Дискуссия;
  • Семинар;
  • Решение педагогических ситуаций.

      Наиболее важными (по мнению родителей (законных представителей) были темы: «Семья и семейные ценности», «Агрессивный ребёнок», «Застенчивый ребёнок», «Социальное сиротство», «Влияние мультфильмов на психическое развитие ребёнка». Также, по результатам анкетирования, было запланировано проведение тренинга на тему «Ты мне нужен (и 60 фраз, которые важны для эмоционально-стабильного развития личности ребёнка)», консультация «Как и чем занять ребёнка с пользой для его развития».

         Одним из достижений  своей работы считаю доверие ко мне родителей воспитанников и взаимопонимание. Кроме личных  обращений  в детском саду, родители имеют возможность  в любое время поддерживать связь со мной по телефону, а также посредством социальных сетей (WhatsApp, Viber, ВКонтакте, Одноклассники).

В результате проводимой работы у детей воспитывается активность, любознательность, коммуникативные навыки, развивается творческое воображение, речь, мышление, внимание, память, наблюдательность, сообразительность, фантазия.

При подготовке детей к школьному обучению,  у подавляющего большинства детей хорошо развита мелкая моторика, что способствует успешному формированию навыков письма и развитию речи, обогащен активный и пассивный словарь. Многие дети преодолевают нарушения слоговой структуры, у них сформированы сенсорные представления.