Основы психологии труда
Данная программа разработана по запросу работодателей и предназначена для формирования дополнительных компетенций студентов СПО,обеспечивающих быструю профессиональную адаптацию и профессиональное становление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_psihologii_truda.docx | 48.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы психологии труда
общепрофессиональная подготовка
Учебная дисциплина введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО с целью получения дополнительных компетенций, соответствующих потребностям работодателей.
Разработчик:
Свищук Елена Мнайдаровна, педагог – психолог
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы психологии труда»
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины.
- Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: В процессе освоения дисциплины у обучающихся развиваются следующие компетенции (ОК): - уметь использовать навыки организации и координации взаимодействия между людьми, прогнозировать профессиональные риски и обеспечивать профилактику личной профессиональной деформации. |
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; практических занятий 20 часов, самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины | ||||
Наименование тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | |||
Тема 1 Введение | Содержание учебного материала | 1 | ||
Понятие психологии труда. Сфера применения | 1 | 1 | ||
Тема 2. Работа | Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие работы. Понятие безработицы. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Плюсы и минусы работы | 1 | |||
Тема 3. Психология труда | Содержание учебного материала | 3 | ||
Цели и задачи психологии труда на производстве. Кадровая политика. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Влияние психологии труда на производство. Правила поведения при приеме на работу. Принципы отбора персонала. | 2 | |||
Самостоятельная работа:
| 6 | 3 | ||
Тема 4 Профессиональная адаптация | Содержание учебного материала | 3 | ||
Понятие профессиональной адаптации. Элементы профессиональной самоидентификации. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
2.Профессиональная пригодность. | 2 | |||
Самостоятельная работа: Информированность в профессии. Значимые качества личности. Ответственность. | 3 | 3 | ||
Тема 5. Организационное развитие | Содержание учебного материала | 2 | ||
Приверженность к организации и факторы её формирования. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Формальные и неформальные группы внутри организации | 1 | |||
Тема 6. Трудовой коллектив | Содержание учебного материала | 4 | ||
Понятие трудового коллектива. Групповая динамика. Характер труда человека. Индивидуальный стиль трудовой деятельности. | 2 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1.Потребности и способности в трудовом коллективе. 2.Профессиональная позиция. Профессиональная этика. | 2 | |||
Самостоятельная работа: Вложенный труд. | 1 | |||
Тема 8. Руководство | Содержание учебного материала | 2 | ||
Трудовой пост в организации. Должность. Нравственно – психологические качества руководителя. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Стили управления руководителя. | 1 | |||
Тема 9. Профессиональный конфликт | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
Профессиональная напряженность. Понятие и виды профессиональных конфликтов. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | 3 | |||
Пути решения профессионального конфликта. | 1 | |||
Тема 10. Трудовая мотивация | Содержание учебного материала | 1 | ||
Понятие трудовой мотивации. Теория Маслоу. | 1 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Когнитивные теории мотивации труда. Теории характеристик работы по Д.Шульц и С.Шульц. | 2 | 3 | ||
Тема 11. Удовлетворенность работой | Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие удовлетворённости работой. Факторы вовлечения в трудовой процесс. Факторы. Влияющие на вовлеченность в работу. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой. | 1 | |||
Самостоятельная работа: Удовлетворенность трудом и заработная плата. | 1 | 3 | ||
Тема 12. Физиология труда | Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие физиологии труда. Физиологические принципы рационализации труда. Факторы производственной среды и работоспособность. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Эстетика производства. | 1 | |||
Самостоятельная работа: Экстремальные и необычные условия труда. Категории экстремальной работы. | 2 | 3 | ||
Тема 13. Условия труда | Содержание учебного материала | 2 | ||
Условия труда: Местоположение организации. Уход за детьми и иждивенцами сотрудников. Характер работы . | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Дизайн рабочего места. | 1 | |||
Тема 14. Техника безопасности | Содержание учебного материала | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Факторы, влияющие на безопасность труда. Профилактика несчастных случаев. | 1 1 | |||
Самостоятельная работа: Профессиональные заболевания. | 2 | 3 | ||
Тема 15. Эргономика | Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие эргономики. Надежность человека как части эргатической системы. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Условия труда. Плюсы и минусы машин на производстве. | 1 | |||
Тема 16. Работа как источник стресса | Содержание учебного материала | 3 | ||
Понятие стресса. Причины производственных стрессов. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Формы проявления производственных стрессов. | 1 | |||
Профилактика производственных стрессов | 2 | |||
Самостоятельная работа: Индивидуальные подходы к предотвращению стрессов | 1 | 2 | ||
Тема 17. Профессионализация | Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие профессионализации. Стадии профессионализации. | 1 | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Этапы профессионализации | 1 | |||
Тема 18. Девиантное поведение на предприятии | Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие девиации. Алкоголизм. Наркомания. Воровство Порча оборудования. Невыполнение обязанностей. Грубость. | 2 | 1 | ||
Контрольная работа | 1 | 3 | ||
Всего ( обязательная аудиторная нагрузка/ самостоятельная работа обучающегося) : | 36 (18) |
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- мультимедийный экран;
- персональный компьютер.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей М.,2013.
- Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль 2012
- Климов Е.А. Введение в психологию труда М.,2012
- Левитов Н.Д. Психология труда М.,2013
- Дополнительная литература
Иванова Е.М. Психология изучения человека в трудовой деятельности. М.,2012 - Климов Е.А. Образ мира в разнообразных профессиях. М.,2009
- Маркова А.К. Психология профессионализма.М.,2011
- Толчек В.А. Проблемы современной психологии труда М.,2011
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.,2004.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | Текущий контроль: - выполнение индивидуальных домашних заданий; -тестирование; - экспертное оценивание выполнения практических работ. |
-реализовывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала; | |
Знания: | |
-знать факторы производственной среды, оказывающие влияние на трудовую деятельность человека; - знать этапы социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда с учетом психофизиологических особенностей |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой ( таблица)
Процент результативности ( правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90-100 | 5 | Отлично |
80-89 | 4 | Хорошо |
70-79 | 3 | Удовлетворительно |
Менее 70 | 2 | Не удовлетворительно |