Гиперактивный ребенок

Сартыыл Светлана Серекеевна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ (англ. attention deficit hyperactivity disorder, ADHD) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при неприспособленности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.

Диагностические критерии СДВГ

Диагноз синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет. Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет — 5 симптомов. Они считаются раздельными для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны проявляться и до 12 лет, и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Причины СДВГ

Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности детей – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием. Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника:

  • неумением концентрировать внимание;
  • неуспеваемостью;
  • частой критикой со стороны учителей и друзей;
  • социальной изоляцией;
  • нервными срывами.

Как распознать СДВГ

Синдром дефицита внимания выражается, прежде всего, в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Гиперактивность:

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Бывает болтливым.
  7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  10. Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло, при этом спит "свернувшись калачиком".

Невнимательность:

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).

Признаки гиперактивности проявляются в следующем:

  1. Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  2. Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  3. Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.

Дети с СДВГ отличаются  поверхностью интересов, спонтанностью действий. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности.

            Управлять такими детьми трудно, но можно. Как же отличить гиперактивного ребенка от своевольного?

            Гиперактивный ребенок искренне хочет владеть собой, но не может. В его поведении нет злого умысла – он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

            Гиперактивные  дети  на людях ведут себя гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающее. В отличие от своевольных детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он вовсе не хочет «Щекотать» нервы родителям и искренне не понимает, к чему могут привести его действия.

            Когда гиперактивным детям обычно ставят диагноз – минимальная мозговая дисфункция,  это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов.  Задаваться вопросами «в кого это он такой? И кто виноват?»  бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотится вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.

            Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант – когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом нужно ласковую строгость.

            Далее, необходимо максимально организовать  его жизнь. Как никому другому, ему нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и решимость. Полезно вывести на стене подробный распорядок дня. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При  этом следует заметить на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, «тормозной» путь длиннее обычного. Поэтому, если пора заканчивать игру, не требуйте чтобы он это делал немедленно, а предупредите заранее, что время подходит. Вообще таким детям приходится напоминать все по несколько раз. Это их особенность, с которой необходимо считаться.

            Особо возбудимому ребенку следует тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден. Но вовсе лишать его развлечений и походов в интересные места нельзя.  Однако,  если родители видят, что ребенок начинает перевозбуждаться, лучше сразу уйти. При этом неважно, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Пообещайте ребенку, что придете еще раз. Пусть у него сохранятся приятные воспоминания о том, где вы были вместе.

            Строгая, дисциплина требуется и от  родителей. Они должны научится  говорить тихо и успокаивающе, без раздражения.  Это очень важный аспект домашней терапии. Важно научиться «ловить» тот момент, когда гиперактивный ребенок начинает болезненно возбуждаться. Это требует от родителей особого внимания, но его вполне  возможно натренировать – ведь когда-то вы умели по плачу и капризу своего малыша точно определять его желания.

            Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее и приятное. Повторение  слов создает ритм, слегка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет.

Детей 4-5 лет минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю, но интересующую ребенку тему. Задавайте простые вопросы, требующие простых ответов. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными – особенно. К сожалению, именно с ними взрослые, как правило, изъясняются в режиме команд либо раздражаются длинными эмоциональными монологами.

Работа с гиперактивными детьми, нужно обращать особое внимание на обучении не счету или письму, а осмыслению        происходящего, учить думать, правильно интерпретировать свои действия,  мысли и чувства, а также чувства других  людей.

            Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже и не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте домой одного, максимум двух детей и держите игры под контролем, чтобы при необходимости быстро вмещаться и не дать разгореться конфликту. Но как же приучить его к коллективу? Всему свое время. Для гиперактивного ребенка важнее всего общение с ласковой, терпимой мамой.

С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме  объяснять обычные нормы поведения. Но все равно, пока ребенок не приобретет собственного опыта, предупреждения взрослых на него не подействует.

Работа с гиперактивными детьми. – Любовь О. канд. Псих. Наук. -Дошкольный психолог, - школьный  психолог, -  сентябрь 2012 –С.24-39.

С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме  объяснять обычные нормы поведения. Но все равно, пока ребенок не приобретет собственного опыта, предупреждения взрослых на него не подействует.

У гиперактивных детей, особое внимание нужно обращать  на осмыслению          происходящего, учить думать, правильно интерпретировать свои действия,  мысли и чувства, а также чувства других  людей.

Особо возбудимому ребенку следует тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден. Но вовсе лишать его развлечений и походов в интересные места нельзя.  Однако,  если родители видят, что ребенок начинает перевозбуждаться, лучше сразу уйти. При этом неважно, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Пообещайте ребенку, что придете еще раз. Пусть у него сохранятся приятные воспоминания о том, где вы были вместе.

Гиперактивный (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Дети с СДВГ отличаются  поверхностью интересов, спонтанностью действий. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности.

            Управлять такими детьми трудно, но можно. Как же отличить гиперактивного ребенка от своевольного?

            Гиперактивный ребенок искренне хочет владеть собой, но не может. В его поведении нет злого умысла – он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

            Гиперактивные  дети  на людях ведут себя гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он вовсе не хочет «Щекотать» нервы родителям и искренне не понимает, к чему могут привести его действия.

            Когда гиперактивным детям обычно ставят диагноз – минимальная мозговая дисфункция,  это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов.  Задаваться вопросами «в кого это он такой? И кто виноват?»  бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотится вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.

            Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант – когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом нужно ласковую строгость.

            Далее, необходимо максимально организовать  его жизнь. Как никому другому, ему нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и решимость. Полезно вывести на стене подробный распорядок дня. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При  этом следует заметить на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, «тормозной» путь длиннее обычного. Поэтому, если пора заканчивать игру, не требуйте чтобы он это делал немедленно, а предупредите заранее, что время подходит. Вообще таким детям приходится напоминать все по несколько раз. Это их особенность, с которой необходимо считаться.

                        Строгая, дисциплина требуется и от  родителей. Они должны научится  говорить тихо и успокаивающе, без раздражения.  Это очень важный аспект домашней терапии. Важно научиться «ловить» тот момент, когда гиперактивный ребенок начинает болезненно возбуждаться. Это требует от родителей особого внимания, но его вполне  возможно натренировать – ведь когда-то вы умели по плачу и капризу своего малыша точно определять его желания.

            Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее и приятное. Повторение  слов создает ритм, слегка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет.

Детей 4-5 лет минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю, но интересующую ребенку тему. Задавайте простые вопросы, требующие простых ответов. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными – особенно. К сожалению, именно с ними взрослые, как правило, изъясняются в режиме команд либо раздражаются длинными эмоциональными монологами.

            Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже и не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте домой одного, максимум двух детей и держите игры под контролем, чтобы при необходимости быстро вмещаться и не дать разгореться конфликту. Но как же приучить его к коллективу? Всему свое время. Для гиперактивного ребенка важнее всего общение с ласковой, терпимой мамой.

Литература

  1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002
  3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002
  4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001
  5. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. — Дефектология, 2003, № 6
  6. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007
  7. Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребёнок. — СПб.: Питер, 2004
  8. Работа с гиперактивными детьми. – Любовь О. канд. псих. наук. - Дошкольный психолог, - школьный  психолог, -  сентябрь 2012 –С.24-39.
  9. Ратнер А.Ю. Неврология новорождённых: острый период и поздние осложнения. 4-е изд., М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 368 с. ISBN 978-5-94774-897-0
  10. Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004
  11. Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok_sss.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок

E:\Images\Dup(01)Фото0020_e1.jpg

Сартыыл С.С.,

педагог-психолог

 ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ (англ. attention deficit hyperactivity disorder, ADHD) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при неприспособленности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.

Диагностические критерии СДВГ

Диагноз синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет. Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет — 5 симптомов. Они считаются раздельными для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны проявляться и до 12 лет, и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Причины СДВГ

Точная причина возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности детей – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием. Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника:

  • неумением концентрировать внимание;
  • неуспеваемостью;
  • частой критикой со стороны учителей и друзей;
  • социальной изоляцией;
  • нервными срывами.

Как распознать СДВГ

Синдром дефицита внимания выражается, прежде всего, в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Гиперактивность:

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Бывает болтливым.
  7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  10. Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло, при этом спит "свернувшись калачиком".

Невнимательность:

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).

Признаки гиперактивности проявляются в следующем:

  1. Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  2. Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  3. Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.

Дети с СДВГ отличаются  поверхностью интересов, спонтанностью действий. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности.

        Управлять такими детьми трудно, но можно. Как же отличить гиперактивного ребенка от своевольного?

        Гиперактивный ребенок искренне хочет владеть собой, но не может. В его поведении нет злого умысла – он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

        Гиперактивные  дети  на людях ведут себя гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающее. В отличие от своевольных детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он вовсе не хочет «Щекотать» нервы родителям и искренне не понимает, к чему могут привести его действия.

        Когда гиперактивным детям обычно ставят диагноз – минимальная мозговая дисфункция,  это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов.  Задаваться вопросами «в кого это он такой? И кто виноват?»  бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотится вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.

        Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант – когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом нужно ласковую строгость.

        Далее, необходимо максимально организовать  его жизнь. Как никому другому, ему нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и решимость. Полезно вывести на стене подробный распорядок дня. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При  этом следует заметить на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, «тормозной» путь длиннее обычного. Поэтому, если пора заканчивать игру, не требуйте чтобы он это делал немедленно, а предупредите заранее, что время подходит. Вообще таким детям приходится напоминать все по несколько раз. Это их особенность, с которой необходимо считаться.

        Особо возбудимому ребенку следует тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден. Но вовсе лишать его развлечений и походов в интересные места нельзя.  Однако,  если родители видят, что ребенок начинает перевозбуждаться, лучше сразу уйти. При этом неважно, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Пообещайте ребенку, что придете еще раз. Пусть у него сохранятся приятные воспоминания о том, где вы были вместе.

        Строгая, дисциплина требуется и от  родителей. Они должны научится  говорить тихо и успокаивающе, без раздражения.  Это очень важный аспект домашней терапии. Важно научиться «ловить» тот момент, когда гиперактивный ребенок начинает болезненно возбуждаться. Это требует от родителей особого внимания, но его вполне  возможно натренировать – ведь когда-то вы умели по плачу и капризу своего малыша точно определять его желания.

        Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее и приятное. Повторение  слов создает ритм, слегка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет.

Детей 4-5 лет минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю, но интересующую ребенку тему. Задавайте простые вопросы, требующие простых ответов. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными – особенно. К сожалению, именно с ними взрослые, как правило, изъясняются в режиме команд либо раздражаются длинными эмоциональными монологами.

Работа с гиперактивными детьми, нужно обращать особое внимание на обучении не счету или письму, а осмыслению         происходящего, учить думать, правильно интерпретировать свои действия,  мысли и чувства, а также чувства других  людей.

        Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже и не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте домой одного, максимум двух детей и держите игры под контролем, чтобы при необходимости быстро вмещаться и не дать разгореться конфликту. Но как же приучить его к коллективу? Всему свое время. Для гиперактивного ребенка важнее всего общение с ласковой, терпимой мамой.

С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме  объяснять обычные нормы поведения. Но все равно, пока ребенок не приобретет собственного опыта, предупреждения взрослых на него не подействует.

Работа с гиперактивными детьми. – Любовь О. канд. Псих. Наук. -Дошкольный психолог, - школьный  психолог, -  сентябрь 2012 –С.24-39.

С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме  объяснять обычные нормы поведения. Но все равно, пока ребенок не приобретет собственного опыта, предупреждения взрослых на него не подействует.

У гиперактивных детей, особое внимание нужно обращать  на осмыслению         происходящего, учить думать, правильно интерпретировать свои действия,  мысли и чувства, а также чувства других  людей.

Особо возбудимому ребенку следует тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден. Но вовсе лишать его развлечений и походов в интересные места нельзя.  Однако,  если родители видят, что ребенок начинает перевозбуждаться, лучше сразу уйти. При этом неважно, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Пообещайте ребенку, что придете еще раз. Пусть у него сохранятся приятные воспоминания о том, где вы были вместе.

Гиперактивный (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Дети с СДВГ отличаются  поверхностью интересов, спонтанностью действий. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности.

        Управлять такими детьми трудно, но можно. Как же отличить гиперактивного ребенка от своевольного?

        Гиперактивный ребенок искренне хочет владеть собой, но не может. В его поведении нет злого умысла – он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

        Гиперактивные  дети  на людях ведут себя гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он вовсе не хочет «Щекотать» нервы родителям и искренне не понимает, к чему могут привести его действия.

        Когда гиперактивным детям обычно ставят диагноз – минимальная мозговая дисфункция,  это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов.  Задаваться вопросами «в кого это он такой? И кто виноват?»  бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотится вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.

        Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант – когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом нужно ласковую строгость.

        Далее, необходимо максимально организовать  его жизнь. Как никому другому, ему нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и решимость. Полезно вывести на стене подробный распорядок дня. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При  этом следует заметить на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, «тормозной» путь длиннее обычного. Поэтому, если пора заканчивать игру, не требуйте чтобы он это делал немедленно, а предупредите заранее, что время подходит. Вообще таким детям приходится напоминать все по несколько раз. Это их особенность, с которой необходимо считаться.

                 Строгая, дисциплина требуется и от  родителей. Они должны научится  говорить тихо и успокаивающе, без раздражения.  Это очень важный аспект домашней терапии. Важно научиться «ловить» тот момент, когда гиперактивный ребенок начинает болезненно возбуждаться. Это требует от родителей особого внимания, но его вполне  возможно натренировать – ведь когда-то вы умели по плачу и капризу своего малыша точно определять его желания.

        Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее и приятное. Повторение  слов создает ритм, слегка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет.

Детей 4-5 лет минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю, но интересующую ребенку тему. Задавайте простые вопросы, требующие простых ответов. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными – особенно. К сожалению, именно с ними взрослые, как правило, изъясняются в режиме команд либо раздражаются длинными эмоциональными монологами.

        Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже и не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте домой одного, максимум двух детей и держите игры под контролем, чтобы при необходимости быстро вмещаться и не дать разгореться конфликту. Но как же приучить его к коллективу? Всему свое время. Для гиперактивного ребенка важнее всего общение с ласковой, терпимой мамой.

Литература

  1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002
  3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002
  4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001
  5. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. — Дефектология, 2003, № 6
  6. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007
  7. Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребёнок. — СПб.: Питер, 2004
  8. Работа с гиперактивными детьми. – Любовь О. канд. псих. наук. - Дошкольный психолог, - школьный  психолог, -  сентябрь 2012 –С.24-39.
  9. Ратнер А.Ю. Неврология новорождённых: острый период и поздние осложнения. 4-е изд., М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 368 с. ISBN 978-5-94774-897-0
  10. Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004
  11. Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007