Профессиональная этика и психология делового общения
Данная программа может быть введена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО с целью получения дополнительных компетенций, соответствующих потребностям работодателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profesionalnaya_etika_i_psihologiya_delovogo_obshcheniya.docx | 52.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
по программе подготовки специалистов среднего звена
Составитель: Свищук Е.М.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Профессиональная этика и психология делового общения»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения является частью образовательной программы профессиональной подготовки по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
1.1.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ОГСЭ. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.2.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
- результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять деловое общение с соблюдением требования этики, эстетики и психологии общения;
- принимать решения, отстаивать свою точку зрения;
- использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами;
- результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- психологические особенности общения;
- типы общения и его строение;
- закономерности общения;
- правила делового общения;
- этические нормы взаимоотношений с клиентами;
- основные приемы ведения беседы, консультирования;
- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
Практические занятия | 48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
Контрольная работа | 1 |
Дифференцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала 5 | 1 | 2 |
Этика как наука. Психология как наука. | |||
Самостоятельная работа Методы исследования этики | 1 | 2 | |
Теоретические предпосылки становления этики и психологии делового общения | Содержание учебного материала | 1 2 | 2 |
Проблемы этики и психологии в философии и истории психологических мыслей Проблемы психологии личности и межличностного общения | |||
Практическое занятие № 1 Общие представления о психике. № 2 Диагностика межличностного общения | 1 1 | 3 | |
Самостоятельная работа Понятие об этической культуре Происхождение профессиональной этики Сущность эстетического воспитания | 1 1 1 | 2 | |
Основные категории этики и их методологическое значение для осуществления профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 |
Мораль в системе социальных факторов профессиональной деятельности Нравственные отношения в трудовом или служебном коллективе | |||
Практическое занятие № 3 Моральный фактор и моральный выбор в профессиональной деятельности | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа Понятие и структура морального сознания Категории морального сознания Нравственный идеал как категория морального сознания. Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений | 1 1 1 1 | 2 | |
Сущность и основные характеристики общения | Содержание учебного материала | ||
Сущность и основные характеристики общения. Содержание, цель и средства общения. Потребность в коммуникативном взаимодействии людей. Определение видов общения, их классификация на основе различных признаков | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа Исторический аспект возникновения и развития общения Специфика бытового и делового общения | 2 2 | 2 | |
Практическое занятие № 4 Барьеры общения и мотивы поведения. № 5 Коммуникативная, интерактивная и персептивная стороны общения. № 6 Определение видов взаимодействия по конкретным ситуациям |
1 1 1 | 3 | |
Содержание учебного материала | 2 2 2 1 2 2 | 2 3 2 | |
Речь как составной элемент общей культуры. Культура речи, ее функции. Статус, выполняемые роли и групповая принадлежность. Способности, репутация, привлекательность, имидж и личный магнетизм. | |||
Практические занятия № 7 Особенности невербального общения. №8-9 Учет дополнительных факторов в общении. Возрастные особенности поведения № 10 -11 Характеристика личностных качеств, влияющих на общение. | |||
Самостоятельная работа: Нравственная дееспособность человека. Роль морально-психологического климата коллектива в воспитании морального фактора – авторитет руководителя, чувства и настроения сотрудников. Внешний вид. Религиозная ориентация в общении | 3 | ||
Контрольная работа (12) | 1 | 3 | |
Специфика и формы делового общения | Содержание учебного материала | 2 2 2 2 2 2 | 2
|
Основные принципы делового общения, способствующие достижению успеха в деятельности. Индивидуальное, групповое и публичное общение. Прямое и косвенное общение Императивное, манипулятивное и диалогическое общение. Личность и её индивидуальные особенности Основные зоны дистанции между собеседниками во время общения | |||
Самостоятельная работа Языковые нормы общения | 4 | ||
Психологические и этические аспекты проведения деловых бесед и переговоров. Конференции. Дискуссии. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Конференция как совещание представителей научных, коммерческих, общественных и других организаций с целью обсуждения каких-либо вопросов | |||
Практическое занятие | |||
№ 13-14 Дискуссия. | 2 | 3 | |
Состоятельная работа Пресс-конференция | 4 | ||
Деловая переписка | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Учет особенностей и основные правила оформления деловых писем. | |||
Практическое занятие | |||
№ 15-16 Письменное деловое общение. Формы обращения. Изложения просьб. № 17-18 Выражение признательности. № 19-20 Письмо-предложение. Рекламные письма. № 21-22 Информационное письмо. Письма-извещения и письма-уведомления. № 23-24 Сопроводительное письмо. Письма-рекламации или письма-претензии. № 25-26 Письмо с предложением о сотрудничестве | 12 | ||
Особенности телефонного и internet делового общения | Содержание учебного материала | 1 1 | 2 |
Основные характеристики телефонного разговора как служебной формы общения. Требования, предъявляемые к телефонному разговору. | |||
Практическое занятие № 27-28 Основные элементы композиции разговора по телефону. Звонки по домашнему телефону деловым партнерам. № 29-30 Технические средства общения - диктофон, видеоаппаратура, радио, телевидение. № 31-32 Роль internet в современном деловом общении. | 2 2 2 | 3 | |
Самостоятельная работа Регистрация и общение в деловом форуме, группе, групповом мероприятии | 4 | 2 | |
Этика делового общения | Содержание учебного материала | 1 1 1 1 1 1 | 2 |
Факторы, влияющие на формирование имиджа. Внешний вид делового человека. Стиль мышления и манера поведения. Визитные карточки - важное средство, облегчающее деловое общение. Деловая (хозяйственная) этика - один из стержневых элементов культуры цивилизованного предпринимательства. Деловой этикет и толерантность. | |||
Практическое занятие № 33-34 Знакомство, представление и приветствия. Рукопожатие № 35-36 Оформление визитной карточки. Рекомендации по обмену визитными карточками | 2 2 | 3 | |
Самостоятельная работа Основные причины, вызывающие повышенное внимание к вопросам культуры делового общения Этапы формирования собственного имиджа. Порядок организации протокольных мероприятий Требования этикета к проведению протокольных мероприятий | 4 2 2 2 | 2 | |
Конфликты в деловом общении | Содержание учебного материала | 2 1 1 | 2 |
Конфликт как несовпадение интересов. Внутриличностный конфликт Проблема конфликтогенности в профессиональной сфере | |||
Практическое занятие | |||
№ 27-28 Стратегии поведения в конфликтной ситуации № 29-30 Виды конфликтов и способы их разрешения | 2 2 | 3 | |
Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Учет особенностей общения представителей различных наций. | |||
Самостоятельная работа Религиозное воздействие на развитие национального самосознания и самоопределения. Самосовершенствование. Составление плана личного и профессионального саморазвития. | 4 4 | 2 | |
Дифференцированный зачет ( 31-32) | 2 | 3 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
экран настенный 1600x1600мм Профи, тип MW
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1.Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. Этика деловых отношений: учеб. Пособие. – М.: ФОРУМ, 2012.
2. Г.М. Шеламова Этикет деловых отношений – М.: АКАДЕМИЯ, 2012
Дополнительная литература
1.Г.М.Шеламова Деловая культура и психология общения. – М.: АКАДЕМИЯ, 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
-уметь эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; -уметь брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; -уметь обеспечивать сплочение коллектива, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; -уметь ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя; -уметь нести ответственность за результат выполнения заданий; -уметь разрешать конфликт. | Устный опрос; Письменный опрос; Тестирование Экспертное наблюдение в ходе практических работ; Анализ выполнения индивидуальных заданий |
Знания: | |
-знать взаимосвязь общения и деятельности; -знать цели, функции, виды и уровни общения; -знать роль и ролевые ожидания в общении; - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях -знать технику и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - знать этические принципы общения; -знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. | Устный опрос; Письменный опрос; Тестирование Экспертное наблюдение в ходе практических работ; Анализ выполнения индивидуальных заданий |