Диагностическая карта при раннем детском аутизме

Нестеренко Наталья Ивановна

Вегетативно -инстиктивная сфера. Аффективная сфера. Сфера влечений. Сфера общения. Зрительное восприятие. Тактильная чувствительность. Слуховое восприятие. Вкусовая чувствительность. Обонятельная чувствительность. Проприоцептивная чувствительность. Моторика. Интеллектуальное развитие. Игра. Навыки социального поведения. Психосоматические корреляции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д иагностическаякарта при РДА Исследование ребенка первых двух лет жизни Старший преподаватель Нестеренко Н аталья Ивановна Г. Красноярск

Слайд 2

Вегетативно- инстинктивная сфера 1.Неустойчивость ритма «сон – бодрствование». Засыпание лишь в определенных условиях: балкон, укачивание. Поверхностность сна. Спокойная бессонница. Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении. 2. Трудности взятия груди. Вялость, недостаточность времени сосания. 3.Срыгивания , рвоты. Склонность к запорам.

Слайд 3

Вегетативно- инстинктивная сфера 4. Отсутствие пищевого рефлекса. Возмож-ность кормления лишь в особых условиях. Избирательность в еде. Малоподвижность, пассивность. Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение. Длительное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, взятии на руки, купании, массаже.

Слайд 4

Аффективная сфера Эмоциональный облик: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность. Уходы в себя. Слабость или чрезмерность эмоций удивления, обиды, гнева. Слабая эмоциональная отвлекаемость. Немотивированные колебания настроения. Капризность, плаксивость, нытье, эмоциональная пресыщенность. Негативизм, агрессивная готовность. Склонность к эйфории, монотонным двигательным возбуждениям, дурашливое поведение.

Слайд 5

Аффективная сфера Длительный плач, потеря аппетита. Самооагрессия , тики, вегетативные расстройства. Психопатоподобные реакции на неудачу, агрессия к близким детям. Истереофорические реакции. Явления негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, агрессивность.

Слайд 6

Аффективная сфера Страхи. Страхи животных, бытовых шумов (звуки пылесоса, фена, шум в водопроводных трубах), тихих звуков: шелест бумаги, жужжание насекомых. Страхи остаться одному, потерять мать, чужих, высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты. Страхи с идеями толкования: угрозы, перевоплощения.

Слайд 7

Аффективная сфера Трудности при введении прикорма. Приверженность к узкому кругу еды, отвержение новых видов пищи. Приверженность привычным деталям: расположение мебели, предметов. Негативизм к новой одежде. Патологическая реакция на перемену обстановки: помещение в ясли, переезд: нарушение вегетативных функций, невротическое, психопатоподобное расстройство, регресс приобретенных навыков. Нарушение чувства самосохранения: свешивание за борт коляски, стремление бежать на проезжую часть улицы, отсутствие страха высоты.

Слайд 8

Сфера влечений 1. Агрессия. Жестокость к детям, животным, стремление ломать игрушки. Влечение к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости. Самоагрессия при неудачах. Брезгливость.

Слайд 9

Сфера общения Визуальный контакт. Отсутсвие фиксации взгляда на лице человека. Взгляд: неподвижный, застывший, испуганный. Комплекс оживления. Отставленность . Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие компонента: двигательного, голосового, улыбки. Первая улыбка: слабость, редкость, неземная, лучезарная – к звуку, ощущению, но не человеку. Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.

Слайд 10

Сфера общения Задержка в узнавании матери, отца. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания. Привязанность к кому- либо из близких. Малая потребность в матери, слабость реакции на её уход. Отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление при взятии на руки. Появление слов мама, папа после других. Страх кого-либо из родителей. Избегание, враждебность.

Слайд 11

Сфера общения Реакция на нового человека. Тревога, сопротивление при взятии на руки, агрессия, игнорирование, сверхобщительность . Игнорирование контакта с детьми. Агрессивность. Импульсивность. Агрессивная реакция на рождение сибса. Избирательность контактов с детьми. Переносимость малых доз прикосновения, поглаживания, кружения, тормошения .

Слайд 12

Сфера общения Отсутствие отклика на имя. Псевдоглухота . Избирательность ответных реакций на речь. Отсутствие адекватного жеста. Стремление к территориальному уединению. Отношение к окружающему: необычность первоначального объекта – яркое пятно, деталь одежды…

Слайд 13

Зрительное восприятие Взгляд сквозь объект. Отсутствие слежения взглядом за объектом. Псевдослепота . Сосредоточенность на световом пятне, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания своих пальцев у лица, пальцев матери. Стремление к ярким предметам, их верчению, мельканию страниц. Включение и выключение света, открывание и закрывание дверей, верчение колес, пересыпание мозаики.. Раннее различение цветов. Зрительная гиперчувствительность- испуг при включении света, стремление к темноте.

Слайд 14

Зрительное восприятие Отсутствие реакции на слух. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам. Стремление к звуковой аутостимуляции : сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию пакетами, раскачиванию створок двери. Предпочтение тихих звуков. Ранняя любовь к музыке. Музыкальный слух. Гиперотрицательная реакция на музыку.

Слайд 15

Тактильная чувствительность Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку ногтей, волос. Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольствие от пересыпания круп. Обследование окружающего с помощью ощупывания.

Слайд 16

Слуховое восприятие Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам. Стремление к звуковой аутостимуляции : сминание , разрывание пакетов, раскачивание створок двери. Ранняя любовь к музыке. Хороший музыкальный слух. Гиперпатическая отрицательная реакция на музыку.

Слайд 17

Вкусовая чувствительность Непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

Слайд 18

Обонятельная чувствительность Гиперсензитивность к запахам. Обседование окружающего с помощью обнюхивания.

Слайд 19

Проприоцептивная чувствительность Проприоцептивные ощущения дают человеку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая от проприоцепторов, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений, дозировать силу мышечных сокращений при противодействии внешнему сопротивлению, например: при подъеме или перемещении груза.

Слайд 20

Проприоцептивная чувствительность Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажимание их при зевании. Удары головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре со взрослыми типа верчения, кружения, подбрасывания.

Слайд 21

Моторика Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Длительность и эффективность применения массажа. Моторный облик: двигательная затормо-женность , вялость или расторможенность, возбудимость. Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточность движений, ловкость при лазании, балансировании. Задержка в формировании навыка жевания.

Слайд 22

Моторика Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы). Особенность бега: импульсивность, чередование с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенность походки: деревянность , на негнущихся ногах. Упорное длительное раскачивание на игрушечной лошадке, качалке. Кружение вокруг своей оси. Разряды прыжков.

Слайд 23

Моторика Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих отрицание или утверждение, жестов приветствия или прощания. Бедность мимики- улыбки, испуга, плача. Напряженность, неадекватность гримасы.

Слайд 24

Интеллектуальное развитие Впечатление выразительности, осмыслен-ности взгляда в первые месяцы жизни. Впечатление тупости, непонимания простых инструкций. Плохое внимание. Полевое поведение, неспособность сосредоточения, отсутствием отклика на обращение.

Слайд 25

Интеллектуальное развитие Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стихам. Преобладание интереса к форме, размеру, цвету над образом в целом. Сложность фабулы фантазий, игр. Необычная слуховая память – запоминание стихов, текстов.

Слайд 26

Интеллектуальное развитие Интерес к знаку: тексту, букве, цифре, другим обозначениям. Особенность временных соотношений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего.

Слайд 27

Игра Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляции. Манипулирование лишь одной игрушкой. Символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игрушек и неигровых предметов по цвету, размеру, склонность к выкладыванию рядов орнаментов. Игра в одиночку. Аутодиалоги в игре.

Слайд 28

Навыки социального поведения Трудности усвоения режима –собственный режим. Запаздывание формирования навыков: пользования ложкой, удержания чашки, одевания. Страх горшка. Склонность к регрессу навыков. Патологические привычки. Связь с невротическими и психопатоподоб-ными явлениями.

Слайд 29

Психосоматические корреляции Предрасположенность к аллергическим заболеваниям. Аллергические реакции на лекарственные препараты. Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием: тревоги, страхи, стереотипии, регресс приобретенных навыков.