Консультация для родителей "Тактика общения с непоседой"

Чиркова Светлана Владимировна

Информация для родителей непоседливых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktika_obshcheniya_s_neposedoy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Важно понять: стиль и тактика нашего общения с детьми закладываются в раннем детстве. Ребенок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного), нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пытаемся изменить ситуацию криком, угрозами, наказаниями, то тем самым создаем основу для будущих проблем.

Взрослые хотят руководить ребенком, считают необходимым это делать. Но руководить не значит «заставлять», «командовать», требовать беспрекословного подчинения. У ребенка должно возникнуть желание, чтобы им руководили. Он должен доверять нам, а упреки и угрозы совсем не способствуют этому.

Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определенных результатов, но и от того, как мы это делаем. И здесь имеет значение все – тон, интонация, взгляд, жесты.

  • Недопустимы (даже в критических случаях) грубость, унижение. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
  • Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься и обязательно поговорите с ним позже.
  • Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание и заинтересованность.
  • Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.
  • Разговаривая с ребенком, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
  • Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
  • Не оставляйте без внимания просьбы ребенка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы не можете ее выполнить. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.

  • Научиться не придавать «проступку» чрезмерного значения, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом дает понять: «давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность. Ребенок должен осознавать, что требование не прихоть взрослого, а отказ не демонстрация враждебности, не наказание за проступок или просто ваше невнимание к его просьбе.
  • Никогда не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
  • Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребенка. Тактика «ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает ребенку выход из ситуации, снижает самооценку, создает ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?».
  • Обязательно объяснить, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлепнуть, вряд ли можно объяснить ребенку, что кричать и драться нехорошо.
  • Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая».
  • Не стоит ставить в пример «непослушному» ребенку хороших братьев и сестер, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, подают не очень хороший пример для детей.

Подготовила

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 29»

С.В.Чиркова

по материалам  Безруких М.М. Ребенок-непоседа: Тетрадь для занятий с детьми.

Методические рекомендации. – М.: Вентана-Графф, 2001.