Педагог-психолог в детском саду

Трофименко Наталья Валерьевна

Основная цель работы педагога-психолога,  - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики,  индивидуальных особенностей ее развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.

Основная цель работы педагога-психолога,  - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики,  индивидуальных особенностей ее развития.

Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении   по следующим направлениям:

Первое - это консультации

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог  поможет  родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет  родителям, как  надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись. 

Второе направление - это диагностика 

     Плановая диагностика по возрасту проводится  для того, чтобы  определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь  ему, если  есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь  детям  психолог проводит игровые  коррекционно-развивающие занятия.

  Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание

Третье направление  - это коррекционно-развивающая работа

Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых  используются программы,  составленные  специалистами и включает следующие формы работы:

-индивидуальные коррекционные занятия;

- групповые коррекционно-развивающие занятия .

Четвёртое направление  - это психологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?

Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.

Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.

Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

Психолог в детском саду

Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. 

Хочется сразу разъяснить ситуацию:

психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. 

Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.

Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.

Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Педагогическое мероприятие

«по сохранению психологического здоровья педагогов»

                                                                                                Педагог-психолог:

                                                                                                Трофименко Наталья

                                                                                                 Валерьевна

2018 г.

Педагогическое мероприятие

по сохранению психологического здоровья педагогов

Цель:

Профилактика нарушений психологического здоровья педагогов.

Задачи:

- создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;

- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

- снятие эмоционального напряжения;

- формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

1.Вступительная часть.

- Уважаемые, коллеги. Сегодня наша встреча посвящена важному вопросу – сохранение психологического здоровья педагогов. Мы хотим предложить вам расслабится и отдохнуть, забыть немного о работе и подумать, о себе, любимой.

2. Содержательная часть.

2.1.Упражнение «Нарисуй соседа»

Все участники встают в круг. Ведущий предлагает всем поменяться местами с соседями, а затем выбрать себе в партнеры человека, который стоит напротив, образовав пару. Участникам предлагается нарисовать портрет партнера, но необычный: вместо глаз – то, на что любит смотреть, вместо носа - то, что любит нюхать, вдыхать, вместо рта – то, что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, а вместо волос – нарисовать или написать заветную мечту. На выполнение упражнения даётся 7-10 минут. После выполнения портера, каждый представляет своего партнера.

2.2.Беседа о синдроме эмоционального выгорания

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами:

•        снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;

•        бессонница;

•        постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

•        пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

•        повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

•        переживание негативных эмоций, для которых нет причин;

•        чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

•        чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

•        общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

•        ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

•        постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

•        чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

•        эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.

Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций.  И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.

Это не случается мгновенно. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого профессионала с большим опытом, наверное, есть свой "секрет", свое решение.

2.3.Цветотерапия.

Сеанс цветотерапии (презентация в сопровождении музыки на интерактивной доске).

2.4.Упражнение «Ущелье» (склонность к депрессии)

Педагогам предлагается картинка, на которой изображено ущелье. Им надо нарисовать человека, а также создать ему фон (небо, деревья, трава и т.д.).  Рисунок можно дополнить всем, что им необходимо. На выполнение теста дается 5 минут. Педагогам зачитывается интерпретация, они сравнивают результат со своим рисунком.

2.5.Упражнение «Стиральная машинка»

Все педагоги встают в круг друг за другом. Под руководством ведущего на спине впереди стоящего начинают выполнять движения, имитирующие стирку.

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

- Сегодняшней целью нашего мероприятия была профилактика нарушений психологического здоровья педагогов. Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения.)

Выдача раздаточных материалов.

После окончания мероприятия все участники получают раздаточные материалы с рекомендациями по избеганию стресса, синдрома эмоционального выгорания.

- Не забывайте говорить себе каждое утро ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам!

Литература:

  1. Клюева Н.В, Кряжева Н.Л. Снимаем псиэмоциональное напряжение // Управление ДОУ. 2003. №5.
  2. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб: Питер, 2008.
  3. Язева А.А. Стрессу – нет! // Воспитатель ДОУ. 2007. №4.



Предварительный просмотр:

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами:

•        снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;

•        бессонница;

•        постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

•        пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

•        повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

•        переживание негативных эмоций, для которых нет причин;

•        чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

•        чувство гипер ответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

•        общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

•        ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

•        постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

•        чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

•        эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.

Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций.  И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.

Это не случается мгновенно. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого профессионала с большим опытом, наверное, есть свой "секрет", свое решение.

Памятка: "ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ"

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

 педагога-психолога, Трофименко Натальи Валерьевны

МБДОУ д/с «Радуга»

(2017-2018 учебный год).

         Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного бюджетного образовательного учреждения детский сад «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста, в основе используется программа Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик».

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 4 до 6 лет, родителями воспитанников, педагогами, узкими специалистами, администрацией ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, в результате обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ, значительное место уделяется профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Цель программы:

Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей и семьи в условиях ДОУ.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Анализировать уровень развития познавательной, коммуникативной, эмоционально-личностной сферы дошкольников, степень овладения детьми предпосылками учебной деятельности; выявлять условия, затрудняющие развитие личности ребёнка.
  2. Способствовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников, развитию у них коммуникативных навыков на каждом возрастном этапе развития.
  3. Выстраивать индивидуальный маршрут по решению выявленных проблем в детском развитии.
  4. Способствовать развитию коммуникативной компетенции педагогов во взаимодействии с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников.
  5. Развивать у педагогического коллектива и родителей компетентность психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Содержание психолого-педагогической работы включает:

1 Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

 2. Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

3 Самостоятельную деятельность детей.

4 Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ по освоению образовательных областей.

Форма контроля — периодичность мониторинга 2 раза в год: сентябрь (начальный), апрель (итоговый).

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Коррекционные занятия могут проводятся в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения.

     Психокоррекционный комплекс включает в себя три основных блока:

     А) Диагностический блок

     Б)  Коррекционный блок

     В)  Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

В рамках профилактической работы

используются современные методы и технологии:

  • релаксационные и психогимнастические упражнения (М.И.Чистякова, И.В.Ганичева, Е.А. Алябьева);
  • методы игровой психокоррекции (Г.Л. Лендрет и др.);
  • музыкотерапия (О.А.Ворожцева, А.В.Майорова, С.А. Хатуцкая, Н.А. Фудин);
  • приемы сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева);
  • игры с песком (Грабенко Т.М., Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева);
  • самоанализ, дискуссии, ролевые игры, игры-драмматизации, творческие задания, инсценировки.
  • Игровые компьютерные технологии всероссийского образовательного проекта «Мерсибо» г.Москва.

В 2016-2017 учебном году планируется разработка проектов.

«Талантливые непоседы»

Цель проекта: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения, изобразительного творчества; выявлению способности детей в области математики, рисовании и словесности.

Участники проекта: родители и дети

Планируемые результаты: научить детей навыкам эффективного общения,

Используя программы: Е.А.Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет»,

В рамках инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего севера» подпрограмма «Лучшие на свете – воспитанные дети».

Проект «Толерантная личность. Я!»

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Участники проекта: родители и дети

Планируемые результаты: научить детей навыкам эффективного общения, межконфликтного общения среди сверстников.

Используя программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Комплексная программа «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», С.И.Семинака «Уроки добра», О.В.Защиринской «Азбука общения», Р.Р.Калининой Е.О.Смирновой, С.И.Семенака, И.А.Фурманова по профилактике агрессивного поведения у дошкольников, А.М.Прихожан, А.И.Захарова в работе с тревожными детьми.



Предварительный просмотр:

Проект «Талантливые дошколята» в рамках реализации инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»

Авторы

Трофименко Наталья Валерьевна

Образовательные области

Интеграция социально – коммуникативного, познавательного, речевого развития

Тема инновационного проекта

«Талантливые непоседы»

Участники

дети старшего дошкольного возраста

Педагоги ДОУ, родители

Аннотация проекта

Цель и задачи проекта.

Цель – выявление талантливых детей,

создание условий для развития и обучения.

Задачи:

-

Содержание проекта

Данный проект предусматривает развитие талантливых детей эффективное выявление талантов у детей, разработку и реализацию программ, составленных на основе

Этапы проекта

  1. Подготовительный (проблемно-ориентированный анализ, обоснование актуальности, поиск информации, изучение литературы, подбор диагностик).
  2. Проектировочный (планирование работы, составление плана –графика работы, определение и анализ ресурсного обеспечения, мониторинг).
  3. Реализация проекта (организация процесса реализации проекта).
  4. Контрольно-оценочный (установление соответствия результата проекта первоначальному замыслу, оценка степени эффективности проекта).

Сроки реализации

2017-2019 г.г.

Ожидаемые результаты:

Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления талантливого ребёнка: Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.

Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.

Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация.



Предварительный просмотр:

Инновационный  проект «Играя,  учимся дружить!»  в рамках реализации инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»

Авторы

Трофименко  Наталья Валерьевна

Фархиулина  Лилия Марсельевна

Образовательные области

Интеграция социально – коммуникативного, познавательного, речевого развития

Тема инновационного проекта

«Играя, учимся дружить!» Профилактика конфликтного поведения дошкольников в условиях Крайнего Севера.

Участники

Дошкольники среднего и старшего возраста, имеющие проблемы в поведении

Педагоги ДОУ

Аннотация проекта

  Истоки конфликтного поведения часто лежат в раннем детстве, в усвоении детьми шаблонов насильственного поведения взрослых и сверстников. Анализ агрессивных и неуверенных действий свидетельствует об их неспособности к позитивному решению конфликтных ситуаций. Невозможность  самостоятельно разрешить конфликт вызывает внутренний дискомфорт, стимулирует негативные чувства. В условиях Крайнего Севера тяжелый климат, длительная световая депрессия, территориальная отдаленность от других населенных пунктов,  длительное изолированное проживание нередко провоцируют создание конфликтных ситуаций. Уже в дошкольном возрасте надо объяснить детям причины конфликтов. Важно сформировать психологическую готовность к позитивному разрешению конфликтных ситуаций. В дошкольном возрасте эффективнее всего этого можно достичь через систему психологических упражнений в форме игры- ведущей деятельности дошкольника

Цель и задачи проекта.

Цель –формирование у детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи:

-формирование  у дошкольников понятия о конфликте (в когнитивном плане), 

- формирование позитивного отношения к себе и другим (в эмоциональном плане);

-научение способам проявления сотрудничества  в конфликтах, адекватному использованию различных психологических приемов взаимодействия и разрешения конфликта  - просьба, совет, договор, жребий и др. (в поведенческом плане)

Содержание проекта

Данный проект предусматривает позитивную социализацию эффективное социальновыявление детей, разработку и реализацию программ, составленных на основе

Этапы проекта

  1. Подготовительный (проблемно-ориентированный анализ, обоснование актуальности, поиск информации, изучение литературы, подбор диагностик).
  2. Проектировочный (планирование работы, составление плана –графика работы, определение и анализ ресурсного обеспечения, мониторинг).
  3. Реализация проекта (организация процесса реализации проекта).
  4. Контрольно-оценочный (установление соответствия результата проекта первоначальному замыслу, оценка степени эффективности проекта).

Сроки реализации

ноябрь 2017 г.-июнь 2019 г.

Ожидаемые результаты: результаты-продукты и социальный эффект

Результаты –продукты

1.Разработка и апробация компилятивной коррекционно-развивающей программы по формированию способности позитивного  разрешения конфликтных ситуаций.

2.Разработка методических рекомендаций для педагогов по профилактике конфликтного поведения.

3. Разработка консультаций по проблеме разрешения конфликтов для родителей

3.Апробация диагностического инструментария по социально-коммуникативному развитию.

Результаты – эффекты

Показатели  изменений:

В области знаний: осознание ребенком целей и мотивов собственных действий и действий другого человека

Понимание причин конфликта.

Осознание возможных способов решения конфликта

и их последствий для самого себя и для окружающих

В области отношений: способность к саморегуляции эмоциональных состояний и взаимоотношений с другими. Проявление эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

В области взаимодействия: наличие установки на позитивное разрешение конфликта; освоение стратегии равенства позиций; гибкость адекватного использования различных приемов и способов взаимодействия в конфликте.



Предварительный просмотр:

Что стоит за «плохим» поведением?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи.

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.

2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.

3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.

Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).

Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.

Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.

Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.

Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.

Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

____________________________________________________________________________________________

Л.В.Свирская «76 рецептов правильного общения с ребёнком».



Предварительный просмотр:

Как и за что хвалить ребенка?

Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?» Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе):

«Ты нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой без оценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, как всегда, слишком длинно?

Используйте иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Еще пример:

– Посмотри, что я делаю.

– Ты играешь с глиной.

– Что мне сделать?

– Ты можешь сделать все, что захочешь.

– Ладно, я сделаю птичку.

– Ты решил сделать птичку.

Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.

– Вам нравится?

– Ты очень старался.

В конечном счете важно, что думаем мы сами.

_____________________________________________________________________________

Л.В.Свирская «76 рецептов правильного общения с ребёнком».