Психолого-медико-педагогический консилиум в дошкольном образовательном учреждении

Психолого – медико – педагогический консилиум в дошкольном учреждении как процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПМПк в ДОУ24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – медико – педагогический консилиум в дошкольном учреждении как процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей является актуальным и важным направлением деятельности образовательных учреждений. Немаловажным фактором, влияющим на сохранение здоровья, является использование подходов, методов обучения, адекватных возможностям детей (освоение и внедрение технологий адаптивного, личностно – ориентированного, развивающего обучения), оказание помощи на раннем этапе развития ребенка.

В целях оказании помощи, поддержки и сопровождения детей  в дошкольном учреждении действует ПМПк.[1]

Целью  ПМПк  является обеспечение психолого -медико-педагогического сопровождения детей, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

 ПМПк решает ряд задач:

1. Комплексное обследование и своевременное выявление детей, имеющих те или иные трудности в обучении и развитии.

2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка.

3. Составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

4. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.

5. Разработка рекомендаций по оптимизации образовательно-воспитательного процесса.

6. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.

7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности.

8. Консультирование педагогов и родителей (законных представителей) в решении сложных или конфликтных ситуаций.

9. Организация профессионального взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и специалистами других учреждений, в том числе и специалистами психолого-медико-педагогической комиссии ГЦОиЗ «Магистр».

ПМПк организован на базе ДОУ приказом руководителя образовательного учреждения.

С целью обеспечения комплексного сопровождения детей в состав ПМПк  дошкольного учреждения включены следующие специалисты:

Обязательными участниками ПМПк являются:

- заведующий;

- председатель консилиума;

- педагог-психолог;

- учитель-логопед;

-  медицинский работник, врач;

- воспитатель дошкольного образовательного учреждения, представляющий ребенка на ПМПк.

По мере необходимости в состав ПМПк могут включаться:

- воспитатели с большим опытом работы;

- родители (законные представители);

- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр).

Направления деятельности специалистов ПМПк:

-диагностическое направление; 

- консультативное;

- коррекционно – развивающее;

- просветительское. 

Консилиум проводится под руководством председателя. Председатель ПМПк  не менее чем за 2 недели ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения вопроса в развитии того или иного ребенка, организует подготовку и проведение заседания ПМПк. Каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию.

В течение года проводятся как плановые, так  и внеплановые  заседания ПМПк. Плановые консилиумы проводятся в соответствии с графиком работы и ориентированы на определение особенностей развития ребенка, специального образовательного маршрута ребёнка и динамики развития ребёнка в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

 Внеплановые (срочные) консилиумы собираются по запросам специалистов, непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в создавшихся образовательных условиях. Внеплановый консилиум способствует установлению причин возникших проблем; оценке размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления; определению допустимых нагрузок; направлению на психолого-медико-педагогическую комиссию (в случае необходимости).

Заключения специалистов и коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Только после этого осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми.

Последовательность работы по сопровождению ребенка в дошкольном учреждении представляет собой следующий алгоритм:

Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов.  

Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: «Что мы делаем дальше?».

Перечень документов ПМП консилиума:

  • приказ о создании консилиума в ДОУ;
  • положение о ПМПк;
  • соглашение с родителями воспитанника;
  • бланк отказа от предложенного специального индивидуального    образовательного маршрута для ребёнка;
  • план заседаний ПМПк;
  • форма протокола заседания ПМПк;
  •         заключение психолого – медико – педагогического консилиума ;
  • план индивидуальной коррекционно – развивающей работы;
  • направление на ПМПК;
  • представление логопеда;
  •  представление психолога;
  •      педагогическая характеристика;
  •      журнал регистрации заключений и рекомендаций ПМПк;
  •      журнал записи детей на консилиум;
  •      журнал первичного обследования детей;
  •      ежегодный отчет работы  ПМПк.

Сопровождение детей в детском саду начинается уже с первой младшей группы. Наблюдение в период адаптации ведется в течение 2 месяцев. На протяжении всего адаптационного периода педагог – психолог посещает группу и ведет листы адаптации, где  фиксирует результаты наблюдений за ребенком и их динамику. Это позволяет увидеть и проанализировать актуальные проблемы, имеющиеся у воспитанника, отследить  индивидуальные особенности характера и уровень развития, опираясь на которые, можно будет построить последующую воспитательную работу.

После успешной адаптации ребенка к изменившимся условиям, становится возможным проведение мониторинга уровня потенциальных возможностей на данном возрасте. Автор мониторинга В.Г. Алямовская «Технология работы с возрастными шкалами развития детей».

Целью мониторинга является выявление  актуальных и резервных возможностей ребенка, для составления оптимального индивидуального направления сопровождения.

Мониторинг проводится педагогом - психологом 2 раза в год. По необходимости и 3 раза в год.

Разработана методика мониторинга, которая включает в себя отслеживание результатов, полученных на наблюдениях за ребенком в различные периоды его пребывания в детском саду, анализируются и результаты продуктивной деятельности, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга фиксируют в специальном журнале развития ребенка. Составляется индивидуальная карта воспитанника.

Свои наблюдения, динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи фиксирует  и воспитатель в дневнике наблюдений воспитанника с целью последующей корректировки образовательного маршрута. В случае выявления или возникновения новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка, воспитатель является инициатором внепланового консилиума.

На основе полученных данных заполняется педагогическое и психологическое представление об уровне развития ребенка для психолого-медико-педагогического консилиума.

Представления заполняются на каждый консилиум, проводимый по ребенку, пока он находится в дошкольном учреждении.

Параллельно с работой ПМПк ведется работа педагога-психолога с педагогами и родителями.

Работа с педагогами

1. Консультирование по вопросам воспитания и развития детей (в течение года).

2. Разработка рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической, физиолого-гигиенической (в течение года).

3. Семинары и психологические тренинги с педагогическим коллективом.

4. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий, семинаров (по годовому плану).

Работа с родителями

1. Углубленный мониторинг  развития детей по запросам родителей.

2. Индивидуальные рекомендации для родителей.

3. Просветительская работа:

 «Первый раз в детский сад» адаптация детей к новым условиям.

«Профилактика соматических заболеваний».

«Вижу, слышу, чувствую» сенсорное развитие ребенка.

«Почему ребенок кусается?»

«Мелкая моторика - секреты на кончиках пальцев».

«Особый ребенок».

4. Оформление информации в группах (буклеты, информационные листы).

5.  Родительский клуб «Академия заботливого родителя».

Как показывает опыт, деятельность ПМПк стала эффективной и  необходимым комплексным подходом к решению проблем ребёнка, путем сплочённостью действий специалистов консилиума и родителей детей.

Таким образом, ПМПк позволяет построить взаимоотношения специалистов службы сопровождения, педагогов и родителей на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организует комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовав профессиональный и личный потенциал всех субъектов образовательного процесса.


[1] ПМКк – психолого – медико - педагогический консилиум