В помощь педагогу- воспитателю. Выступление по теме:" Типология родителей и особенности взаимодействия с ними"

Дзинзус Ольга Ильинична

Данный матерал дает практические рекомендации педагогам для  эффективной  организации работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В помощь педагогу- воспитателю.

 Выступление по теме: «Типология родителей и особенности взаимодействия с ними».

Представьте себя в конфликтной ситуации  с родителями, с детьми, с родственниками,  со знакомыми , с друзьями… Внимательно  проанализируйте характер ваших эмоций, определите « ведущую» эмоцию, привычные для вас высказывания в этих ситуациях и сделайте вывод для себя. Можете ли вы назвать себя в этих ситуациях интеллигентным человеком?  Не всегда наше выражение эмоций нам нравится, хочется быть защищенным от этого негативного проявления .  

В ситуации общения с родителями, когда Вы ограничены в свободе выражения своих эмоций, психологическая защита может выражаться в предварительной оценке родителей.

В процессе работы оказалось, что  родителей можно приблизительно разделить на  шесть типов:

  • позитивно ориентированные;
  • союзники;
  • манипуляторы;
  • творческие;
  • равнодушные;
  • деструктивные.

Предложенная классификация не претендует на научность, а лишь позволяет задуматься о том,  что родители могут быть носителями самых разных установок, позиций по отношению к образовательному учреждению в целом и к воспитателю в частности.

Презентация, слайд 1.

Позитивно ориентированные. Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей .Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то , по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению  к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм- что угодно;  но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию,  умение быть благодарным.

Презентация , слайд 2.

Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то  они принимают различные способы их решения, сотрудничают или идут на компромисс.

Презентация, слайд 3.

Союзники. Организация помощи воспитателю является их основной целью. Мнение педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают.

Презентация, слайд 4.

В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения воспитателя.

Презентация , слайд 5.

Манипуляторы. Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон., специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей делать то, что нужно родителю- манипулятору. Если манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория людей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т.д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, « хлопает дверями», настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.  

Презентация, слайд 6.

Главное орудие против манипуляторов- научиться нейтрализовать их нападки, умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию « взрослого». Необходимо сделать их позицию « прозрачной», открытой и понятной для всех. При этом, если  вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на все его действия, это обязательно вызовет у него взрыв, ваша улыбка будет восприниматься как издевательство. Однако формально вы держите себя в рамках приличия, и поэтому с вашей улыбкой он ничего сделать не может. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.

Презентация, слайд 7.

Творческие. Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления, Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все обыденное , посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми.

Презентация , слайд 8.

Общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом они могут не заметить  уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они спонтанны и не всегда хорошо организованы. Главное- не отнести их к деструктивным. Союз с ними необходим, так как особая роль «творческих» - в их способности модернизировать весь процесс совместной работы, изменяя критерии( они всегда ориентированы на качество).

Презентация, слайд 9

Равнодушные. Скептики по натуре, они никогда не на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению.

Презентация, слайд 10.

На равнодушных можно проверить  на прочность любое нововведение, идею, предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними – ваш авторитет.

Презентация, слайд 11.

Деструктивные. Для них характерны отрицательное мотивационное  воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты.

Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие.

  1. Блокирование- родитель не согласен и отвергает усилия воспитателя, демонстрирует, что ничего не достигнуто.
  2. Агрессивность- критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.
  3. Стремится к признанию – привлекает внимание, « тащит одеяло» на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.
  4. Уход.- проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.
  5. Доминирование- настаивает на собственной правите, прерывает других, указывает, направляет, требует.
  6. Стремление исповедаться- использует других в качестве аудитории и раскрывает личные , не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Презентация, слайд 12.

Причины такого поведения могут быть связаны с проблемой идентичности ( кто я?), с проблемой власти, контроля и влияния, с проблемой доверия и т.д.

Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Более всего для этого случая подходит выбор позиции  « заботящегося родителя», « врача»,  который помнит старую, но очень верную формулу: «здоровый на больного не обижается» .  Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя  благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит  впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.

Презентация, слайд 13.

Для того , чтобы отнести родителей к тому или иному типу( из предложенной классификации), необходимо лучше их узнать, ближе познакомиться. Для этого можно использовать ряд упражнений- знакомств, которые можно использовать в групповой работе с родителями. Данные упражнения приоткроют для вас завесу характера родителя и создадут положительный эмоциональный настрой в начале вашей работы.

Упражнение « Закончи фразу».

Продолжите фразу : « мой друг сказал бы обо мне…»

Упражнение « Расскажи от имени предмета»

Возьмите в руки любой предмет, который находится у вас в сумке ( в кармане). И расскажите о себе от имени этого предмета. Например : предмет – телефон. « Я- телефон, мою хозяйку зовут Ольга. Она не очень любит разговаривать по телефону, поэтому часто забывает меня дома…»

Упражнение « Снежный ком»

Назовите свое имя и черту характера, которую вы цените в себе, следующий человек перед тем , как назвать свое имя и черту характера должен произнести имена и черты характера предыдущих ораторов в том порядке, как они были озвучены. Например:  Тимур -смелый, Олег- веселый, Татьяна- нежная, я- Борис- справедливый… Последний участник должен назвать имена и черты характера всех.

Упражнения с ассоциативными карточками. Можно использовать любые варианты этих упражнений. Самое простое- выбери карточку, с которой ассоциируешь себя, объясни , почему выбрал именно эту карточку.

Упражнение « Пальчики»

На счет три «выбросьте» на руках любое количество пальцев. Зафиксируйте это количество. Теперь назовите столько черт своего характера, сколько пальцев « выброшено» на руках.

Упражнение « Мяч желаний»

Передаем мяч по кругу, когда мяч попадает в руки , необходимо озвучить свое желание( сиюминутное либо перспективное).

Литература:

Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.-160.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ Дзинзус Ольга Ильинична , психолог ГУ ЛНР « ЯСЛИ-САД № 121»

Слайд 2

ПОЗИТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РОДИТЕЛИ Для них характерно : Стремление к понимаю и объективной оценке Умеют слушать и слышать Стремление к самоусовершенствованию Умение быть благодарным

Слайд 3

Особенности работы с позитивно ориентированными родителями Общение не требует специфических приемов . При недоразумениях такие родители принимают различные способы решения ситуации, сотрудничают, идут на компромисс.

Слайд 4

РОДИТЕЛИ- СОЮЗНИКИ Для них характерно : Организация помощи воспитателю- их основная цель Легко вступают в дискуссию, сотрудничают Воспитатель для них- авторитет Часто выступают посредниками между родителями и воспитателями

Слайд 5

Особенности работы с родителями- союзниками Это те родители, на которых всегда можно опираться. В случае возникновения противоречий эти родители всегда встанут на сторону воспитателя.

Слайд 6

РОДИТЕЛИ- МАНИПУЛЯТОРЫ Для них характерно : Стремление управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон При неудачах в манипулировании испытывают комплекс неполноценности. Усиливают свою манипуляцию используя деньги, подарки, настраивание друг против друга и т.д.

Слайд 7

Особенности работы с родителями- манипуляторами Главное орудие против манипуляторов- научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию « взрослого».

Слайд 8

ТВОРЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ Для них характерно : Склонность к импровизации, действуют не по правилам Спонтанны и независимы в своих суждениях Стремятся быстрее действовать, а не только рассуждать Ориентированы на качество Терпение редко покидает их, но важна вера в то, чем занимаются

Слайд 9

Особенности работы с творческими родителями Творческие родители требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Союз с ними необходим, т.к. особая роль «творческих» – в их способности модернизировать весь процесс совместной работы, изменяя критерии.

Слайд 10

РАВНОДУШНЫЕ РОДИТЕЛИ Для них характерно: Скептицизм Никогда ни на что не настраиваются Во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем мешают конструктивному общению

Слайд 11

Особенности работы с равнодушными родителями Данный тип родителей полезен тем, что на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею. Главное оружие в общении с равнодушными родителями- ваш авторитет.

Слайд 12

ДЕСТРУКТИВНЫЕ РОДИТЕЛИ Для них характерно: Отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей Нарушение взаимоотношений, конфликты Использование различных ролей ( блокирование, агрессивность, стремление к признанию, уход, доминирование, роль исповедывающегося)

Слайд 13

Особенности работы с деструктивными родителями Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Поскольку данный тип родителей очень чувствителен к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности .

Слайд 14

Примеры упражнений- знакомств для работы с родителями Упражнение «Закончи фразу» Упражнение « Рассказ от имени предмета» Упражнение « Снежный ком» Упражнения с ассоциативными карточками Упражнение « Пальчики» Упражнение « Мяч желаний»

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ