Психолого-педагогическая развивающая программа, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений «Давай дружить».
Данная программа предназаначена для гармонизации и развития детско-родительских отношений, как условия преодоления эмоционального неблагополучия ребенка 9-12 лет и улучшения его социальной адаптации. Использование этой программы в работе с приемными семьями может служить профилактикой возвратов детей в социальные учреждения. Методы, используемые в программе: элементы арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, игровой терапии, психологическое провещение и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогическая развивающая программа "Давай дружить" | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая
развивающая программа,
направленная на гармонизацию
детско-родительских отношений
«Давай дружить»
Составитель: Балаболкина М.Л.,
педагог-психолог
Санкт-Петербург
2017 г.
Тип и вид программы
Данная программа является развивающей, предметная область, детско-родительские отношения.
Цель программы состоит в развитии и гармонизации детско-родительских отношений, как условия для улучшения социальной адаптации и преодоления эмоционального неблагополучия ребенка 9-12 летнего возраста (страхи, тревожность, обидчивость, и т.д.).
Задачи программы
Снижение психоэмоционального напряжения в детско-родительских отношениях.
Снижение уровня тревожности, агрессивности у участников психокоррекционного процесса.
Повышение самооценки, воспитание уверенности в себе, активизация деятельностного потенциала ребенка.
Воспитание взаимного принятия и уважения.
Преодоление негативных поведенческих стереотипов.
Осознание ребенком ресурса и поддержки исходящих от родителей, в том числе и приемных, и возможности их использования для преодоления жизненных затруднений.
Адресат.
Программа предназначена для развивающей работы с детьми 9-12 лет, проявляющими признаки эмоционального неблагополучия и их родителями, или одним из них (в том числе и приемными).
Значимость программы; актуальность реализуемых задач
Актуальность выбранной темы обусловлена частыми обращениями родителей за помощью к психологу. Основной причиной обращений служит жалоба на плохое поведение детей, непонимание причин его вызывающих, и, в конечном счете, непринятие ребенка родителями, причем преимущественно матерями. Систематическое недовольство действиями ребенка приводит к разрушению эмоционального контакта в детско-родительской общности и возникновению все более и более напряженных отношений, которые препятствуют доверительному и дружескому общению, а иногда являются поводом для возвратов детей в социальные учреждения.
В программе использован мультимодальный подход
Методы, используемые в программе:
беседа,
наблюдение,
биографический метод,
анализ продуктов деятельности,
элементы арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, игровой терапии,
метод психологического просвещения.
Использование программы предваряет консультирование родителей по определению запроса, диагностика эмоциональной сферы ребенка, и особенностей детско-родительских отношений, которая включает в себя следующие методики: Проективная методика контурный САТ-Н для детей, Тест цветовых отношений М.Эткинда, Рисунок семьи, а так же опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В.Столин.
Условия реализации программы.
Форма занятий.
Программа представляет собой серию совместных занятий родителей, или одного из них и ребенка.
Продолжительность курса.
Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 60 минут, с рекомендованной частотой встреч, 1 раз в неделю. Материалы и оборудование необходимые для каждого занятия указаны в тематическом плане.
Показания и противопоказания.
Показанием для участия детей в развивающей программе является наличие симптомов эмоционального неблагополучия: страхов, высокого уровня тревожности, замкнутости, конфликтности, агрессивности, нарушения общения со сверстниками, низкая самооценка. Возможным противопоказанием к прохождению курса является наличие органического поражения ЦНС и психические заболевания.
Ожидаемые результаты:
- улучшение отношений между родителями и ребенком, рост взаимопонимания, взаимопринятия;
- появление у ребенка ответственности, большее доверие к возможностям ребенка со стороны родителей.
- расширение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками.
Оценка эффективности занятий, главным образом, основывается на повторной диагностике тех сфер, которые исследуются перед прохождением курса и на субъективных отчетах взрослых участников процесса.
Положительная динамика, наблюдаемая в ходе использования программы, свидетельствует о том, что цели и задачи, поставленные перед программой реализуются.
Описание занятий.
Программа представляет собой структурированное взаимодействие родителей, или одного из них, и ребенка.
Данная программа содержит примерный план из 10 занятий. Практический психолог может варьировать используемые упражнения и их количество в зависимости от интенсивности детско-родительского конфликта, индивидуальных особенностей участников и их готовности к изменениям. Подробное описание некоторых игр отнесено в приложение.
Примерная структура занятий
Этапы | Время | Задачи | Средства | Роль ведущего |
Приветствие | 5-10 мин | Налаживание контакта между участниками и психологом, создание доверительной атмосферы. | Беседа | Обеспечение для каждого участника психо-коррекционного процесса максимально комфортного вхождения в работу. |
Разминка | 5-10 мин | Ослабление психической напряженности, развитие межличностных связей, активизация самостоятельной психической активности, включение в совместную деятельность. | Игры и упражнения | Обозначение правил и границ, обеспечение безопасности. |
Основная часть | 35-40 мин | Задачи, соответствующие содержанию и целям программы. | Разнообразные формы направленной активности (игры, рисование, эл-ты различных психотехник). | Организация рабочего пространства, соблюдение принципа экологичности, предоставление участникам необходимой информации, помощь в овладении новыми конструктивными навыками. |
Завершение занятия | 10 мин | Создание условий для наиболее полного выражения чувств, психологический анализ событий, произошедших на занятии, их соотнесение с реальной жизнью, подведение итогов проделанной работы. | Психологическая беседа аналитичского содержания, подвижные и релаксационные упражнения. | Поддержание атмосферы принятия, помощь участникам в отреагировании чувств, осознавании происходящего, завершение встречи в позитивном эмоциональном состоянии. |
Прощание | 5 мин | Формулирование домашнего задания, обозначение окончания занятия, определение времени для новой встречи. | Беседа. | Оказание участникам эмоциональной поддержки. |
Занятие 1
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы | Обсуждение целей работы | |
Разминка | Игра « Зогенция» | Карточки для игры «Зогенция» |
Основная работа | Построй свой дом и пригласи в гости. Проход по туннелю. | Паралоновый конструктор, может быть заменен имеющимся в наличии инвентерем (покрывала, стулья и т.д.) |
Завершение работы | Анализ занятия |
Занятие 2
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы | Обсуждение целей работы | |
Разминка | Скажи другому комплимент | |
Основная работа | Упр. в паре. «Изобрази совместную деятельность» Построй общий дом (по ролям: командир и рабочий). Рисование на свободную тему. | Паралоновый конструктор. Бумага, краски, аудиомагнитофон, кассеты с релаксационной музыкой. |
Завершение работы | Анализ занятия, домашнее задание: анализ совместной деятельности в повседневной жизни. |
Занятие 3
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы | Обсуждение домашнего задания | |
Разминка | Взаимные ассоциации | |
Основная работа | Упр. Доверительное падение. Упр. Рисование под диктовку. | Канцтовары. |
Завершение работы | Анализ занятия, домашнее задание; тренироваться в «доверительном падении». |
Занятие 4
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы | Обсуждение целей работы, обсуждение домашнего задания. | |
Разминка | Упр. Лепка пряника | Коврик, магнитофон, кассета с веселой музыкой. |
Основная работа | Упр. Заработай миллион. Обсуждение. Упр. Слепой и поводырь. Обсуждение. Рисование на свободную тему. | Повязка на глаза, канцтовары. |
Завершение работы | Анализ занятия, домашнее задание: анализировать моменты взаимодействия в повседневной жизни. |
Занятие 5
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы | Обсуждение домашнего задания | |
Разминка | Сделай рекламу своему партнеру | |
Основная работа | Я-идеальное, Я-реальное, Кто я? Игра: «Кто перед тобой?» | Канцтовары. |
Завершение работы | Анализ занятия |
Занятие 6
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы. | Обсуждение чувств и переживаний участников. | |
Разминка | Упр. Я-хороший. | |
Основная работа. | Упр. Проход через пропасть. Совместный рисунок на ватмане. Обсуждение стратегии работы и чувств. | Повязка на глаза, 5 одеял, канцтовары. Магнитофон, запись релаксационной музыки. |
Завершение работы | Анализ занятия, Домашнее задание: проследить, как влияет на взаимодействие ощущение себя хорошим и ощущение себя плохим. |
Занятие 7
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы | Обсуждение домашнего задания. | |
Разминка | Упр. Какие бывают чувства?. | |
Основная работа | Беседа на тему: Как бы нам хотелось, что бы другие выражали свои чувства, и как мы выражаем свои? Упр. Почувствуй другого. Рисунок чувств. | Канцтовары, магнитофон, кассета с записью релаксационной музыки. |
Завершение работы. | Анализ занятия. Домашнее задание: обратить внимание на то, как чувства влияют на наше поведение. |
Занятие 8
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы | Обсуждение чувств и переживаний участников. | |
Основная работа | Беседа по теме: что изменилось во взаимоотношениях с момента начала занятий? Упр. Равновесие.(сидя, на коленях, стоя). Упр. Изобрази чувство. Фантазия на тему «Убежище». Рисунок. | Канцтовары, магнитофон, релаксационная запись. |
Завершение | Анализ занятия. |
Занятие 9
Этап | Содержание | Материалы |
Начало работы | Обсуждение чувств по отношению друг к другу. | |
Основная работа | Упр. Интонации. Упр. Зеркало. Игра. Караблекрушение. | Два стула. |
Завершение работы | Анализ занятия. |
Занятие 10
Этап | Содержание | Материалы |
Разминка | Игра. Колечко. Игра. Листочек. | Колечко небольшого диаметра, несколько нитей, деревянная палочка, лист бумаги. |
Основная работа | Упр. Успехи.(Написать какой вы хороший человек и почему). Совместный рисунок на ватмане. | Канцтовары, магнитофон, запись релаксационной музыки. |
Завершение работы | Обсуждение достигнутых изменений, выявление их позитивного смысла, построение планов на будущее. Прощание. |
Описание игр и упражнений использованных в программе
Название | Цель | Описание упражнения (игры). |
Построй свой дом и пригласи гостей. | Определение границ участников. Выявление гибкости этих границ, необходимой для конструктивного взаимодействия. | Участники используя паралоновый конструктор (или имеющийся инвентарь) строят каждый свой дом, затем приглашают друг друга в гости. Обсуждается комфортность пребывания в доме хозяина и гостей, а также возможность проникновения в дом. |
Проход по туннелю. | Активизация внутреннего ресурса ребенка, осознание возможности преодолевать трудности. Создание позитивного эмоционального настроя на взаимодействие с родителем. | Выстраивается туннель из паралоновых секций или стульев. И ребенок проползает по нему, преодолевая помехи ведущего. На выходе ребенка встречает мама, которая радуется возможности ребенка преодолевать трудности. |
Скажи другому комплимент. | Выявление актуального отношения участников друг к другу. Возможность осознания положительных качеств друг друга. | Участники садятся рядом и по очереди говорят друг другу комплименты. |
Изобрази совместную деятельность. | Осознание участниками возможности взаимодействия, а так же пользы приносимой партнером в определенных видах деятельности. | Участники по очереди придумывают и изображают пантомимой виды деятельности где без напарника обойтись невозможно. |
Построй общий дом (по ролям: командир и рабочий). | Определение возможности конструктивного взаимодействия, а также возможности удерживаться в рамках выбранной роли, уважая границы другого и неся ответственность за свои действия. | Участники сами выбирают роли, и в соответствии с этим строят дом, затем меняются ролями. Обсуждается, в качестве кого работать было легче и комфортнее, в каких реальных жизненных ситуациях возникают подобные затруднения и как они влияют на возникновение конфликтов во взаимоотношениях. |
Взаимные ассоциации. | Выразить свое восприятие партнера в метафорической форме и таким образом способствовать развитию рефлексии. | Участники садятся рядом и придумывают ассоциации друг другу. Обсуждается отношение участников к услышанному в отношении себя. |
Доверительное падение. | В телесной метафоре понять насколько доверяешь партнеру и попытаться через данное упражнение усилить взаимное доверие. | Один из участников стоит лицом к стене, другой у него за спиной. Стоящий у стены падает назад, другой его удерживает, возвращая в исходное положение. Обсуждение: чувства возникающие при ощущении поддержки, возможность перенести данный опыт на другие жизненные ситуации. |
Рисование под диктовку. | Определить уровень взаимопонимания, наглядно увидеть и почувствовать, что порой непонимание друг друга вызывающее конфликтные ситуации возникает из-за недостаточно точного объяснения. | Участник получает лист бумаги с графическим рисунком, второй участник получает чистый лист бумаги и карандаш. Задача первого максимально точно, в словесной форме передать свой рисунок, что бы партнер смог изобразить такой же. Уточняющие вопросы задавать не разрешается. Затем рисунки сравнивают, обсуждая причины несоответствия. |
Название | Цель | Описание упражнения (игры). |
Сделай рекламу своему партнеру. | Продемонстрировать партнеру, что его положительные качества видят и ценят, с целью повышения самооценки и создания положительного эмоционального настроя между участниками. | Участники получают лист бумаги и в свободной форме создают текст рекламы своего партнера. То же можно делать устно, представив в лучшем свете своего партнера воображаемому собеседнику. |
Лепка пряника. | Активизация телесного контакта между мамой и ребенком, создание положительного эмоционального контакта между участниками. | Под веселую музыку мама делает шуточный массаж ребенку, имитируя этапы приготовления пряника (замешивание теста, придание ему формы и т.д.). |
Заработай миллион. | Определить к чему более склонны участники при взаимодействии: к сотрудничеству или к конкуренции. Какие позиции выбирают? Насколько уважают интересы друг друга и умеют договариваться в совместной деятельности. | Участники становятся рядом, берут друг друга за руки. Каждое касание рукой своего бедра оценивается в 100 виртуальных рублей. Задача, заработать как можно больше денег за 2 минуты. |
Слепой и поводырь. | Почувствовать себя в двух ролях: опекаемым (нуждающимся в помощи) и определить свое отношение и чувства к предлагаемой помощи, а также определить какую помощь хотелось бы получить в действительности, опекающим (предоставляющим помощь и заботу, несущим ответственность за кого-то) и определить свои чувства и отношение к этой роли. | Одному участнику завязывают глаза, задача второго познакомить «слепого» с новым помещением, где ему предстоит провести какое-то время. Каждый из участников должен побывать в роли «слепого» и в роли поводыря. |
Я-реальное, Я-идеальное. | Усилить самоосознание, определить направление саморазвития на символическом уровне, выявить актуальное отношение к себе у участников. | Участникам выдается лист бумаги, разделенный на две части, цветные карандаши, на одной половине предлагается изобразить образ себя реального, на другой половине - себя идеального. |
Кто я? | Осознать свои актуальные роли и соотнести полученный результат с желаемым. | Участникам выдается по листу бумаги и ручке, далее предлагается написать 10 ответов на вопрос «Кто Я?» и выразить свое отношение к полученным результатам. |
Кто перед тобой? | Приобретение навыка самовыражения, а также осознание того, что окружающие могут вас понять. | Участникам дается задание, в пантомиме изобразить какое-либо , состояние, явление природы, животное и т.д. Остальные пытаются угадать, что изображается. |
Я-хороший! | Актуализация позитивной самооценки, отношения к себе и возможности принятия того факта, что другие тоже хорошие. Создание положительного эмоционального настроя. | Участники, двигаясь по комнате, утвердительно сообщают друг другу: «Я - хороший(ая)» сопровождая слова утвердительным жестом. |
Название | Цель | Описание упражнения (игры). |
Проход через пропасть. | Ощутить поддержку и необхо-димость ее принятия в некоторых ситуациях. Проявить заботливое и ответственное отношение к друг другу, попытаться понимать друг друга без слов. | Одному из участников завязывают глаза, задача второго провести его по сложному маршруту, выложенному на полу из свернутых одеял, представляя что справа и слева от « тропы» пропасть. При выполнении упражнения нельзя общаться вербально. |
Совместный рисунок на ватмане -1. | Выявление стратегии взаимодействия и чувств возникающих при выполнении совместной работы. | Участникам выдается лист ватмана, два набора красок и предлагается нарисовать совместный рисунок. Обсуждается процесс работы и получившийся результат. |
Почувствуй другого. | Формирование навыков невербальной настройки друг на друга. | Участники, стоя в центре комнаты спиной друг к другу начинают медленно расходиться в разные стороны. Задание - обернуться одновременно с партнером. |
Изобрази чувство. | Формирование навыков выражения чувств через телесную метафору. Возможность ощутить понимание окружающих | |
Равновесие. | Через телесную метафору найти баланс во взаимодействии, и осознать, что для этого необходимо. | Упражнение выполняется в трех положениях: сидя, стоя на коленях, стоя. Находясь друг на против друга участники держатся за руки и максимально отклоняются назад стараясь сохранить равновесие. |
Фантазия на тему «Убежище». | Достижение состояния эмоционального комфорта, активизация внутренних ресурсов. | Под релаксационную музыку участникам предлагается представить такое место, где они чувствуют себя комфортно и безопасно, затем необходимо зарисовать образ и обсудить возникшие чувства. |
Интонации. | Осознание того, как интонация и тон произносимых слов могут изменять смысл сказанного, влиять на чувства и поведение других людей. | Участникам дается задание повторять по очереди определенный набор фраз с разной интонацией, изменяя этим смысл сказанного. Партнер дает обратную связь о том, какой эмоциональный отклик вызывает услышанное. |
Зеркало. | Формирование навыка подстраиваться к другому человеку, сосредотачивать свое внимание на другом человеке. | Участники становятся лицом друг к другу, один начинает делать какие-либо движения, другой являясь «зеркалом» пытается макси-мально точно и по возможности одновременно отображать эти движения. Обсуждается в кА-кой роли было легче каждому из участников, какие чувства вызывала каждая из ролей. |
Кораблекрушение. | Формирование навыков сотруд-ничества, выявление особенностей детско-родительских отношений, дает ли родитель ребенку возможность проявить инициативу, принять на себя ответственность. | Участникам дается два стула. Предлагается с помощью этих двух стульев пересеч комнату от одной стены до другой как можно быстрее. |
Колечко. | Активизация процесса сотруд-ничества, нахождение оптимальной стратегии во взаимодействии. | К колечку небольшого диаметра привязаны две длинные ниточки, предлагается одеть колечко на карандаш, удерживая его за нити. |
Листочек. | Активизация творческого подхода во взаимодействии, создание положительного эмоционального настроя. | Участникам выдается лист бумаги и пред-лагается найти способ переложить этот лист с одной головы на другую, без помощи рук. |
Успехи. | Усиление позитивного отношения к себе, осознание достигнутых результатов. | Участникам выдается бумага и ручка, предлагается перечислить свои достоинства и недавние достижения. |
Совместный рисунок на ватмане - 2. | Увидеть и осознать динамику во взаимоотношениях с ребенком. | Участникам предлагается нарисовать совместный рисунок. Обсуждается стратегия работы в сравнении с предыдущим опытом. |
Приложение.
Психологическая игра «Зогенция».
Правила игры.
Игра для детей латентного возраста (от 8-12 лет) для игры с отдельными детьми, с группами детей или с семьями с целью развития «эмоциональной» или социальной компетенции. (Игра предназначена для детей, которые уже умеют читать. Однако, в нее могут играть и более младшие дети, если помогать им читать карточки).
Перемешанные карты кладутся на середину стола. Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Если участник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе эту карту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если участник считает, что карта ему не подходит, он передает ее следующему участнику или кладет в отдельную стопку - «корзину для мусора». Когда карты распределены, участники зачитывают вслух все свои карты. Если кто-то считает, что ему более важны какие-то другие карты, чем свои собственные, он может попросить обменять их.
Особенность этой игры заключается в том, что в ней никто отдельно не выигрывает. Напротив, в выигрыше оказываются все, благодаря лучшему знакомству с особенностями личности как себя самого, так и партнеров по игре.
Игру можно дополнить карточками, которые ребенок напишет сам.
Литература.
1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» М. ЧЕРО: 1997г.
2.К. Рудестам «Групповая психотерапия» Питер 1998г.
3. В.И. Гарбузов «Практическая психотерапия» А.О. Сфера 1994г.
4. М. Кипнис «Тренинг коммуникации». М.: Ось- 89, 2004г.
5. Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер «Практикум по игровой психотерапии» Питер 2000г.
6. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать» Москва «Генезис» 1998г.