Рабочая программа педагога-психолога на 2017-2018 год
Рабочая программа педагога-психолога на 2017-2018 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologa_na_2017-18_g.docx | 120.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Теремок» ЯМР
Рабочая программа психологического сопровождения и развития детей дошкольного выозраста
педагога-психолога
Водяницкой Т.Н. на 2017-2018 учебный год
с..Туношна
Оглавление
1.2.Цели и задачи реализации программы
1.3 Принципы и подходы реализации программы
1.4 Целевые ориентиры работы педагога-психолога с учетом ФГОС.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы
2.2 Система работы педагога-психолога
3.1 Условия реализации программы
3.2Диагностический инструментарий
3.3 Тематическое планирование коррекционной работы.
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога-психолога муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №18 «Теремок» Ярославского муниципального района. (далее МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с современными требованиями основных нормативных документов:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16,определяющее требование нагрузки детей, планирования учебной нагрузки в течение недели.
- Письмом Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
- Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практики проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- Положение о психологической службе детского сада.
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР.
Кроме того, образовательная деятельность МДОУ № 18 «Теремок» основана на нормативно - правовых актах международного, Российского, регионального законодательства, локальных актах МДОУ № 18 «Теремок».
Программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа педагога-психолога на 2017-2018 учебный год. Разработанна на основе следующих образовательных программ:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ детский сад № 18 «Теремок» ЯМР. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой).
- Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (авт.С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник).
- Программа «Приключение будущих первоклассников» (авт. Н.Ю. Куражева).
- Программа «Коррекционно-развивающих занятий» (авт. В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева).
- Программа психологической адаптации детей к ДОУ «Паровозик из Ромашково» (авт.А.Ю.Кремлякова)
- Проект «Вошебный мир песка» (авт.Е.Ю. Конаныхина)
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- укреплять психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучия;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- обеспечить психологическое сопровождение в разработке и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
-повысить компетентность педагогов в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
-развивать социально - личностную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, сферу детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы, результатом которого, является достижение ими психологической готовности к школе;
1.3 Принципы и подходы к реализации программы:
Концептуальная основа программы.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.) позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) и культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
1.4. Целевые ориентиры работы педагога-психолога с учетом ФГОС.
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
- Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов;
- Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности).
- Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
- Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями;
- Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
- Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
- Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
- Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
- Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
- Конструирование и изобразительная деятельность детей развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
2. Содержательный раздел.
2.1 Содержание психолого-педагогической работы
Направление: «Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности воспитанников, их социализации»:
Контингент | Виды работ | Мероприятия (услуги), посредством которых реализуется направление | Предполагаемый результат (исходя из целевых ориентиров по ФГОС) | Методическое обеспечение |
Дошкольники | Коррекция и развитие Профилактика Диагностика | 1.Цикл занятий со старшей группой (1 раз в неделю, в течение года). 2.Цикл занятий по проекту «Волшебный мир песка» (2 раз в неделю, в течение года). . Цикл занятий с подготовительной группой (1 раз в неделю, в течение года). 1.Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (в начале и в конце учебного года) 2.Диагностика социально-коммуникативного и познавательного развития детей, начиная с 1-ой младшей группы (4 группы) | Дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам и правилам поведения; ориентироваться в мире человеческих эмоций, умеют рассуждать, развиты познавательные процессы. У детей развиты эмоционально-волевая и познавательная сферы, коммуникативные навыки, тактильно-киненестетическая чувствительность, мелкая моторика рук, гармонизация психоэмоционального состояния. Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, школе, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, способны договариваться, радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты. 1. Оформлены диагностические карты; по результатам диагностики организуются коррекционно-развивающие занятия с детьми, а также индивидуальные консультации с родителями, воспитателями и будущими учителями. 2.Оформлены диагностические протоколы. По результатам диагностики организована подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работы с детьми, а также групповые, индивидуальные консультации с родителями и воспитателями. | .Шарохина В.Л. «Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет». Конаныхина Е.Ю. «Волшебство в песочнице» Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет». 1 Методика Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» 2.Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко. «Экспресс диагностика в детском саду». 3.Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте». |
Воспитатели | Просвещение Профилактика Диагностика | 1. Консультации и семинары-практикумы (1 раз в квартал) Примерные темы: 1. Возрастные особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста 2. Ребенок с СДВГ: причины, способы выявления, пути помощи. 3.Разные подходы к детям с разными типами темперамента Профилактика эмоционального выгорания педагогов Диагностика педагогов (1 раз в квартал) Примерные темы: 1.Цветовой тест отношений Люшера на показатели «энергия» и «настроение». 2. Проективные методики («Человек под дождем», «Дом, дерево, человек») на сильные и слабые стороны личности. | 1. Педагоги повысили компетентность по вопросу «эмоциональное развитие детей» по данным вопросам; получена обратная связь в виде анкет. 2. Педагоги получили рекомендации по работе с детьми с СДВГ. 3. Педагоги повысили свою компетентность по вопросу специфики воспитания и обучения детей с разными типами темперамента. Педагоги повысили свою компетентность по вопросу профилактики эмоционального выгорания (пути, методы, приемы). Педагогам предоставлены условия для самопознания и раскрытия себя, своего внутреннего мира и т.п. | 1.Н.С Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 2.Лютова Е.А. « Шпаргалка для взрослых» (работа с проблемными детьми) Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. 3.Ю.Б. Гиппенрейтер. У нас разные характеры. Как быть? .Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. 1.Люшер М. Цветовой тест 2. «Практический психолог в детском саду»/ А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова.-М.:,2011 |
Родители | Просвещение Диагностика Коррекция и развитие | 1. Групповые консультации с родителями в каждой группе: программные цели и задачи на учебный год. Результаты психолого-педагогической диагностики (2 раза, в начале и в конце учебного года). 2.Групповая консультация с родителями в каждой возрастной группе по темам: Младшие группы: *Консультация «Кризис трех лет: причины, профилактика, последствия» *Познавательное развитие детей раннего возраста *Эмоциональная привязанность ребенка к маме: Средние * Консультация для родителей средней группы «Поощрения и наказание» *Значение папы в жизни ребенка. Старшая и подготовительная группа: *Социально-коммуникативное развитие ребенка 5-6 лет *Формирование адекватной самооценки у ребенка старшего возраста *Формирование положительной мотивации ребенка к школьному обучению. 3.Обновление информационных уголков «Советы психолога» в каждой группе по запросу воспитателей (ясли, 1-ая младшая – «раннее развитие ребенка»; «адаптация ребенка к детскому саду», «капризы и упрямства ребенка 2-3 лет», 2-я младшая - «влияние телевидения на психику ребенка 3-4 лет», «страхи ребенка 3-4 лет» старшая «самооценка ребенка 5-6 лет», подготовительная - «психологическая готовность» 1.Диагностика родителей «Анализ семейных отношений» Совместные занятия родителей и детей по проекту «Волшебный мир песка» | 1. Родители повысили свою компетентность по данным вопросам. Увеличился процент индивидуальных консультаций, розданы памятки. 2. Созданы условия для повышения уровня компетентности родителей по вопросам развития и обучения детей. По данным диагностики проведены индивидуальные консультации с родителями, даны рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений. Установлены отношения партнерства между родителями и детьми, обучены навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок». Повысилась родительская компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка. | Младшие группы: 1.О.В.Закревская. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Москва, 2008г. 2.Е.К. Лютова. Г.Б. Монина. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). Средняя: 1.Луговская А, Кравцова М.М, Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. Старшая и подготовительная: 1. Учебное пособие. Социально-личностное развитие дошкольников. Старшие группы. Авт - Л.А. Загуменная 2. Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? 3. Интернет-ресурсы. Э. Г. Эйдеммилер, В. В. Юстицкий. Семейная психотерапия Конаныхина Е.Ю. «Волшебство в песочнице» Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. |
Направление «Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения»
Контингент | Виды работ | Мероприятия (услуги)[1], посредством которых реализовывалось направление | Качественные результаты | Методическое обеспечение |
Дошкольники | Профилактика Коррекция и развитие Диагностика | 1.Цикл групповых игр в ясельной группе, совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре и воспитателем группы Цикл игр в 2-ой младшей группе с целью социально-личностного развития для лучшей социальной адаптации в коллективе. .Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития (2-3г, 3-4г) | Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; проявляет интерес к песням и сказкам, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения искусства; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; По результатам диагностики заполнены индивидуальные карты на детей 1-ой и 2-ой младшей группы, сформирована подгруппа детей для коррекционно-развивающей работы в течение года. | 1.А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению 2. О.В. Шемякина. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. А.Ю. Кремлякова. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ 1. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста 2. Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко. Экспресс диагностика в детском саду |
Родители | Консультирование | 1.Индивидуальные консультации с родителями детей ясельного возраста с целью прогноза адаптации (совместная встреча с ребенком) | Прогноз адаптации, заполнены необходимые документы, родителям даны рекомендации в устной и письменной форме. | 1.А.Ю. Кремлякова. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ 2. Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? |
Диагностика | Диагностика родителей по необходимости (анализ семейных взаимоотношений, и т.п.) | По данным диагностики назначены повторные консультации с родителями, даны рекомендации. | 2. Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? | |
Просвещение | 1.Открытые совместные занятие с музыкальным руководителем и инструктором по ФИЗО в младших группах. 2. Групповые родительские собрания в младших группах, примерные темы: *Адаптация ребенка к детскому саду. *Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста. *Значение мамы в жизни ребенка раннего возраста. 3.Создание информационных уголков, папок передвижек «Ребенок идет в детский сад». | 1.Знакомство родителей со спецификой работы специалистов, а также родители увидели своего ребенка в групповой работе, его возможности и способности. 2. Повысилась компетентность родителей по данным вопросам, запись на индивидуальные консультации. | 1.А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению 2. Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори: метод. пособие. 3.Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? 4.ГалановА.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет» М.2006г. | |
Педагоги | Консультирование Просвещение | Индивидуальные консультации с педагогами ясельной группы по вопросам адаптации детей (по запросу) Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Шаги навстречу» | Педагоги получили рекомендации по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Расширились и структурировались имеющиеся у педагогов знания по работе с детьми 2-3 лет в период адаптации к ДОУ. | 1.Работа педагога – психолога в ДОУ. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2.Практикум для детского психолога. Широкова Г. А., .А.Ю. Кремлякова. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ |
Направление «Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)»
Контингент | Виды работ | Мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Качественные результаты | Методическое обеспечение |
Дошкольники | Просвещение Диагностика Коррекция | Беседа «Как влияет поведение детей на их здоровье» Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников (по запросу) Проведение занятий в «Игры, которые лечат для детей 5-7 лет» Игры для снятия страхов «Пчелка в темноте», «Качели», «Неваляшка». Театрализованные этюды: «Страшный сон», «Гроза». | Повысились знания детей в вопросах ответственности за собственное поведение ориентированное на здоровый образ жизни. По результатам диагностики с родителями проведены индивидуальные консультации, даны рекомендации по снижению уровня личностной тревожности ребенка и повышения самооценки. Корректирование уровня психической и физической подготовленности воспитанников | Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002. «Лесенка» В.Г.Щур А.С. Галанов «Игры которые лечат» |
Педагоги | Профилактика, просвещение | Консультации, семинары-практикумы, направленные на сохранение и укрепление здоровья, примерные темы: *профилактика профессионального выгорания педагогов * Способы снятия психоэмоционального напряжения (приемы арттерапии, песочной терапии) | Педагоги повысили свою компетентность по данным вопросам. | 1.128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. М.Кипнис. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. |
Диагностика | «Диагностика уровня эмоционального выгорания у педагогов» | По данным диагностики построен план работы с педагогами, даны рекомендации. | Методика Бойко. | |
Родители | Консультирование Просвещение Профилактика Диагностика Коррекция | Индивидуальные консультации для родителей детей, имеющих элементы неблагополучия в психологическом здоровье (заикание, невроз, низкая самооценка и замкнутость, агрессивное поведение). - Родительское собрание «Сохранение и укрепление психического здоровья детей» - Буклет для родителей «Как вести себя при истерике ребенка» Комплексные занятия для родителей и детей «Здоровье будущего первоклассника»: - Скоро в школу (Новый режим дня без проблем); - Укрепляем здоровье дошколят. КВН между родителями и детьми «Спорт и здоровье». Семейная гостиная родителей : «Условия для оптимизации оздоровительной деятельности с детьми», «Как родителям научиться контролировать свои негативные эмоции». | Родители получили рекомендации, по необходимости организована коррекционная работа с детьми. Повысилась информированность родителей в вопросах профилактики неврозов у детей. Повысилась информированность родителей о конструктивных способах взаимодействия с детьми Определился общий уровень психической подготовленности воспитанников Повысилась компетентность родителей в вопросах сбережения собственного здоровья и ребенка | Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. Л.Матвеева, И.Выбойщик. |
Направление Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно - эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, произвольную регуляцию, готовности к школе, стабильности эмоционально – личностных состояний, структурирования мышления, активизация памяти, речи.
Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям.
Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной и в групповой форме. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания).
Занятия проводятся в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима в ДОУ.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный момент: создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
- Мотивационный этап: сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, выяснения, исходного уровня знаний детей по данной теме;
- Практический этап: подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей.
- Рефлексивный этап: обобщение полученных знаний;
- Подведение итогов занятия.
Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ, представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию психического развития детей.
Контингент | Виды работ | Мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Качественные результаты | |
Дошкольники | Развивающие занятия с ребенком с гиперактивным ребенком. | Положительная динамика в познавательном развитии. | Адаптированная программа по работе с гиперактивным ребенком | |
Воспитатели | консультирование просвещение | Индивидуальные консультации для определения целей и задач по работе с гиперактивными детьми (в течение года) | Воспитателям получили рекомендации по работе с гиперактивными детьми. | Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. |
Родители | Консультирование просвещение | Индивидуальные консультации с родителями гиперактивных детей в начале и в конце учебного года. | Предоставлены рекомендации в устой и письменной форме, практическая литература для занятий с ребенком. Организована обратная связь в виде представленных игр для занятий дома. | Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей»М.2005 |
2.2 Взаимодействие с администрацией и педагогами ДОУ.
С руководителем:
- Совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
- Осуществляю поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Предоставляю отчетную документацию.
- Провожу индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- Оказываю экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем:
- Участвую в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
- Участвую в разработке адаптированных образовательных программ на детей.
- Разрабатываю программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвую в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
- Участвую в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
- Представляю документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Провожу психологическое сопровождение конкурсов (детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
- Участвую в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателями
1. Содействую формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвую совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
3.Оказываю консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляю психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирую воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Провожу консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Консультирую воспитателей по предупреждению и коррекции нарушений в эмоциональной и когнитивных сферах у детей.
- Оказываю психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Обучаю воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (Тренинги).
- Содействую повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
С музыкальным руководителем
- Помогаю в создании эмоционального настроя, повышении внимания воспитанников
- Участвую в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Учу детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Оказываю консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
- Участвую в организации и проведении театрализованных представлений.
С учителем-логопедом
1.Участвую в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
2.Участвует в разработке и проведении совместных мероприятиях с родителями, детьми, педагогами, проектной деятельности в летне-оздоровительный период и т.п.
3.Совместно со специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
4.Участвую в реализации коррекционно-образовательной программы в логопедических группах
С инструктором по физической культуре
1. Формирую у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Оказываю помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
3. Способствую взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
4.. Систематизирую результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
5. Способствую внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
6. Способствую формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
3. Организационный раздел.
3.1 Условия реализации программы
Формы работы с детьми, педагогами, родителями (групповые, подгрупповые, индивидуальные).
Группа | Количество детей | Длительность мероприятий | Количество мероприятий в неделю | Форма работы |
1-ая младшая | Группа | 1.5 часа | 1 | Групповая |
2-ая младшая | 2-3 ребенка | 20 минут | 2 | Индивидуальная |
Средняя | 2-3 ребенка | 20 минут | 2 | Индивидуальная |
Старшая | Подгруппа (6-8 детей) | 25 минут | 4 | Подгрупповая |
2-3 ребенка | 20 минут | 2 | Индивидуальная | |
Подготовительная | Подгруппа (6-8 детей) | 30 минут | 2 | Подгрупповая |
2-3 ребенка | 20 минут | 2 | Индивидуальная |
Формы работы с педагогами
Количество педагогов | Длительность мероприятий | Количество мероприятий в квартал | Форма работы |
11 | 45-60 минут | 1 | Групповые консультации, семинары, тренинги (по плану работы) |
5 | 20-30 минут | 1 | Индивидуальные консультации по результату диагностики (первичной, итоговой) |
1-4 | 45-60 минут | По запросу | Индивидуальные консультации |
Форма работы с родителями
Количество родителей | Длительность мероприятий | Количество мероприятий в квартал | Форма работы |
По списочному составу группы | 30-40 минут | 3 | Групповые консультации, семинары практикумы, родительские собрания (по плану работы) |
По списочному составу группы | 20-30 минут | 3 | Индивидуальные консультации по результату диагностики. |
Примерно 24 | 40-50 минут | По запросу | Индивидуальные консультации |
Комплектация групп и продолжительность мероприятий зависит от возрастной категории. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Мероприятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий, порядок упражнений можно менять.
Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
Индивидуальная работа.
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и консультировании родителей и педагогов.
Продолжительность упражнений для снятия мышечного и психологического напряжения во время НОД – 2-3 мин.
3.2 Диагностический инструментарий
Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп (примерный перечень):
Методика, источник | Диагностируемые параметры | Распределение по возрастным группам | |||
4-5 (средняя группа) | 5-6 (старшая группа) | 6-7 (подгот. группа) | |||
Познавательное развитие | |||||
1 | Методика Пьерона-Рузена Психодиагностическая работа в начальной школе / И.А.Архипова, А.А.Матвеева. СПб. «Образование», 1994. | Внимание | + | ||
2 | Найди такуюже Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014. | + | + | ||
3 | Лабиринты Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014. | + | + | + | |
4 | Домик Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова. Волгоград, 2011 | + | |||
5 | Шифровка Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. | + | + | ||
6 | 10 слов Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова. Волгоград, 2011 | Память | + | + | + |
7 | 10 картинок Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова. Волгоград, 2011 | + | + | + | |
8 | Пиктограммы Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. | + | + | ||
9 | Найди домик для картинки Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014. | Мышление | + | + | + |
10 | Нелепицы Психодиагностика в дошкольных учреждениях / сост. Н.Д.Денисова. Волгоград, 2011. | + | + | ||
11 | Рыбка Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014. | + | |||
12 | Последовательные картинки Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в детском саду. СПб, 2011. | + | + | ||
13 | Закончи предложение Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. | + | |||
14 | 4 лишний Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014. | + | + | ||
15 | Найди недостающий Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014 | + | |||
16 | Теппинг-тест | Моторика | + | + | + |
17 | Графический диктант Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. | + | |||
18 | Вырезание по контуру Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014. | + | |||
19 | Скопируй фразу Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. | + | |||
20 | Уложи монетки в коробку Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. | + | |||
21 | Пальчик с носиком здоровается Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. | + | |||
22 | Скопируй геометрическую фигуру Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. | + | |||
23 | Собери матрешку Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014. | + | |||
24 | Разрезные картинки Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», Н.Я. и М.М.Семаго, М. – 2003. | Восприятие | + | + | + |
25 | Почтовый ящик Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. М.,Генезис, 2014. | + | |||
26 | Узнавание перечеркнутых изображений Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», Н.Я. и М.М.Семаго, М. – 2003. | + | + | + | |
27 | Узнавание реалистичных изображений Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», Н.Я. и М.М.Семаго, М. – 2003. | + | + | + | |
28 | Узнавание наложенных изображений Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», Н.Я. и М.М.Семаго, М. – 2003. | + | + | + | |
Эмоционально-личностная сфера | |||||
29 | Эмпатия Авт. С.Т.Посохова, Е.Е.Белан | Способность к эмпатии | + | + | + |
30 | Рисунок человека Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. | Личностные особенности | + | + | + |
31 | Рисунок несуществующего животного Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. | Разработанность и оригинальность воображения | + | + | + |
32 | Рисунок семьи Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997. | Межличностные отношения | + | + | + |
33 | Два дома Психодиагностика в дошкольных учреждениях / сост. Н.Д.Денисова. Волгоград, 2011. | + | + | + | |
34 | ЦТО Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. – СПб., «Речь», 2001. | + | + | + | |
35 | Выбери нужное лицо Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н.Д.Денисова. Волгоград, 2010. | Тревожность | + | + | + |
Мотивационная готовность к школе | |||||
36 | Рисунок «Я в школе» | + | |||
37 | Стандартизированная беседа (15 вопр.) | + |
Примерный перечень тем просвитительской деятельности
Родители | Педагоги | |
Ранний и младший возраст | ||
«Как подготовить ребенка к ДОУ» | «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми» | |
«Как помочь ребенку в период адаптации» | «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей» | |
«Как играть с ребенком» | «Кризис трех лет» | |
«Как справиться с детскими капризами» | «Возрастные особенности детей 1,5-4 лет» | |
«Поощрение и наказание» | «Речь и мышление» | |
«Если ребенок кусается, грызет ногти» | «Адаптация ребенка в ДОУ» | |
«Как провести с ребенком выходной день» | «Роль развивающих игр для детей 1,5 – 4 лет» | |
«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживанию» | «Пальчиковые игры - зачем они нужны?» | |
Средний возраст | ||
«Какие игрушки нужны детям?» | «Возрастные особенности детей 4-5 лет» | |
«Мой ребенок – ябеда» | «Гиперактивный ребенок» | |
«Роль отца в развитии ребенка» | «Методы активного слушанья» | |
«Адаптация к условиям детского сада» | «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики» | |
«Если мама одна...» | «Конфликты между детьми» | |
«Поощрение и наказание ребенка в семье» | «Коммуникативность в общении с коллегами и детьми» | |
«Условия поло-ролевого воспитания ребенка» | «Эффективное педагогическое общение» | |
«Влияние родительских установок на развитие» | «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми | |
«Взаимодействие с трудными детьми» | «Эмоциональное состояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей» | |
«Как предупредить отклонения в поведении ребенка» | «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики ребенка» | |
Старший возраст | ||
«Как научить ребенка дружить» | «Возрастные особенности детей 5-6 лет» | |
«Детская ревность» | «Сказки как источник творчества детей» | |
«Авторитет – основа воспитания» | «Использование релаксационной музыки» | |
«Половое воспитание» | «Эмоциональное благополучие ребенка» | |
«Детская агрессия» | «Помощь детям с ОВЗ» | |
«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» | «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников» | |
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» | «Конфликты между детьми» | |
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» | «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста» | |
«Тревожный ребенок» | «Решаем проблемы, играя с детьми» | |
«Гиперактивный ребенок» | «Привычка трудиться» | |
Подготовительный возраст | ||
«Компоненты школьной готовности» | «Возрастные особенности детей 6-7 лет» | |
«Психологическая готовность ребенка к школе» | «Детские конфликты» | |
«Мой ребенок - левша» | «Школа – это не страшно» | |
«Безопасность на улице» | «Нужен ли ребенку мобильный телефон?» | |
«Полоролевое воспитание ребенка» | «Привычка трудиться» | |
«Развитие тонкой моторики дошкольников» | «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации» | |
«Психологические особенности детей 6-7 лет» | «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы ДОУ» | |
«Кризис семи лет» | «Психологическая безопасность ребенка» | |
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» | «Гиперактивность ребенка-опасность для его будущего» | |
«Воспитательные возможности художественной литературы» | «Общение-это искусство» |
Примерный перечень тем профилактической деятельности
Родители | Педагоги |
«Понимаете ли вы своего ребенка?» | Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем. |
«Что такое хорошо и что такое плохо» | «Индивидуальные психологические особенности детей» |
«Результаты диагностики уровня развития познавательных способностей детей » | «Психологическая готовность ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка. |
«Результаты диагностики уровня эмоционального развития детей» | Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» |
«Адаптация ребенка к новым условиям» | «Беседы по результатам психологической диагностики в начале и в конце учебного года» |
«Страх и его особенности» | Тренинг «Сплочение педагогического коллектива» |
Диагностические методики, используемые при обследовании родителей воспитанников МДОУ и педагогов (примерный перечень):
Педагоги | Родители |
Изучение психологического климата коллектива Материалы РГПУ им. А.И.Герцена | Опросник «Анализ семейного воспитания» Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996 |
Тест Т.Лири Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. | Типовое стояние семьи Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996 |
Тест описания поведения Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. Л., 1981. | Биографический опросник Материалы РГПУ им. А.И.Герцена |
Опросник субъективной локализации контроля Материалы РГПУ им. А.И.Герцена | Информированность об инвалиах с психическими нарушениями Шипицина Л.М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб: Изд-во «Дидактика плюс», 2002. |
Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. | Анкета для определения социально-бытовых навыков Шипицина Л.М. «Необучаемый ребенок» в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб: Изд-во «Дидактика плюс», 2002. |
3.3 Тематическое планирование коррекционной работы.
Вторая младшая группа
Цель работы:
с агрессивными детьми:
1.Обучение агрессивных детей способом выражения гнева, навыком распознавания и контроля над поведением;
2. Формирование способности к доверию, сопереживанию.
С гиперактивными детьми:
1. Тренировка психомоторных функций .
2. Снижение эмоционального напряжения.
3. Коррекция поведения с помощью релаксационных игр или упражнений
С тревожными детьми:
1. Повышение самооценки
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, волнующих его ситуациях,
3. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
С застенчивыми детьми:
1. Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развития паралингвистических средств общения.
2. Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, снижения психоэмоционального напряжения.
Мес. | Недели | Категории детей | Форма работы (игры, упражнения, этюды, беседы т.д.) |
сентябрь | 1 неделя | агрессивные | «Обзывалки», «Два барана», - (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Кричалки, шепталки, молчалки», - (Шевцова И.В.) «Говори», - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Волшебный стул», «Слепой танец», «Водопад», «Насос и мяч»- (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Незнайка», «Змейка (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
октябрь | 1 неделя | агрессивные | «Прогулка с компасом», (Коротаева Е.В.): «Зайчики» - (Бардиер Г,Л.) |
2 неделя | гиперактивные | «Кричалки, шепталки, молчалки», «Разговор с руками»- (Шевцова И.В.) | |
3 неделя | тревожные | «Драка», «Деревья качаются», (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Веселый мячик», «Встреча с другом», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
ноябрь | 1 неделя | агрессивные | «Бумажные мячики», «Четыре стихии» - «Обзывалки» - (Кряжева Н.Л,) |
2 неделя | гиперактивные | «Драка», «Разговор с руками» - (Шевцова И.В.) | |
3 неделя | тревожные | «Винт», «Воздушный шарик», - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Как общаться без слов?», «Через стекло»(Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
декабрь | 1 неделя | агрессивные | «Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В.), «Зайчики» (Кряжева Н.Л,) |
2 неделя | гиперактивные | «Кричалки, шепталки, молчалки», «Разговор с руками»- (Шевцова И.В.) | |
3 неделя | тревожные | «Волшебный стул», «Лодка», (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Закончи предложение», «Лети, лети лепесток» (КатаеваЛ.И,) | |
январь | 1 неделя | агрессивные | «Толкалки», (Коротаева Е.В.) «Жужи» - (Кряжева Н.Л.» |
2 неделя | гиперактивные | «Драка», «Подарок под елкой» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Необычная радуга», «Деревья качаются», (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Незнайка», «Два клоуна», «Угадай эмоцию», «Рисуем свое настроение» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
февраль | 1 неделя | агрессивные | ««Голова мяч», «Бумажные мячики» (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Драка», «Морские волны» (Кряжева Н.) | |
3 неделя | тревожные | «Драка», «Деревья качаются», (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Веселый мячик», «Встреча с другом», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
март | 1 неделя | агрессивные | «Дракон», «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л) |
2 неделя | гиперактивные | «Дудочка», «Улитка», (Кряжева Н.) | |
3 неделя | тревожные | «Цветок», «Воздушный шарик», (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Паровозик», «Разыгрывание ситуации», (Катаева Л.И,) | |
апрель | 1 неделя | агрессивные | «Тух-тиби-дух» - (Фопель К.), «Попроси игрушку», (Кряжева Н.Л.) |
2 неделя | гиперактивные | «Съедобные, несъедобные», «Замри, отомри», « (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Винтик», «Воздушный шарик», «(Шевцова Н.Л.) | |
4 неделя | застенчивые | «Как мы боремся с трудностями», «Улиточка», (Катаева Л.И.) | |
май | 1 неделя | агрессивные | Диагностика |
2 неделя | гиперактивные | Диагностика | |
3 неделя | тревожные | «Шалтай болтай». «Корабль и ветер», (Шевцова Н.Л.) | |
4 неделя | застенчивые | «Робкий Чебурашка», «Ласковое имя», (Катаева Л.И.) |
Тематическое планирование коррекционной работы.
Средняя группа
Цель работы:
с агрессивными детьми:
1.Обучение агрессивных детей способом выражения гнева, навыком распознавания и контроля над поведением;
2. Формирование способности к эмпатии, доверию, сопереживанию.
С гиперактивными детьми:
1. Развитие внимания ребенка.
2. Тренировка психомоторных функций .
3. Снижение эмоционального напряжения.
4. Формирование у детей моральных представлений
5. Коррекция поведения с помощью релаксационных игр или упражнений
С тревожными детьми:
1. Повышение самооценки
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, волнующих его ситуациях,
3. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
С застенчивыми детьми:
1. Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развития паралингвистических средств общения.
2. Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, снижения психоэмоционального напряжения.
Мес. | Недели | Категории детей | Форма работы (игры, упражнения, этюды, беседы т.д.) |
сентябрь | 1 неделя | агрессивные | «Доброе животное» - (Кряжева Н.Л,) «Тух-тиби-дух» - (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Говори», «Броуновское движение» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Водопад», «Насос и мяч» - (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Два клоуна», «Разыгрываем сказку» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
октябрь | 1 неделя | агрессивные | «Ласковые лапки» - (Шевцова И.В.) «Рубка дров» - (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | « «Морские волны», «Ловим комаров» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Петрушка пляшет», «Любопытная Варвара» - (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Угадай эмоцию», «Рисуем свое настроение» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
ноябрь | 1 неделя | агрессивные | «Обзывалки» (Кряжева Н.Л,) , «Попроси игрушку» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) |
2 неделя | гиперактивные | (Шевцова И.В.) «Дудочка», «Насос и мяч» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Дудочка» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) «Волшебный стул» - (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Закончи предложение», «Рисуем свое настроение» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
декабрь | 1 неделя | агрессивные | «Ласковые лапки», «Жужа» (Кряжева Н.Л,) |
2 неделя | гиперактивные | «Флажок», «Поссорились два петушка» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Водопад», «Цветок» (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Путешествие», «Наши имена» (Катаева Л.И,) | |
январь | 1 неделя | агрессивные | «Ласковые лапки» - (Шевцова И.В.) «Рубка дров» - (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Штанга», «Флажок» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Воздушный шарик», «Любопытная Варвара» - (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Незнайка», «Два клоуна», «Угадай эмоцию», «Рисуем свое настроение» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
февраль | 1 неделя | агрессивные | «Аэробус» , «Бумажные мячики» (Фопель К.) «Ловим комаров» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) |
2 неделя | гиперактивные | «Драка», «Морские волны» (Кряжева Н.Л,) | |
3 неделя | тревожные | «Петрушка пляшет», «Любопытная Варвара» - (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Угадай эмоцию», «Рисуем свое настроение» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
март | 1 неделя | агрессивные | «Дракон», «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л.), «Маленькое приведение», «Начни и закончи» (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Запомни ритм», «Живая картина» (Кряжева Н.) | |
3 неделя | тревожные | «Водопад», «Любопытная Варвара» (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Закончи предложение», «Улиточка» (Катаева Л.И,) | |
апрель | 1 неделя | агрессивные | «Ругаемся с овощами», «Два барана» (Кряжева Н.Л.) |
2 неделя | гиперактивные | «Да, нет не говори» «Разговор с руками» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Похвали себя», «Волшебный стул» (Шевцова Н.Л.) | |
4 неделя | застенчивые | «Смелые мышки», «Комплимент» (Катаева Л.И.) | |
май | 1 неделя | агрессивные | Диагностика |
2 неделя | гиперактивные | Диагностика | |
3 неделя | тревожные | «Угадай по голосу», «Разведчики» (Шевцова Н.Л.) | |
4 неделя | застенчивые | «Незнайка», «Жмурки» (Катаева Л.И.) |
Тематическое планирование коррекционной работы.
Старшая группа
Цель работы:
с агрессивными детьми:
- Установить доверительное отношения между взрослыми и детьми.
- Научить быть менее обидчивым и согласовывать свои действия с другими
3. Обучить детей способом выражения гнева, навыкам распознавания и контроля над поведением;
4. Формировать способности к эмпатии, доверию, сопереживанию.
С гиперактивными детьми:
1. Развитие внимания, наблюдательности, выдержки и самоконтроля ребенка.
2. Тренировка психомоторных функций .
3. Снижение эмоционального напряжения.
4. Формирование у детей моральных представлений
5. Коррекция поведения с помощью релаксационных игр или упражнений
С тревожными детьми:
1. Повышение самооценки, преодоление негативных переживаний, снижение мышечных зажимов.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, волнующих его ситуациях,
3. Контролировать свои чувственные переживания.
С застенчивыми детьми:
1. Развитие коммуникативных способностей и доверия,
2.Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развития паралингвистических средств общения.
3. Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, снижения психоэмоционального напряжения.
Мес. | Недели | Категории детей | Форма работы (игры, упражнения, этюды, беседы т.д.) |
сентябрь | 1 неделя | агрессивные | диагностика |
2 неделя | гиперактивные | диагностика | |
3 неделя | тревожные | «За что меня любит мама», «Степой танец», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Как можно научиться общаться без слов? », «Разыграй ситуацию», (Катаева Л.И.) | |
октябрь | 1 неделя | агрессивные | «Я вижу доброе дело», «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л) |
2 неделя | гиперактивные | «Запрещенный цвет», «Черепахи»- (Фопель К.) | |
3 неделя | тревожные | «Страшная сказка», «Неопределенные фигуры», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б | |
4 неделя | застенчивые | «Смелые мышки», «Путешествие», (Катаева Л.И.) | |
ноябрь | 1 неделя | агрессивные | «Злюка у бежала», «Рассерженный мальчик» «Мешочек со страхами» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) |
2 неделя | гиперактивные | «Зеленый, красный не говори», «Колечко» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Росточек под солнцем», «Расскажи свой страх», «Дудочка» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Закончи предложение», «разыграй ситуацию», Рисуем свое настроение» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
декабрь | 1 неделя | агрессивные | «Подушечный бой», (Фопель К.), «Жужа», «Попроси ласково» (Кряжева Н.Л,) |
2 неделя | гиперактивные | «Запрещенные движения», «У ребят порядок строгий»- (Фопель К ), «Поссорились два петушка» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Азбука», «Настроение», «Смелые ребята» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б.) | |
4 неделя | застенчивые | «Закончи предложение», «Самолет», «Построим сами », (Катаева Л.И,) | |
январь | 1 неделя | агрессивные | «Камушек в ботинки», «Обзывалкиь» - (Кряжева Н.Л.) «Рубка дров» - (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Черепахи», «Зеркало» «Рюкзак бежит по кругу», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Танцующие руки», «Волшебный стул», - (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Расскажи о себе», «Комплименты», «Жмурки», (Катаева Л.И.) | |
февраль | 1 неделя | агрессивные | «Нарисуй свою агрессию», «Прогулка в страну добра», «Ловим комаров» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) |
2 неделя | гиперактивные | «Продолжи ритм», «Хлопни, топни», «Шапка-невидимка» (Кряжева Н.) | |
3 неделя | тревожные | «Солнце в ладошки», «Волшебные зеркала», «Горячие ладошки» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Встреча с другом», «Наши добрые имена», «Лети, лети лепесток» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
март | 1 неделя | агрессивные | «Узнай по мимике», «Цепочка добрых слов» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б), «Начни и закончи» (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Пальцы звери добрые, пальцы звери злые», (О Хухлаева) «Шапка-невидимка» ( Кряжева Н.) | |
3 неделя | тревожные | «Слепой танец», «Придумай веселый конец», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б.) | |
4 неделя | застенчивые | «Дракон ловит свой хвост», «Через стекло», «Улиточка» (Катаева Л.И,) | |
апрель | 1 неделя | агрессивные | «Попроси игрушку» , «Маленькое приведение», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) «Два барана» (Кряжева Н.Л.) |
2 неделя | гиперактивные | «Комплимент» (Кряжева Н.Л,) «Бумажные мячики», (Фопель К) «Нарисуй и порви» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Корабль и ветер», «Дом ужасов» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «На кого я похож?», «Марионетка» (Катаева Л.И.) | |
май | 1 неделя | агрессивные | Диагностика |
2 неделя | гиперактивные | Диагностика | |
3 неделя | тревожные | «Петушиные бои». «Угадай что спрятано в песке», ((Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Расскажи без слов», «Придуманная страна», (Катаева Л.И.) |
Тематическое планирование коррекционной работы.
Подготовительная группа
Цель работы:
с агрессивными детьми:
- Установить доверительное отношения между взрослыми и детьми.
- Научить быть менее обидчивым и согласовывать свои действия с другими
3. Обучить детей способом выражения гнева, навыкам распознавания и контроля над поведением;
4. Формировать способности к эмпатии, доверию, сопереживанию.
С гиперактивными детьми:
1. Развитие внимания, наблюдательности, выдержки и самоконтроля ребенка.
2. Тренировка психомоторных функций .
3. Снижение эмоционального напряжения.
4. Формирование у детей моральных представлений
5. Коррекция поведения с помощью релаксационных игр или упражнений
С тревожными детьми:
1. Повышение самооценки, преодоление негативных переживаний, снижение мышечных зажимов.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, волнующих его ситуациях,
3. Контролировать свои чувственные переживания.
С застенчивыми детьми:
1. Развитие коммуникативных способностей и доверия,
2.Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развития паралингвистических средств общения.
3. Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, снижения психоэмоционального напряжения.
Мес. | Недели | Категории детей | Форма работы (игры, упражнения, этюды, беседы т.д.) |
сентябрь | 1 неделя | агрессивные | диагностика |
2 неделя | гиперактивные | диагностика | |
3 неделя | тревожные | «Росточек под солнцем», «Возьми и передай», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Разыграй ситуацию», «Пройди не останавливаясь», «Я начну, а ты продолжи»(Катаева Л.И.) | |
октябрь | 1 неделя | агрессивные | «Дракон», «Маленькое приведение» (Кряжева Н.Л,) |
2 неделя | гиперактивные | «Волшебная цифра», «Смеяться запрещается»- (Фопель К.) | |
3 неделя | тревожные | «Страшная сказка», «Неопределенные фигуры», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б | |
4 неделя | застенчивые | «Нарисуй себя», «Придуманная страна», «Построй своё счастье» ( Катаева Л.И.) | |
ноябрь | 1 неделя | агрессивные | «Когда я сержусь», «Толкалки» «Ворвись в круг» (Фопель К) |
2 неделя | гиперактивные | «Лохматый пес», «Команда, стой!», «Черепахи» (Фопель К) | |
3 неделя | тревожные | «Росточек под солнцем», «Расскажи свой страх», «Дудочка» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Ласковое имя», «Смелая улитка», (Катаева Л.И.) Рисуем свое настроение» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
декабрь | 1 неделя | агрессивные | «Глаза в глаза», «Доброе слово» (Фопель К.), «Жужо» (Кряжева Н.Л,) |
2 неделя | гиперактивные | «Холодно, горячо», «Запомни попорядку», «Чего не стало? »- (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Азбука», «настроение», «Смелые ребята» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б.) | |
4 неделя | застенчивые | «Жираф», «Иностранец», «Произнеси по разному », (Катаева Л.И,) | |
январь | 1 неделя | агрессивные | «Камушек в ботинки», «Король» - (Кряжева Н.Л.) «Рубка дров» - (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Остановись пол команде», «Найди лишнее «Смелые мышки», (Фопель К) | |
3 неделя | тревожные | «Танцующие руки», «Волшебный стул», - (Шевцова И.В.) | |
4 неделя | застенчивые | «Слепой и поводырь», «Лифт», «Робкий Чебурашка», (Катаева Л.И.) | |
февраль | 1 неделя | агрессивные | «Нарисуй что беспокоит», «Аэробус» «Ловим комаров» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) |
2 неделя | гиперактивные | «Иголочка- ниточка», «Скажи наоборот», «Пройди не заметно» (Кряжева Н.) | |
3 неделя | тревожные | «Солнце в ладошки», «Волшебные зеркала», «Горячие ладошки» - (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Магазин игрушек», «Менялки», «Закончи предложение» (Катаева И.Л.) | |
март | 1 неделя | агрессивные | «Голова мяч», «Два барана» (Кряжева Н.Л.), «Начни и закончи» (Фопель К.) |
2 неделя | гиперактивные | «Хитрый кот», «Колечко- выйди на крылечко» , «Лохматый пес»( Кряжева Н.) | |
3 неделя | тревожные | «Слепой танец», «Придумай веселый конец», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б.) | |
4 неделя | застенчивые | «Дракон ловит свой хвост», «Представьте что будет», «Научи Незнайку» (Катаева Л.И,) | |
апрель | 1 неделя | агрессивные | «Попроси игрушку» , «Маленькое приведение», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) «Два барана» (Кряжева Н.Л.) |
2 неделя | гиперактивные | «Доброе животное», «Передай мяч со словом», (Кряжева Н.Л.) «Найди промолчи» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
3 неделя | тревожные | «Корабль и ветер», «Дом ужасов» (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Путешествие страну Стесляндия », «Командир» (Катаева Л.И.) | |
май | 1 неделя | агрессивные | Диагностика |
2 неделя | гиперактивные | Диагностика | |
3 неделя | тревожные | «Петушиные бои». «Угадай что спрятано в песке», (Лютова Е.К. и Монина Г.Б) | |
4 неделя | застенчивые | «Оцени ситуацию», «Ты начни, другие продолжат», (Катаева Л.И.) |
4.Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ Приложение
- Консультативное пространство оснащено столом с компьютером, стульями.
- Игровое пространство включает тумбочка с игрушками, детские столы и стульчики.
- Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, шкафами с игрушками, пособиями и рабочими папками.
- Зона релаксации оснащено диваном с подушками для снятия напряжения (слоники)
Литература подобрана по следующим разделам:
- по общей психологии;
- по детской психологии и возрастным особенностям детей;
- коррекционно-развивающая;
- по диагностике уровня развития детей;
- для родителей;
- периодические издания;
— по организации психологической службы в ДОУ.
Игровое пространство включает:
- набор мозаик из пластмассы;
- логическое домино;
- пирамиды, матрешки;
- конструктор;
- лото;
- наборы кубиков;
- куб форм (с прорезями);
- различные головоломки;
- «Умные шнуровки»
тематические игры «Азбука настроений», «Больше-меньше», «Четвертый — лишний», «Часть и целое», «Группируем по признакам» «Найди похожую фигуру», «Веселый зоопарк», «Путаница» «Противоположности»;
10)маски с различным эмоциональным выражением;
11)мягкие игрушки :
- еж;
- заяц;
- медведь.
12) наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз»):
- деревья;
- здания, дома;
- мебель;
- машинки;
- посуда;
- дикие животные;
- домашние животные;
- древние животные (динозавры);
- солдатики;
- самолеты, вертолеты, лодки;
- драгоценности, клады;
- пупсы, люди;
- фантастические персонажи;
- оружие, бытовые приборы;
- семья людей;
13)ящик для песка
- ящик с подсветкой для рисования;
15)разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши)
16)диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
- сундучок с пуговицами
- волшебные мешочки
- счетные палочки
- сюжетные картинки