Ориентиры развития ребенка от рождения до двух лет.

Наумова Юлия Игоревна

В формате брошюры для родителей и специалистов представлены основные сферы развития ребенка от года до двух лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перцептивно-двигательная координация (знание, основанное на движении и ощущениях)

Передвижение

  • Ходьба: Появление, интегрирование и практика в ее компонентах
  • Прямостояние
  • Чередование ног
  • Перенос веса         
  • Чувство равновесия
  • Возникает примерно в возрасте одного года
  • Рост координации
  • при ходьбе
  • Рост способности воспринимать условия среды.

Движения руки

Координация мелкой моторики: заметно возрастает в 12 - 30 мес.

  • Бросить мячик
  • Листать книгу
  • Нанизывать бусы
  • Резать бумагу ножницами
  • Строить башню в 6 кубиков
  • Держать чашку с питьем, не проливая
  • Одеваться самому (кроме пуговиц и шнурков)

Новые модели мышления

Данные о репрезентации (символическое мышление)

  • Способность воображать физически отсутствующий предмет
  • Систематически ищет спрятанные предметы
  • Появление систематич. решения проблем
  • Появление игры понарошку
  • Может имитировать события много времени спустя
  • Понимание зрительных моделей

Овладение постоянством объекта

(8-12 мес.)

  • Младенец находит предмет, спрятанный в одном месте, затем видит, как его прячут в другом месте
  • Ищет его там, где его прятали в первый раз

(12-18 мес.)

  • Если смотрел, то смена места его не сбивает
  • Если отвлекся, когда перепрятывали, скорее будет искать снова в первом месте, чем в других

(18-24 мес.)

  • “Там, где я ожидал, его не оказалось, но оно должно быть где-то тут.”
  • Способен предвосхищать траекторию движущегося предмета, ушедшего за преграду

Решение проблем.

Младенец 12-18 мес. целенаправленно решает проблемы, но все еще в основном полагается на метод проб и ошибок.

Младенец 18-24 мес. представляет в уме серию событий, прежде чем действовать (т.е. делает умозаключение)

Символическая игра (понарошку, или фантазийная) Игра, в которой один предмет заменяет собой другой (e.g., банан – это телефон, перила – это дорога)

  • Появляется на втором году
  • Позволяет детям выполнять действия на более продвинутом уровне развития, чем они могли бы сами (e.g., “налить молоко в чашку”)

Способность категоризации

  • 12 мес.: Вероятнее, что тронет игрушку, которую уже брал, чем другие игрушки той же формы
  • 18 мес.: Создает перед собой рабочее место и кладет там 2 или 3 однородных предмета
  • 24 мес.: Делит предметы на две разные категории, работая с каждой категорией по очереди
  • 30 мес.: Одновременно координирует работу над двумя большими категориями и создает подкатегории, группируя предметы еще и по цвету .

Новое чувство я 

Узнавание себя

  • 3 мес.: Почти без интереса
  • 4 мес.: Тянутся потрогать изображение в зеркале
  • 10 мес.: Тянутся за спину, если игрушку медленно опускают у них за спиной, пока они смотрят в зеркало, но не пытаются стереть красное пятнышко, тайком посаженное им на нос
  • 18 мес.: Тянутся к носу при виде красного пятнышка; на вопрос: “А это кто?” отвечают “Я”

Я как «делатель» 

18-24 мес. (тогда же, когда начинаются фразы в 2 слова)

  • “Сделал!”
  • “Оля закончила.”
  • “Ах-ох. Я починю.”

Чувство стандарта. Около 2 лет

  • Расстроены, когда у мишки нет уха, или если платьице в грязи
  • “Фу” и “Почини”
  • Берут на себя задачи типа использовать все кубики или посадить в коляску всех кукол
  • Активно просят помощи взрослых для достижения целей и поддержания стандартов.

Появление вторичных эмоций

6 первичных эмоций к своему первому дню рождения

•Радость, страх, гнев, удивление, грусть, отвращение

•Первичны – просто и прямо соотносятся с вызвавшими их событиями.

18-24 мес.: Опыт новых вторичных эмоций

•Смущение, гордость, стыд, вина, зависть, и т.д.. (т.е., самодовольная улыбка, вешает голову, закрывает лицо, пытается спрятаться)

•Вторичные – зависят от новых способностей младенца узнавать, обсуждать, думать о себе в связи с другими людьми (т.е. с точки зрения социальных стандартов, правил, или желанной цели)

•Их зовут также “социальными” или застенчивыми” эмоциями.

       

           

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА"

ОТДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ

Психолог ОРВ         Ю.И.Наумова