Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Бондарева Анна Николаевна

     В статье  говорится о формировании мотивационной готовности учащихся 1 дополнительного класса к школе, даётся методика выявления готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьным условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivy_obucheniya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

 УДК 159.9.07                                                          

                                 

 А.Н.  Бондарева,

Педагог-психолог ОКОУ "Курская школа",

г.Курск, РФ

Е-mail: AnnaBond0071988@ mail.ru,

Л.В. Баландина

Учитель надомного обучения ОКОУ "Курская школа",

г.Курск, РФ

Е-mail: Mila.balandina.70@mail.ru.

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В статье  говорится о формировании мотивационной готовности учащихся 1 дополнительного класса к школе, даётся методика выявления готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьным условиям жизни.

    Ключевые слова: мотивационная готовность, адаптация, сюжетно-ролевая игра

В связи с введением с 1 сентября 2016 года федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, встал вопрос о планировании учебно- воспитательной работы, составлении адаптированной образовательной программы для учеников 1 дополнительного класса. Необходимо было провести обследование детей.

Период  адаптации к школе и школьным условиям  - процесс долгий и кропотливый. В начале  нового учебного года  педагогом и психологом были опрошены  дети с ограниченными возможностями здоровья. Старались выявить уровень их мотивационной готовности к обучению в школе. Анализ ответов детей на вопросы позволил выделить 4 группы мотивов и соответственно 4 группы детей: 1)дети, которые хотят учиться и ориентированы на саму учебную деятельность (2человека); 1) дети, которые хотят пойти в школу, но их привлекает не возможность чему-либо научиться, а какие-то внешние атрибуты жизни школьника (2человека); 3) дети, которые не имеют адекватного представления о школе. (1человек);4) четвёртую группу мотивов представляют дети, не желающие покидать семью, отрываться от родителей(3 человека).

На первом году обучения, т. е. в первом дополнительном классе перед учителем –дефектологом, педагогом-психологом и воспитателем группы стоит цель –сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья представление о школе и жизни школьников, воспитать положительное отношение к учебной деятельности, желание учиться в школе. Знакомство детей со школой мы начинали 1 сентября, когда наблюдали вместе с ними, как ученики приходят в школу, как строятся на линейку, как поздравляют своих учителей. Вторая экскурсия была посвящена внутреннему осмотру здания школы. Мы наблюдали, как обедают школьники во время перемены, а после звонка идут в класс. Дети познакомились с обстановкой класса, с учебными принадлежностями. Для того чтобы дети узнали, чему учат в школе, какие есть уроки, какие есть правила поведения на уроке, проводили беседы. Так же детям предлагались различные темы для рисования с целью закрепления полученных впечатлений, например, темы «1 сентября», «Урок в школе», «Что лежит в портфеле» и т. д.

    Проводя работу по ознакомлению детей со школой, не забывали и об индивидуальной работе с учётом отношения каждого из них к переменам в их жизни. У учащихся, которые выражали желание учиться, поддерживали это желание на определённом уровне.  Внимания требовали учащиеся второй группы, чьё желание базировалось на внешней привлекательности школьной жизни. Чтобы у этих детей сформировалось сознание важности учёбы, дополнительно беседовали с ними о том, чему они смогут научиться в школе и как это им пригодится в жизни. Дети, относящиеся к третьей группе, не требовали углублённой индивидуальной работы. В ходе общего для всех учащихся ознакомления со школой у них формируется желание стать школьником. Их начинают привлекать и внешние атрибуты школьной жизни и возможность чему-то научиться. Труднее всего приходилось в работе с детьми, которые не хотели идти в школу. Эти учащиеся трудно привыкали к новой обстановке, отрицательно относились к интеллектуальным нагрузкам, даже самым незначительным. На занятиях, в труде, в игре поощряли малейшие успехи таких детей, помогали спокойно преодолевать возникающие трудности, развивали уверенность в своих возможностях, прививая интерес к учебной деятельности, к труду.

   В конце учебного года для определения наличия интереса к школе  учащимся предлагались следующие задания, перед которыми стояла цель выявить значимость для ребенка обучения в школе и позиции школьника. По итогам были сделаны следующие выводы: учебно – коррекционная и воспитательная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья принесла положительные результаты.

Список использованной литературы:

1.Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1999.

2.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М., 1991г.

4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986

© А.Н. Бондарева, Л.В. Баландина, 2018