Тренинг детско-родительского взаимодействия "Мы одна команда"

Борисова Елена Николаевна

 

Тренинг детско-родительского взаимодействия «Мы одна команда»

Основная цель тренинга - способствовать установлению и раз­витию гармоничных отношений партнерства и сотрудничества роди­теля с ребенком. Задачи тренинга: -   взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка; -   расширение возможностей понимания родителями своих детей; -   формирование навыков эмоциональной саморегуляции; -   выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком.  Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_detsko-roditelskogo_vzaimodeystviya.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг детско-родительского взаимодействия

«Мы одна команда»

Основная цель тренинга - способствовать установлению и развитию гармоничных отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи тренинга:

  • взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка
  • расширение возможностей понимания родителями своих детей;
  • формирование навыков эмоциональной саморегуляции.
  • выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком;

Продолжительность занятия: 1 – 1, 5 часа.

Участники: 4-5 семьи - ребенок старшего дошкольного возраста с родителем.

Методы работы, используемые в тренинге: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.

Условия проведения, материалы и оборудование: помещение без парт, с расставленными по кругу стульями, бумага, ручки, нить, магнитофон, аудиозаписи, листы А4 по количеству участников, 2 маркера.

Планируемый результат Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье.

План-конспект тренинга

Педагог-психолог   знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Педагог-психолог  рассказывает, в какой форме будет проходить занятие и какой основной теме оно будет посвящено.

Упражнение 1. Знакомство.

Цель: знакомство, создание позитивного настроя. Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).

Упражнение 2. «Рисунок в паре»

Цель: отработка навыков сотрудничества родителей-детей

— Возьмите бумагу и по одному цветному карандашу (маркеру, мелку) — каждый партнер разного цвета. Договоритесь, кто будет начинать рисунок. На этом этапе все вербальные, то есть словесные формы общения запрещаются. Началом рисунка могут быть линия, загогулина, каракули. Передаете лист партнеру. Он прибавит что-то свое… Работа, повторяю, идет в тишине. Чувствуйте друг друга, дышите друг другом, понимайте (3 минуты).

Рефлексия под музыку

  • Какие чувства у вас сейчас?
  • Легко / трудно было выполнять это упражнение?
  • Что понравилось / не понравилось?
  • Что запомнилось?
  • Чему учит это упражнение?

Упражнение3.  “Найди своих родителей”

Цель: формирование навыков эмоциональной саморегуляции

Ребенку завязываются платком глаза. Родители садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти своего родителя. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

Упражнение 5. «Лавина»

Цель:  выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком

— Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы с ребенком совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию для веселого времяпрепровождения. У вас есть хорошая еда, напитки, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора, радио, средств связи (5 минут).

После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?» (по Ф. Зимбардо). Рефлексия

  • Какие чувства у вас после этого упражнения?
  • Чему оно учит?
  • Какие выводы вы можете сделать?

Упражнение 4. “Круг общения”

Цель:

Участники делятся считалкой: “Родители   – дети” на два круга. Внутренний круг - “Родители” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детям”. Дети двигаются по часовой стрелке вокруг родителей и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками: - поздоровайтесь; - потанцуйте; - поборитесь;
- помиритесь; - попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

Упражнение 6. «Связующая нить».

Цель: позитивное завершение.

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, прощается со всеми и передаёт клубок соседу. Тот, кому попал клубок, прощается со всеми и передаёт его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так далее по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все, оказывается, «связаны» одной нитью. Ведущий делает вывод: «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире».

Общий круг, психолог просит всех обняться за талию, благодарит участников тренинга, желает здоровья, счастья, понимания, любви.