Разговор с психологом

Никитенко Станислав Сергеевич

Интевью в газете "Заря", Кемеровский муниципальный район

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_s_psihologom.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Справочная «Зари»

Разговор с психологом

На вопросы читателей «Зари» отвечает психолог Детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра Кемеровского района Станислав Никитенко.

- Моему сыну скоро исполнится 40 лет, однако он не хочет работать. Несколько раз он устраивался, но после пары недель уходил. Эта ситуация повторялась много раз. Сидит дома за компьютером, ему ничего больше не нужно. По дому не помогает, живёт на мою пенсию. Что делать, как заставить его работать?

Людмила, д. Береговая

- Как правило, причины такого поведения взрослого человека кроются в детстве. Это может быть гиперопека со стороны родителей, которые решали за ребёнка всё проблемы. Он привык к этому и не хочет теперь принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свою жизнь.

Как правило, изменить ситуацию очень сложно. Родителям можно посоветовать собрать волю в кулак и перестать оказывать материальную помощь взрослому ребёнку. Это сложно психологически, однако нужно набраться сил и терпения. Не нужно корить себя и жалеть ребёнка. Нужно понять, что сын уже вырос, и с родителей снимается ответственность за его благополучие.

Конечно, будут ссоры и скандалы, но на уступки идти не нужно.

Часто родители самостоятельно ищут работу, буквально за руку приводят туда взрослого ребёнка. Проблему это не решает: как только контроль ослабевает, он бросает работу. Человек сам должен взять ответственность на себя, найти работу самостоятельно.

- Сейчас много говорят о случаях жестокости среди школьников. На что в поведении ребёнка нужно обратить внимание родителям, чтобы вовремя заметить и предотвратить опасные тенденции?

Анастасия, с. Елыкаево

- Прежде всего, родители и педагоги должны обратить внимание на социальную роль ребёнка в школе, на то, какую позицию он занимает в классе - является лидером или изгоем. В большинстве случаев, к проявлению агрессии склонны изгои или неформальные лидеры, которые таким способом пытаются укрепить свою власть.

Родители должны обратить внимание на подавленное настроение ребёнка, отсутствие у него друзей. Как правило, он не хочет ходить в школу, при этом никак не объясняя причин своего поведения. Должно насторожить снижение успеваемости.

Неформальные лидеры, как правило, избалованы гиперопекой. Они воспитываются в нормальной семье, родители выполняют любые прихоти ребёнка - потом он требует того же и от окружающих, от одноклассников в школе. Если ребёнок замкнут, не идёт на контакт, родителям лучше обратиться к школьному психологу.

Жестокость – это одна из форм проявления агрессии. В психологии под агрессией понимается мотивированное деструктивное (разрушающее) поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

 Наиболее распространенными причинами агрессии ребёнка являются:

1.Особенности семейного воспитания (отвержение, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим);

2.Стрессы в социальном окружении (конфликты в семье, школе и т.д.);

3.Индивидуальные особенности ребенка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов и тревожности);

4.Ограничения в удовлетворении базовых потребностей ребенка (в движении, самостоятельности, общении со сверстниками).

5.Влияние средств массовой информации, в частности, телевидения  (частый просмотр фильмов, мультфильмов и других телепередач, где демонстрируются сцены насилия).

Если агрессия ребенка в большинстве случаев является немотивированной, то это свидетельствует о неврологических нарушениях в работе головного мозга. Зачастую немотивированную агрессию проявляют дети с низким уровнем интеллекта. Поэтому если ваш ребенок проявляет беспричинную агрессию – бегом к врачу- неврологу!

Какие существуют меры профилактики детской агрессии ?

 Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум. 

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

Обращаюсь ко всем родителям:

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

3.Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

4. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.

Уважаемые читатели! Если у вас есть вопрос, вы его можете задать психологу Станиславу Никитенко, тел. редакции 35-37-01.