Основы психологии труда

Свищук Елена Мнайдаровна

Данная программа разработана по запросу работодателей и  предназначена для формирования дополнительных компетенций студентов СПО,обеспечивающих быструю профессиональную адаптацию и профессиональное становление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_psihologii_truda.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы психологии труда

общепрофессиональная подготовка

Учебная дисциплина введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО   с целью получения дополнительных компетенций, соответствующих потребностям работодателей.

Разработчик:

Свищук Елена Мнайдаровна, педагог – психолог  

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы психологии труда»

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины.
  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-факторы производственной среды, оказывающие влияние на трудовую деятельность человека;
-психологическую специфику форм делового общения;
-основные психологические характеристики труда и профессии;
-основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала;
-технологии найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-реализовывать мероприятия по совершенствованию организации труда;
-реализовывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом  требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
-применять в практической деятельности знания в области эргономичной организации трудовой деятельности.

В процессе освоения дисциплины у обучающихся  развиваются следующие компетенции (ОК):
- обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, осознавая социально-экономическую значимость  профессии

-  уметь использовать   навыки организации и координации взаимодействия между людьми,  прогнозировать профессиональные риски и обеспечивать профилактику личной профессиональной деформации.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; практических занятий 20 часов,  самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы  

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

20

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

 


Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование тем

Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

Тема 1

Введение

Содержание учебного материала

1

Понятие психологии труда. Сфера применения

1

1

Тема 2. Работа

Содержание учебного материала

2

  Понятие работы. Понятие безработицы.

1

2

Практические занятия

2

Плюсы и минусы работы

1

Тема 3.  Психология труда

Содержание учебного материала

3

 Цели и задачи психологии труда на производстве. Кадровая политика.

1

1

Практические занятия

2

Влияние психологии труда на производство. Правила поведения при приеме на работу.

Принципы отбора персонала.

2

Самостоятельная работа:

  1. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда.
  2.  Методы психологии труда: наблюдение, эксперимент, опросный метод, тестирование, метод экспертных оценок и метод анамнеза.
  3. Организационная психология.

6

3

Тема 4

Профессиональная адаптация

Содержание учебного материала

3

Понятие профессиональной адаптации. Элементы профессиональной самоидентификации.

1

2

Практические занятия

2

  1. Адаптивное и неадаптивное профессиональное поведение

2.Профессиональная пригодность.

2

Самостоятельная работа: Информированность в профессии. 

Значимые качества личности.

Ответственность.

3

3

Тема 5. Организационное развитие

Содержание учебного материала

2

Приверженность к организации и факторы её формирования.

1

1

Практические занятия

2

Формальные и неформальные группы внутри организации

1

Тема 6. Трудовой коллектив

Содержание учебного материала

4

Понятие трудового коллектива. Групповая динамика. Характер труда человека. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

2

1

Практические занятия

2

1.Потребности и способности в трудовом коллективе.  

2.Профессиональная позиция. Профессиональная этика.

2

Самостоятельная работа:  Вложенный труд.

1

Тема 8. Руководство

Содержание учебного материала

2

Трудовой пост в организации.  Должность. Нравственно – психологические качества руководителя.

1

1

Практические занятия

2

Стили управления руководителя.

1

Тема 9. Профессиональный конфликт

Содержание учебного материала

2

3

Профессиональная напряженность. Понятие и виды профессиональных конфликтов.

1

2

Практические занятия

3

Пути решения профессионального конфликта.

1

Тема 10. Трудовая мотивация

Содержание учебного материала

1

Понятие трудовой мотивации. Теория Маслоу.

1

1

Самостоятельная работа: Когнитивные теории мотивации труда. Теории характеристик работы по Д.Шульц и С.Шульц.

2

3

Тема 11. Удовлетворенность работой

Содержание учебного материала

2

Понятие удовлетворённости работой. Факторы вовлечения в трудовой процесс. Факторы. Влияющие на вовлеченность в работу.

1

1

Практические занятия

2

Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой.

1

Самостоятельная работа:  Удовлетворенность трудом и заработная плата.

1

3

Тема 12. Физиология труда

Содержание учебного материала

2

Понятие физиологии труда. Физиологические принципы рационализации труда. Факторы производственной среды и работоспособность.

1

1

Практические занятия

2

Эстетика производства.

1

Самостоятельная работа: Экстремальные и необычные условия труда.

Категории экстремальной работы.

2

3

Тема 13. Условия труда

Содержание учебного материала

2

Условия труда: Местоположение организации. Уход за детьми и иждивенцами сотрудников. Характер работы .

1

1

Практические занятия

2

Дизайн рабочего места.

1

Тема 14. Техника безопасности

Содержание учебного материала

2

Практические занятия

2

Факторы, влияющие на безопасность труда.

Профилактика несчастных случаев.

1

1

Самостоятельная работа: Профессиональные заболевания.

2

3

Тема 15. Эргономика

Содержание учебного материала

2

Понятие эргономики. Надежность человека как части эргатической системы.

1

1

Практические занятия

2

Условия труда. Плюсы и минусы машин на производстве.

1

Тема 16. Работа как источник стресса

Содержание учебного материала

3

Понятие стресса. Причины производственных стрессов.

1

1

Практические занятия

2

Формы проявления производственных стрессов.

1

Профилактика производственных стрессов

2

Самостоятельная работа: Индивидуальные подходы к предотвращению стрессов

1

2

Тема 17. Профессионализация

Содержание учебного материала

2

Понятие профессионализации. Стадии профессионализации.

1

1

Практические занятия

2

Этапы профессионализации

1

Тема 18. Девиантное поведение на предприятии

Содержание учебного материала

2

Понятие девиации. Алкоголизм. Наркомания. Воровство Порча оборудования. Невыполнение обязанностей. Грубость.

2

1

Контрольная работа

1

3

Всего ( обязательная аудиторная нагрузка/ самостоятельная работа обучающегося)  :                                                                  

36 (18)

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

        


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийный экран;
  • персональный компьютер.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей М.,2013.
  2. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль 2012
  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда М.,2012
  4. Левитов Н.Д. Психология труда М.,2013

  1. Дополнительная литература
    Иванова Е.М. Психология изучения человека в трудовой деятельности. М.,2012
  2. Климов Е.А. Образ мира в разнообразных профессиях. М.,2009
  3. Маркова А.К. Психология профессионализма.М.,2011
  4. Толчек В.А. Проблемы современной психологии труда М.,2011
  5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.,2004.


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

1

2

Умения:  

Текущий контроль:

- выполнение индивидуальных домашних заданий;

-тестирование;

- экспертное оценивание выполнения  практических работ.

-реализовывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала;

-применять в практической деятельности знания в области эргономичной организации рабочих мест и трудовой деятельности

Знания:

-знать факторы производственной среды, оказывающие влияние на трудовую деятельность человека;
-знать психологическую  специфику форм делового общения;
-знать основные психологические характеристики труда и профессии;
-знать основные этапов становления субъекта труда и формирования профессионала;

- знать этапы социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда с учетом психофизиологических особенностей

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой ( таблица)

Процент результативности   ( правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно