Профессиональная этика и психология делового общения

Свищук Елена Мнайдаровна

Данная программа может быть  введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО   с целью получения дополнительных компетенций, соответствующих потребностям работодателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profesionalnaya_etika_i_psihologiya_delovogo_obshcheniya.docx52.85 КБ

Предварительный просмотр:

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

   по программе подготовки специалистов среднего звена

Составитель: Свищук Е.М.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональная этика и психология делового общения»

Область применения рабочей программы

      Рабочая  программа  учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения является частью образовательной программы профессиональной подготовки по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

1.1.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ОГСЭ. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.2.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

  • результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять деловое общение с соблюдением требования этики, эстетики и психологии общения;

  • принимать решения, отстаивать свою точку зрения;

  • использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами;

  • результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • психологические особенности общения;
  • типы общения и его строение;
  • закономерности общения;
  • правила делового общения;
  • этические нормы взаимоотношений с клиентами;
  • основные приемы ведения беседы, консультирования;

  • формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов,  самостоятельной работы обучающегося 45 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

 Практические занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

Контрольная работа

1

Дифференцированный зачет

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала  5

1

2

Этика как наука. Психология как наука.

Самостоятельная работа

Методы исследования этики

1

2

Теоретические предпосылки становления этики и психологии делового общения

Содержание учебного материала

1

2

2

Проблемы этики  и психологии в философии и истории психологических мыслей

Проблемы психологии личности и межличностного общения

Практическое занятие

№ 1 Общие представления о психике.

№ 2 Диагностика межличностного общения

1

        1

3

Самостоятельная работа

Понятие об этической культуре

Происхождение профессиональной этики

Сущность эстетического воспитания

1

1

1

2

Основные категории этики и их методологическое значение для осуществления профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

2

2

2

Мораль в системе социальных факторов профессиональной  деятельности  

Нравственные отношения в трудовом или служебном коллективе

Практическое занятие

№ 3 Моральный фактор и моральный выбор в профессиональной деятельности

1

3

Самостоятельная работа

Понятие и структура морального сознания

Категории морального сознания

Нравственный идеал как категория морального сознания.

Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений

1

1

1

1

2

 Сущность и

основные

характеристики

общения

Содержание учебного материала

Сущность   и   основные   характеристики   общения.  

Содержание, цель и средства общения.

Потребность   в коммуникативном взаимодействии людей.

Определение видов общения, их классификация на основе различных признаков

4

2

Самостоятельная работа

Исторический   аспект   возникновения   и   развития   общения

Специфика бытового и делового общения

2

2

2

Практическое занятие

№ 4 Барьеры общения и мотивы поведения.

№ 5 Коммуникативная, интерактивная и персептивная стороны общения.

№ 6 Определение видов взаимодействия по конкретным ситуациям

         

1

1

1

3

Содержание учебного материала

2

2

2

1

2

2

2

3

2

Речь как составной элемент общей культуры. Культура речи, ее функции.

Статус, выполняемые роли и групповая принадлежность.

Способности, репутация, привлекательность, имидж и личный магнетизм.

Практические занятия

№ 7 Особенности невербального общения.

№8-9 Учет дополнительных факторов в общении. Возрастные особенности поведения

№ 10 -11 Характеристика   личностных   качеств,   влияющих   на   общение.

Самостоятельная работа:

Нравственная дееспособность человека.

Роль морально-психологического климата коллектива в воспитании морального фактора – авторитет руководителя, чувства и настроения сотрудников.

Внешний вид. Религиозная ориентация в общении

3

Контрольная работа (12)

1

3

Специфика

и формы делового

общения

Содержание учебного материала

2

2

2

2

2

2

2

        

Основные принципы   делового   общения,   способствующие   достижению    успеха   в деятельности.

Индивидуальное, групповое и публичное общение.

Прямое и косвенное общение

Императивное, манипулятивное и диалогическое общение.

Личность и её индивидуальные особенности

Основные зоны дистанции между собеседниками во время общения

Самостоятельная работа

Языковые нормы общения

4

Психологические и этические аспекты проведения деловых бесед и переговоров. Конференции. Дискуссии.

Содержание учебного материала

         2

2

Конференция как совещание представителей научных, коммерческих, общественных и других организаций с целью обсуждения каких-либо вопросов

Практическое занятие

№ 13-14 Дискуссия.

2

3

Состоятельная работа

 Пресс-конференция

4

Деловая переписка

Содержание учебного материала

2

2

 Учет особенностей  и основные правила оформления деловых писем.

Практическое занятие

№ 15-16 Письменное деловое общение. Формы обращения. Изложения просьб.

№ 17-18 Выражение признательности.

№ 19-20 Письмо-предложение. Рекламные письма.

№ 21-22 Информационное письмо. Письма-извещения и письма-уведомления.

№ 23-24 Сопроводительное  письмо.  Письма-рекламации  или  письма-претензии.

№ 25-26 Письмо с предложением о сотрудничестве

12

Особенности

телефонного и

internet делового

общения

Содержание учебного материала

1

1

2

Основные характеристики телефонного разговора как служебной формы общения.

Требования, предъявляемые к телефонному разговору.

Практическое занятие

№ 27-28 Основные элементы композиции разговора по телефону. Звонки по домашнему телефону деловым партнерам.

№ 29-30 Технические средства общения - диктофон, видеоаппаратура, радио, телевидение.

№ 31-32 Роль internet в современном деловом общении.

2

2

2

3

Самостоятельная работа

Регистрация и общение в деловом форуме, группе, групповом мероприятии

4

2

Этика делового общения

Содержание учебного материала

1

1

1

1

1

1

2

Факторы, влияющие на формирование имиджа.

Внешний вид делового человека.

Стиль мышления и манера поведения.

Визитные   карточки   -   важное   средство,   облегчающее   деловое   общение.

Деловая  (хозяйственная)  этика  -  один  из  стержневых  элементов  культуры цивилизованного предпринимательства.

Деловой этикет и толерантность.

Практическое занятие

№ 33-34 Знакомство, представление и приветствия. Рукопожатие

№ 35-36 Оформление визитной карточки. Рекомендации по обмену визитными карточками

2

2

3

Самостоятельная работа

Основные  причины,  вызывающие  повышенное  внимание  к  вопросам  культуры делового общения

Этапы формирования собственного имиджа.

Порядок организации протокольных мероприятий

Требования этикета к проведению протокольных мероприятий

4

2

2

2

2

Конфликты в деловом общении

Содержание учебного материала

2

1

1

2

Конфликт как несовпадение интересов.

Внутриличностный конфликт

Проблема конфликтогенности в профессиональной сфере

Практическое занятие  

№ 27-28 Стратегии поведения в конфликтной ситуации

№ 29-30 Виды конфликтов и способы их разрешения

2

2

3

Содержание учебного материала

2

2

Учет  особенностей   общения  представителей  различных  наций.

Самостоятельная работа

 Религиозное  воздействие  на  развитие  национального самосознания и самоопределения.

Самосовершенствование. Составление плана личного  и профессионального саморазвития.

4

4

2

Дифференцированный  зачет ( 31-32)

2

3


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

экран настенный 1600x1600мм Профи, тип MW

3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

1.Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. Этика деловых отношений: учеб. Пособие. – М.: ФОРУМ, 2012.

2. Г.М. Шеламова Этикет деловых отношений – М.: АКАДЕМИЯ, 2012

Дополнительная литература

1.Г.М.Шеламова Деловая культура и психология общения. – М.: АКАДЕМИЯ, 2012.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-уметь эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

-уметь брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

-уметь обеспечивать  сплочение коллектива, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

-уметь ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя;

-уметь нести ответственность за результат выполнения заданий;

-уметь разрешать конфликт.

Устный опрос;

Письменный опрос;

Тестирование

Экспертное наблюдение в ходе  практических работ;

Анализ выполнения индивидуальных заданий

Знания:

-знать взаимосвязь общения и деятельности;

-знать цели, функции, виды и уровни общения;

-знать роль и ролевые ожидания в общении;

- формы  обращения,  изложения  просьб,

выражения признательности,   способы

аргументации в производственных

ситуациях

-знать технику и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- знать этические принципы общения;

-знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Устный опрос;

Письменный опрос;

Тестирование

Экспертное наблюдение в ходе  практических работ;

Анализ выполнения индивидуальных заданий