Как работать с обесцениванием

В настоящее статье даны рекомендации по работе с "трудными" клиентами. полезные не только психологам при работе с родителями и взрослыми, но и в всем специалистам, работающим в сфере общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_obestsenivanie_na_sayt.docx6.81 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать с обесцениванием.

Каждый специалист из сферы общения с людьми в своей работе рано или поздно сталкивается с клиентами, которые не верят в успех проводимой работы, упрекают окружающих в своих проблемах, скандалят или приписывают окружающим злые намерения, направленные в свой адрес, не признают свои достижения или достижения своих детей и т.д. Данное поведение в психологии называется «обесценивание». Как с ним справляться специалистам?

Для того чтобы понять, как работать с этим явлением, надо сначала определиться, что такое обесценивание, и каким оно бывает.

Согласно энциклопедическому словарю по психологии и педагогике, обесценивание - защитный механизм, при котором индивид приписывает преувеличенные и несоответствующие отрицательные качества себе или другим.

Выделяют три проявления обесценивания в жизни человека. Первое — обесценивание себя и собственных достижений. Второе — обесценивание человеком окружающих. И третье, когда окружающие обесценивают человека. Все эти проявления примерно об одном и том же — страх близости, недоверие, тревога, защита, зародившаяся в детстве человека. Рассмотрим данные проявления немного подробнее.

Обесценивание себя — игра на опережение. Надо раскритиковать себя раньше, чем это сделает кто-то другой. Самого себя критиковать не так болезненно, как принимать низкую оценку от посторонних. Будто запускается механизм недоверия к другим, их можно уже не слушать. И даже лестные слова перестают восприниматься, как правдивые.

Обесценивание других людей — про близость. Если "я" вижу их несовершенство, их недостатки, несоответствие моим внутренним идеалам, тогда можно с ними не сближаться. Ведь если сближаться с людьми, они точно могут обидеть, ранить, они же не идеальны...

Обесценивание другими людьми — про уязвимость, ранимость и значимость. Про неуверенность в себе, страх, что не смогу соответствовать чужим ожиданиям, а потому лучше позволить им обесценивать меня, приписать мне «низкие» мотивы поступков. Возможно также, что обесценивание другого человека может ко мне и не относиться — это его способ справляться с реальностью.

Рекомендаций в литературе и интернете , как работать с «обесценивающими» клиентами  не  много, и зачастую они носят абстрактный характер. Итак, что делать с обесцениванием специалисту?

1. Понимание причин обесценивания, по моему опыту, уже наполовину проделанная работа. Отношение к клиенту изменится, если понять, почему он так говорит или негативно воспринимает окружающих и свои достоинства. Здесь важно позволить клиенту быть собой, не осуждать его. Понимание уязвимости, ранимости и страха отвержения позволяет специалисту принять недостатки клиента.

2. Специалисту не стоит оправдываться, то есть принимать на свой счет то, что озвучивает клиент. Для клиента это словно признак того, что он прав, и только укрепляет его позицию.  Скорее всего, так делают все окружающие — либо оправдываются, либо в ответ нападают. Сохранение нейтральной принимающей позиции разворачивает клиента к специалисту и уменьшает его потребность выстраивать защиты.

3. Необходимо помогать клиенту разделять реальность и его фантазию (видение) реальности (в том числе эмоции и факты), особенно при упоминании «все», «всегда».

4. Возвращать клиенту ответственность за себя и свои чувства: «Возможно, для вас это сейчас так», «Видимо, вам сейчас это важно», «Жаль, что у вас подобный опыт общения», и при этом принимать его в этих состояниях.

5. Пробовать уточнить, какие чувства стоят за репликами и отношением клиента:«Возможно, это страшно, болезненно, тревожно».

6. Радоваться успехам клиента, хотя возможно, он их таковыми не воспринимает, поэтому особенно важно, чтобы это замечал специалист.

Данные советы могут сильно помочь в работе с «трудными» клиентами, если сам специалист уверен в себе и своих действиях, и готов принимать и понимать клиентов без осуждения и упреков.