Занятие для развития познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста методом песочной терапии

Семeнова Светлана Власовна

Данный конспект занятий расчитан для коррекции и развития познавательных процессов и развития эмоционально -волевой сферы  детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pesochnoy_terapii.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Занятие для развития познавательных процессов и

эмоционально – волевой  сферы для детей

 старшего дошкольного возраста

методом песочной терапии

подготовила

педагог- психолог

Семенова С.В.

2018 г.

Цель метода Sand – art:  снятие и профилактика нарушений эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей с использованием песочной анимации.

Задачи:

- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;

- воспитывать навыки сотрудничества.

Оборудование:

  • Стол-планшет (исполнен из дерева) с подсветкой
  • Цветной песок или простой песок, он может быть крупным или мелким.
  • Для выравнивания песка можно воспользоваться обычной ученической линейкой.
  • фигурки различных животных;
  • машинок: сухопутных, водных, космических и других;
  • растений: цветов, овощей, фруктов;
  • естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек;
  • домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков;
  • пластиковых или деревянных букв и цифр, различных геометрических фигурок.
  • тихая, спокойная музыка для релаксации.

Форма  организации  занятия.

       Занятие  проходит  в  подгруппах  от  2 до  4  человек  два  раза  в  неделю.  Продолжительность  занятий 20 - 25 минут.

Организация занятий с песком.

  1. Ориентировочный этап. (при проведении занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом, происходит знакомство с сказочным персонажем –песочной Феей).
  2. Игры и упражнения (задания) с Песочной Феей.
  3. Правила поведения в песочнице.

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо помочь Песочной Фее убрать все игрушки на свои места.

После игры в песке надо помыть руки.

  1. Обмен впечатлениями.

Ход занятия.

Приветствие. Прежде чем начать наше занятие, мы должны поздороваться. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами: «Здравствуй, это я!»(дети здороваются друг с другом и с педагогом.)

Психолог: Я приглашаю вас на прогулку в одну необычную страну. Страну, где живет Песочная Фея.(дети подходят к столу и рассаживаются около песочницы.Там стоит песочная Фея и приветствует детей.)

Песочная фея: Ребята, в песочной стране и с песком нужно здороваться, то есть дотронуться до песка различными способами.

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического и эмоционального напряжения.

  • дотронуться до песка поочередно пальцами одной, а потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, а затем медленно высыпает его в песочницу;
  • дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;
  • перетирать песок между пальцами, ладонями.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель:  развивать тактильную чувствительность, воображение.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Ползут змейки»  - малыш расслабленными, а потом  напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны)

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: научить детей сотрудничать между собой и выполнять правила игры.

Ребятам рассказывается, что в песочной стране тоже может идти необычный  песочный дождик и дуть песочный ветер. Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на вторую ладонь, на ладонь другого человека. Дети делятся на пары. Одни детки закрывают глазки и  кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, а  другие ребята  будут сыпать песок на какой-нибудь палец. Ребенок должен назвать  этот палец. Если он еще не умеет их называть, пусть откроет глазки и  покажет, куда сыпался песочек. Затем меняются ролями.

Игра «Рисуем и превращаем».

Цель: научить детей сотрудничать друг с другом. Развивать умение договариваться между собой.

Дети делятся на пары. Им предлагается изобразить  фигуру на песке любым способом – нарисовать пальцем, выложить из мелких предметов, сделать в виде выпуклостей, ограды или ямки.  Затем они должны придумать, на что это похоже: озеро, бассейн, торт, тарелка, крыша и т.д.

Упражнение «Эмоции».

Цель: вспомнить какое настроение бывает у человека, и изобразить его на песке.

Ребенок на мокром песке рисует лица, выражающие эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление и т.д. Лица можно дополнить любыми  предметами из «коллекции». Можно спросить у детей, что могло случиться с тем или иным человеком и почему у него такое настроение.

Обмен впечатлениями. Ребята прощаются с Песочной Феей. Встают в круг. И говорят по очереди,  что им  больше  всего  понравилось,  что  нового  узнали? Какие игры и упражнения были?

Прощание.  Дети в центре круга протягивают правую руку и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять.

Скоро встретимся опять.

(уход детей в группу).

Список литературы:

  1. Дошкольный психолог № 2 (7);
  2. Справочник – педагога психолога №11, 2013 год;
  3. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. «Игры на песке. Работа с семьей и детьми. – Спб.:  Речь, 2013 г.


 

Комментарии

Семeнова Светлана Власовна

Предназначен для педагогов- психологов, воспитателей, учителей - дефектологов