Психолого-педагогическая развивающая программа, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений «Давай дружить».

Балаболкина Майя Львовна

Данная программа предназаначена для гармонизации и развития детско-родительских отношений, как условия преодоления эмоционального неблагополучия ребенка 9-12 лет и улучшения его социальной адаптации. Использование этой программы в работе с приемными семьями может служить профилактикой возвратов детей в социальные учреждения. Методы, используемые в программе: элементы арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, игровой терапии, психологическое провещение и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая

развивающая программа,

 направленная на  гармонизацию

детско-родительских отношений

«Давай дружить»

                                                                Составитель: Балаболкина М.Л.,

                                                                педагог-психолог

Санкт-Петербург

2017 г.

        Тип и вид программы

        Данная программа является развивающей, предметная область, детско-родительские отношения.

        Цель программы состоит в развитии и гармонизации детско-родительских отношений, как условия для улучшения социальной адаптации и преодоления эмоционального неблагополучия ребенка 9-12 летнего возраста (страхи, тревожность, обидчивость,  и т.д.).

        Задачи программы

        Снижение психоэмоционального напряжения в детско-родительских отношениях.

        Снижение уровня тревожности, агрессивности у участников психокоррекционного процесса.

        Повышение самооценки, воспитание уверенности в себе, активизация деятельностного потенциала ребенка.

        Воспитание взаимного принятия и уважения.

        Преодоление негативных поведенческих стереотипов.

        Осознание ребенком ресурса и поддержки исходящих от родителей, в том числе и приемных,  и возможности их использования для преодоления жизненных затруднений.

         Адресат.

        Программа предназначена для развивающей работы с детьми 9-12 лет,  проявляющими признаки эмоционального неблагополучия и их родителями, или одним из них (в том числе и приемными).

        Значимость программы; актуальность реализуемых задач

        Актуальность выбранной темы обусловлена частыми обращениями родителей за помощью к психологу. Основной причиной обращений служит жалоба на плохое поведение детей, непонимание причин его вызывающих, и, в конечном счете, непринятие ребенка родителями, причем преимущественно матерями. Систематическое недовольство действиями ребенка приводит к разрушению эмоционального контакта в детско-родительской общности и возникновению все более и более напряженных отношений, которые препятствуют доверительному и дружескому общению, а иногда являются поводом для возвратов детей в социальные учреждения.

        В программе использован мультимодальный подход

        Методы, используемые в программе:

        беседа,

        наблюдение,

        биографический метод,

        анализ продуктов деятельности,

        элементы арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, игровой терапии,

         метод психологического просвещения.

        Использование программы предваряет консультирование родителей по определению запроса, диагностика эмоциональной сферы ребенка, и особенностей детско-родительских отношений, которая включает в себя следующие методики: Проективная методика контурный САТ-Н для детей, Тест цветовых отношений М.Эткинда, Рисунок семьи, а так же опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В.Столин.

                Условия реализации программы.

        Форма занятий.

        Программа представляет собой серию совместных занятий родителей, или одного из них и ребенка.

        Продолжительность курса.

        Программа рассчитана  на 10 занятий, продолжительностью 60 минут, с рекомендованной частотой встреч, 1 раз в неделю. Материалы и оборудование необходимые для каждого занятия указаны в тематическом плане.

        Показания и противопоказания.

        Показанием для участия детей в развивающей программе является наличие симптомов эмоционального неблагополучия: страхов, высокого уровня тревожности, замкнутости, конфликтности, агрессивности, нарушения общения со сверстниками, низкая самооценка.         Возможным противопоказанием к прохождению курса является наличие органического поражения ЦНС и психические заболевания.

        Ожидаемые результаты:

        - улучшение отношений между родителями и ребенком, рост взаимопонимания, взаимопринятия;

        - появление у ребенка  ответственности, большее доверие к возможностям ребенка со стороны родителей.

        - расширение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками.

        Оценка эффективности  занятий, главным образом, основывается на повторной диагностике тех сфер, которые исследуются перед прохождением курса и на субъективных отчетах взрослых участников процесса.

        Положительная динамика, наблюдаемая в ходе использования программы, свидетельствует о том, что цели и задачи, поставленные перед программой реализуются.

        

        Описание занятий.

        Программа представляет собой структурированное взаимодействие родителей, или одного из них, и ребенка.

        Данная программа содержит примерный план из 10 занятий. Практический психолог может варьировать используемые упражнения и их количество в зависимости от интенсивности детско-родительского конфликта, индивидуальных особенностей участников и их готовности к изменениям. Подробное описание некоторых игр отнесено в приложение.

Примерная структура занятий

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

5-10 мин

Налаживание контакта между участниками и психологом, создание доверительной атмосферы.

Беседа

Обеспечение для каждого участника психо-коррекционного процесса максимально комфортного вхождения в работу.

Разминка

5-10 мин

Ослабление психической напряженности, развитие межличностных связей, активизация самостоятельной психической активности, включение в совместную деятельность.

Игры и упражнения

Обозначение правил и границ, обеспечение безопасности.

Основная часть

35-40 мин

Задачи, соответствующие содержанию и целям программы.

Разнообразные формы направленной активности (игры, рисование, эл-ты различных психотехник).

Организация рабочего пространства, соблюдение принципа экологичности, предоставление участникам необходимой информации, помощь в овладении новыми конструктивными навыками.

Завершение занятия

10 мин

Создание условий для наиболее полного выражения чувств, психологический анализ событий, произошедших на занятии, их соотнесение с реальной жизнью, подведение итогов проделанной работы.

Психологическая беседа аналитичского содержания, подвижные и релаксационные упражнения.

Поддержание атмосферы принятия, помощь участникам в отреагировании чувств, осознавании происходящего, завершение встречи в позитивном эмоциональном состоянии.

Прощание

5 мин

Формулирование домашнего задания, обозначение окончания занятия, определение времени для новой встречи.

Беседа.

Оказание участникам эмоциональной поддержки.


Занятие 1

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы

Обсуждение целей работы

 Разминка

 Игра « Зогенция»

 Карточки для игры «Зогенция»

Основная работа

Построй свой дом и пригласи в гости.

Проход по туннелю.

 Паралоновый конструктор, может быть заменен имеющимся в наличии инвентерем (покрывала, стулья и т.д.)

Завершение работы

Анализ занятия

Занятие 2

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы

Обсуждение целей работы

Разминка

Скажи другому комплимент

Основная работа

Упр. в паре. «Изобрази совместную деятельность»

Построй общий дом (по ролям: командир и рабочий).

Рисование на свободную тему.

Паралоновый конструктор.

Бумага, краски, аудиомагнитофон, кассеты с релаксационной музыкой.

Завершение работы

Анализ занятия, домашнее задание: анализ совместной деятельности в повседневной жизни.

Занятие 3

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы

Обсуждение домашнего задания

Разминка

Взаимные ассоциации

Основная работа

Упр. Доверительное падение.

Упр. Рисование под диктовку.

Канцтовары.

Завершение работы

Анализ занятия, домашнее задание; тренироваться в «доверительном падении».

Занятие 4

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы

Обсуждение целей работы, обсуждение домашнего задания.

Разминка

Упр. Лепка пряника

Коврик, магнитофон, кассета с веселой музыкой.

Основная работа

Упр. Заработай миллион. Обсуждение.

Упр. Слепой и поводырь. Обсуждение.

Рисование на свободную тему.

Повязка на глаза, канцтовары.

Завершение работы

Анализ занятия, домашнее задание: анализировать моменты взаимодействия в повседневной жизни.

Занятие 5

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы

Обсуждение домашнего задания

Разминка

Сделай рекламу своему партнеру

Основная работа

Я-идеальное, Я-реальное, Кто я? Игра: «Кто перед тобой?»

Канцтовары.

Завершение работы

Анализ занятия


Занятие 6

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы.

Обсуждение чувств и переживаний участников.

Разминка

Упр. Я-хороший.

Основная работа.

Упр. Проход через пропасть. Совместный рисунок на ватмане. Обсуждение стратегии работы и чувств.

Повязка на глаза, 5 одеял, канцтовары. Магнитофон, запись релаксационной музыки.

Завершение работы

Анализ занятия, Домашнее задание: проследить, как влияет на взаимодействие ощущение себя хорошим и ощущение себя плохим.

Занятие 7

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы

Обсуждение домашнего задания.

Разминка

Упр.  Какие бывают чувства?.

Основная работа

Беседа на тему: Как бы нам хотелось, что бы другие выражали свои чувства, и как мы выражаем свои?

Упр. Почувствуй другого.

Рисунок чувств.

Канцтовары, магнитофон, кассета с записью релаксационной музыки.

Завершение работы.

Анализ занятия. Домашнее задание: обратить внимание на то, как чувства влияют на наше поведение.

Занятие 8

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы

Обсуждение чувств и переживаний участников.

Основная работа

Беседа по теме: что изменилось во взаимоотношениях с момента начала занятий?

Упр. Равновесие.(сидя, на коленях, стоя).

Упр. Изобрази чувство.

Фантазия на тему «Убежище». Рисунок.

Канцтовары, магнитофон, релаксационная запись.

Завершение

Анализ занятия.

Занятие 9

Этап

Содержание

Материалы

Начало работы

Обсуждение чувств по отношению друг к другу.

Основная работа

Упр. Интонации.

Упр. Зеркало.

Игра. Караблекрушение.

Два стула.

Завершение работы

Анализ занятия.

Занятие 10

Этап

Содержание

Материалы

Разминка

Игра. Колечко.

Игра. Листочек.

Колечко небольшого диаметра, несколько нитей, деревянная палочка, лист бумаги.

Основная работа

Упр. Успехи.(Написать какой вы хороший человек и почему).

Совместный рисунок на ватмане.

Канцтовары, магнитофон, запись релаксационной музыки.

Завершение работы

Обсуждение достигнутых изменений, выявление их позитивного смысла, построение планов на будущее. Прощание.

Описание игр и упражнений использованных в программе

Название

Цель

Описание упражнения (игры).

Построй свой дом и пригласи гостей.

Определение границ участников. Выявление гибкости этих границ, необходимой для конструктивного взаимодействия.

Участники используя паралоновый конструктор (или имеющийся инвентарь) строят каждый свой дом, затем приглашают друг друга в гости. Обсуждается комфортность пребывания в доме хозяина и гостей, а также возможность проникновения в дом.

Проход по туннелю.

Активизация внутреннего ресурса ребенка, осознание возможности преодолевать трудности. Создание позитивного эмоционального настроя на взаимодействие с родителем.

Выстраивается туннель из паралоновых секций или стульев.

И ребенок проползает по нему, преодолевая помехи ведущего. На выходе ребенка встречает мама, которая радуется возможности ребенка преодолевать трудности.

Скажи другому комплимент.

Выявление актуального отношения участников друг к другу. Возможность осознания положительных качеств друг друга.

Участники садятся рядом и по очереди говорят друг другу комплименты.

Изобрази совместную деятельность.

Осознание участниками возможности взаимодействия, а так же пользы приносимой партнером в определенных видах деятельности.

Участники по очереди придумывают и изображают пантомимой виды деятельности где без напарника обойтись невозможно.

Построй общий дом (по ролям: командир и рабочий).

Определение возможности конструктивного взаимодействия, а также возможности удерживаться в рамках выбранной роли, уважая границы другого и неся ответственность за свои действия.

Участники сами выбирают роли, и в соответствии с этим строят дом, затем меняются ролями. Обсуждается, в качестве кого работать было легче и комфортнее, в каких реальных жизненных ситуациях возникают подобные затруднения и как они влияют на возникновение конфликтов во взаимоотношениях.

Взаимные ассоциации.

Выразить свое восприятие партнера в метафорической форме и таким образом способствовать развитию рефлексии.

Участники садятся рядом и придумывают ассоциации друг другу. Обсуждается отношение участников к услышанному в отношении себя.

Доверительное падение.

В телесной метафоре понять насколько доверяешь партнеру и попытаться через данное упражнение усилить взаимное доверие.

Один из участников стоит лицом к стене, другой у него за спиной. Стоящий у стены падает назад, другой его удерживает, возвращая в исходное положение. Обсуждение: чувства возникающие при ощущении поддержки, возможность перенести данный опыт на другие жизненные ситуации.

Рисование под диктовку.

Определить уровень взаимопонимания, наглядно увидеть и почувствовать, что порой непонимание друг друга вызывающее конфликтные ситуации возникает из-за недостаточно точного объяснения.

Участник получает лист бумаги с графическим рисунком, второй участник получает чистый лист бумаги и карандаш. Задача первого максимально точно, в словесной форме передать свой рисунок, что бы партнер смог изобразить такой же. Уточняющие вопросы задавать не разрешается. Затем рисунки сравнивают, обсуждая причины несоответствия.


Название

Цель

Описание упражнения (игры).

Сделай рекламу своему партнеру.

Продемонстрировать партнеру, что его положительные качества видят и ценят, с целью повышения самооценки и создания положительного эмоционального настроя между участниками.

Участники получают лист бумаги и в свободной форме создают текст рекламы своего партнера. То же можно делать устно, представив в лучшем свете своего партнера воображаемому собеседнику.

Лепка пряника.

Активизация телесного контакта между мамой и ребенком, создание положительного эмоционального контакта между участниками.

Под веселую музыку мама делает шуточный массаж ребенку, имитируя этапы приготовления пряника (замешивание теста, придание ему формы и т.д.).

Заработай миллион.

Определить к чему более склонны участники при взаимодействии: к сотрудничеству или к конкуренции. Какие позиции выбирают? Насколько уважают интересы друг друга и умеют договариваться в совместной деятельности.

Участники становятся рядом, берут друг друга за руки. Каждое касание рукой своего бедра оценивается в 100 виртуальных рублей. Задача, заработать как можно больше денег за 2 минуты.

Слепой и поводырь.

Почувствовать себя в двух ролях: опекаемым (нуждающимся в помощи) и определить свое отношение и чувства к предлагаемой помощи, а также определить какую помощь хотелось бы получить в действительности, опекающим (предоставляющим помощь и заботу, несущим ответственность за кого-то) и определить свои чувства и отношение к этой роли.

Одному участнику завязывают глаза, задача второго познакомить «слепого» с новым помещением, где ему предстоит провести какое-то время. Каждый из участников должен побывать в роли «слепого» и в роли поводыря.

Я-реальное, Я-идеальное.

Усилить самоосознание, определить направление саморазвития на символическом уровне, выявить актуальное отношение к себе у участников.

Участникам выдается лист бумаги, разделенный на две части, цветные карандаши, на одной половине предлагается изобразить образ себя реального, на другой половине - себя идеального.

Кто я?

Осознать свои актуальные роли и соотнести полученный результат с желаемым.

Участникам выдается по листу бумаги и ручке, далее предлагается написать 10 ответов на вопрос «Кто Я?» и выразить свое отношение к полученным результатам.

Кто перед тобой?

Приобретение навыка самовыражения, а также осознание того, что окружающие могут вас понять.

Участникам дается задание, в пантомиме изобразить какое-либо , состояние, явление природы, животное и т.д. Остальные пытаются угадать, что изображается.

Я-хороший!

Актуализация позитивной самооценки, отношения к себе и возможности принятия того факта, что другие тоже хорошие. Создание положительного эмоционального настроя.

Участники, двигаясь по комнате, утвердительно сообщают друг другу: «Я - хороший(ая)» сопровождая слова утвердительным жестом.


Название

Цель

Описание упражнения (игры).

Проход через пропасть.

Ощутить поддержку и необхо-димость ее принятия в некоторых ситуациях. Проявить заботливое и ответственное отношение к друг другу, попытаться понимать друг друга без слов.

Одному из участников завязывают глаза, задача второго провести его по сложному маршруту, выложенному на полу из свернутых одеял, представляя что справа и слева от « тропы» пропасть. При выполнении упражнения нельзя общаться вербально.

Совместный рисунок на ватмане -1.

Выявление стратегии взаимодействия и чувств возникающих при выполнении совместной работы.

Участникам выдается лист ватмана,  два набора красок и предлагается нарисовать совместный рисунок. Обсуждается процесс работы и получившийся результат.

Почувствуй другого.

Формирование навыков невербальной настройки друг на друга.

Участники, стоя в центре комнаты спиной друг к другу начинают медленно расходиться в разные стороны. Задание - обернуться одновременно с партнером.

Изобрази чувство.

Формирование навыков выражения чувств через телесную метафору. Возможность ощутить понимание окружающих

Равновесие.

Через телесную метафору найти баланс во взаимодействии, и осознать, что для этого необходимо.

Упражнение выполняется в трех положениях: сидя, стоя на коленях, стоя. Находясь друг на против друга участники держатся за руки и максимально отклоняются назад стараясь сохранить равновесие.

Фантазия на тему «Убежище».

Достижение состояния эмоционального комфорта, активизация внутренних ресурсов.

Под релаксационную музыку участникам предлагается представить такое место, где они чувствуют себя комфортно и безопасно, затем необходимо зарисовать образ и обсудить возникшие чувства.

Интонации.

Осознание того, как интонация и тон произносимых слов могут изменять смысл сказанного, влиять на чувства и поведение других людей.

Участникам дается задание повторять по очереди определенный набор фраз с разной интонацией, изменяя этим смысл сказанного. Партнер дает обратную связь о том, какой эмоциональный отклик вызывает услышанное.

Зеркало.

Формирование навыка подстраиваться к другому человеку, сосредотачивать свое внимание на другом человеке.

Участники становятся лицом друг к другу, один начинает делать какие-либо движения, другой являясь «зеркалом» пытается макси-мально точно и по возможности одновременно отображать эти движения. Обсуждается в кА-кой роли было легче каждому из участников, какие чувства вызывала каждая из ролей.

Кораблекрушение.

Формирование навыков сотруд-ничества, выявление особенностей детско-родительских отношений, дает ли родитель ребенку возможность проявить инициативу, принять на себя ответственность.

Участникам дается два стула. Предлагается с помощью этих двух стульев пересеч комнату от одной стены до другой как можно быстрее.

Колечко.

Активизация процесса сотруд-ничества, нахождение оптимальной стратегии во взаимодействии.

К колечку небольшого диаметра привязаны две длинные ниточки, предлагается одеть колечко на карандаш, удерживая его за нити.

Листочек.

Активизация творческого подхода во взаимодействии, создание положительного эмоционального настроя.

Участникам выдается лист бумаги и пред-лагается найти способ переложить этот лист с одной головы на другую, без помощи рук.

Успехи.

Усиление позитивного отношения к себе, осознание достигнутых результатов.

Участникам выдается бумага и ручка, предлагается перечислить свои достоинства и недавние достижения.

Совместный рисунок на ватмане - 2.

Увидеть и осознать динамику во взаимоотношениях с ребенком.

Участникам предлагается нарисовать совместный рисунок. Обсуждается стратегия работы в сравнении с предыдущим опытом.

Приложение.

 

        Психологическая игра «Зогенция».

        Правила игры.

        Игра для детей латентного возраста (от 8-12 лет) для игры с отдельными детьми, с группами детей или с семьями с целью развития «эмоциональной» или социальной компетенции. (Игра предназначена для детей, которые уже умеют читать. Однако,  в нее могут играть и более младшие дети, если помогать им читать карточки).

        

        Перемешанные карты кладутся на середину стола. Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Если участник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе эту карту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если участник считает, что карта ему не подходит, он передает ее следующему участнику или кладет в отдельную стопку - «корзину для мусора». Когда карты распределены, участники зачитывают вслух все свои карты. Если кто-то считает, что ему более важны какие-то другие карты, чем свои собственные, он может попросить обменять их.

        Особенность этой игры заключается в том, что в ней никто отдельно не выигрывает. Напротив, в выигрыше оказываются все, благодаря лучшему знакомству с особенностями личности как себя самого, так и партнеров по игре.

 

        Игру можно дополнить карточками, которые ребенок напишет сам.

        Литература.

1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» М. ЧЕРО: 1997г.

2.К. Рудестам «Групповая психотерапия» Питер 1998г.

3. В.И. Гарбузов «Практическая психотерапия» А.О. Сфера 1994г.

4. М. Кипнис «Тренинг коммуникации». М.: Ось- 89, 2004г.

5. Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер «Практикум по игровой психотерапии» Питер 2000г.

6. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать» Москва «Генезис» 1998г.