Презентация:"Психологическая готовность к школе"

Козлова Ирина Сергеевна

Психолого - педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к регулярному обучению в школе включает в себя такое важное направление работы педагога - психолога, как просвещение. Повышение психологичекой компетентности родителей и учителей создает условия для успешного обучения  и социализации ребенка с первых дней пребывания в школе. Краткое, лаконичное по форме, структурированное по содержанию и эмоциональное по окраске изложение презентации позволяет легче усвоить научный материал, по-новому взглянуть на своего ребенка, понять всю сложность и важность периода адаптации, наметить стратегию оказания помощи ребенку, опираясь на особенности его психического развития.

В первой части презентации родители и учителя знакомятся с научным взглядом на готовность ребенка к обучению, рассматривают 3 сферы школьной зрелости: интеллектуальная (могу), мотивационная (хочу) и произвольная(надо). Во второй части  знакомятся с признаками и причинами дезадаптации первоклассника. В третьей - речь идет о том, каких ошибок надо избегать родителям в начале обучения ребенка, как  снизить уровень тревожности в семье и создать условия для успешного обучения детей. Демонстрация слайдов сопровождается развернытыми комметариями психолога, ответами на уточняющие вопросы родителей и готовит родителей к ознакомлению синдивидуальными  результатами диагностики готовности  ребенка к обучению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Название презентации Ф.И.О ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС Психологическая школа родителей

Слайд 2

ВМЕСТЕ К ОДНОЙ ЦЕЛИ! ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ СПЕЦИАЛИСТЫ АДМИНИСТРАЦИЯ

Слайд 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Слайд 4

или школьная зрелость – понятия, определяющие функциональное созревание психики ребенка - важнейшей предпосылки к успешному обучению в школе. Выделяются три аспекта школьной зрелости : Интеллектуальный Эмоциональный Социальный .

Слайд 5

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями и знаниями Аналитическое мышление ( связи между явлениями) Дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона Достаточный уровень развития мелкой и крупной моторики Умение воспроизводить образец Логическое запоминание

Слайд 6

К предпосылкам необходимо отнести и качество речевого развития ребенка . Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления . Кроме того, применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух.

Слайд 7

Развитие произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Слайд 8

Произвольная регуляция действий как одна из предпосылок учебной деятельности включает: ♦ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ♦ умение ориентироваться на заданную систему требований ; ♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; ♦ умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительновоспринимаемому образцу.

Слайд 9

предполагает наличие у ребенка сформированной « внутренней позиции школьника »: потребности занять определенную позицию в обществе и принятие новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных особенностей. Готовность этого типа выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Слайд 10

Непосредственность в проявлении чувств, намерений, поведения Преобладание игровых мотивов Игнорирование правил: Не поднимает руку НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ Работает только при непосредственном к нему обращении Нарушает дисциплину Обижается на учителя

Слайд 11

Таким образом, уровень психического развития ребенка, как предпосылка к успешному обучению в школе, должен проявляться в следующих психологических сферах: Мотивационной – ХОЧУ! Интеллектуальной – МОГУ! Произвольной – НАДО!

Слайд 12

успешное освоение ребенком норм и правил, привыкание к новым условиям жизни требует времени. Адаптация длится от 2-4 недель до полугода и базируется на «3-х китах»: Здоровье – физическое, психическое, психологическое 2. Семья – психологический климат в семье, помощь, внимание и любовь к ребенку 3. Коммуникация – опыт общения со взрослым и детьми. Социально- Психологическая Адаптация -

Слайд 13

Признаки успешной адаптации: * Ребенок с радостью идет в школу, охотно рассказывает о школьных делах, не испытывает страхов *В целом, легко справляется с программой *Проявляет самостоятельность при выполнении учебных заданий и готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому *Испытывает удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем

Слайд 14

Симптомы школьной дезадаптации: Нежелание идти в школу Плохое засыпание Общая тревожность Проявление невротических симптомов (грызет ногти, выщипывает волосы, навязчивые движения, тики, мастурбация, энурез, энкопрез, покашливание…) Обострение психосоматических хронических заболеваний (дерматиты, астма, гастриты ..)

Слайд 15

Внимание и чуткость . Поддержите в ребенке его стремление стать школьником, проявляя искренний интерес к его школьным делам; серьезное отношение к первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения. Сотрудничество и доверие. Ваше положительное отношение к школе и учителям упростят ребенку период адаптации. Сотрудничайте с учителем, проявляйте разумную активность. Воздержитесь от ревности и негативных высказываний, иначе спокойствие и уверенность малыша в согласии между важными для него взрослыми будет подорвано. 10 заповедей родителей первоклассника 3. Режим и порядок. Помогите ребенку организовать рабочее место, режим учебной деятельности и отдыха. Мозг использует паузы, чтобы «уложить новые знания по полочкам». Не перегружайте ребенка. Огрехи в режиме дня в первые месяцы будут более серьезно сказываться, чем раньше. Обсудите с малышом новые правила и требования. Примите новые правила всей семьей. 4. Мудрость и любовь. Учитывайте генетику, здоровье и психологические особенности вашего ребенка (тип НС,темп деятельности, усидчивость, утомляемость, тревожность..) Ваша любовь к ребенку не должна зависеть от его успехов в школе.

Слайд 16

5. Осознанность и амбиции. Дайте ребенку право на ошибку - важно, чтобы он учился добиваться успеха, а не избегать неудач. Завышенные родительские ожидания и требования, зачастую, препятствуют раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка и заменяют естественное стремление получать новые знания и становиться успешным, стремлением удовлетворять амбиции родителей. 6. Стимул и сравнение. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (одноклассниками, братьями, сестрами и т.д.). Точка отсчета начинается от его сегодняшних возможностей и умений. Сравнение ребенка с другими не стимулирует, а только огорчает его. Избегайте чрезмерных требований- все и сразу. 7. Дружба и общение. Помогите ребенку подружиться с одноклассниками. Радуйтесь его новым школьным знакомствам. Приглашайте новых друзей на чаепитие домой. Помните, что игра, по-прежнему, должна иметь место в жизни ребенка. 8. Самостоятельность и уверенность. Стимулируйте самостоятельность в выполнении заданий – это основа будущей ответственности ребенка. Предлагайте варианты решения возникающих проблем, не делайте за него. Уверенный в своих силах малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее. 9. Терпимость и самооценка. Помогая ребенку выполнять задание, будьте терпимы и спокойны. Не вмешивайтесь во все что он делает, не раздражайтесь. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием, и это негативно отразится на его самооценке.

Слайд 17

10. Охрана и защита. Не позволяйте накопленной усталости, жизненным трудностям, неосознаваемым чувствам негативно влиять на ваши отношения с ребенком. Если появляется раздражение, значит, вам пора сделать перерыв, выпить чаю, подышать свежим воздухом и вспомнить, что на самом деле , вы очень любите друг друга !!

Слайд 18

Ваш психолог: Козлова Ирина Сергеевна Педагог-психолог высшей государственной категории Экзистенциальный психотерапевт Семейный психолог Член Межрегиональной Ассоциации психологов-практиков г. Москва каб.309 , 3 этаж старшей школы

Слайд 19

Заявка на консультацию: ФИО родителей - Иванова Анна Ивановна Имя /класс ребенка - Иванов Иван, 1класс А Контакт/телефон - Тел. 8-900-000-00-00

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!